«26» августа 2013 г. № 4ОП-Ч/
Министру образования и науки Российской Федерации
Д.В. ЛИВАНОВУ
Уважаемый Дмитрий Викторович !
В настоящее время в соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Министерство образования и науки разработало и представило на общественное обсуждение проект «Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (ПМПК), который, к сожалению, по мнению многих общественных организаций, по сути, повторяет традиционный сугубо формальный подход к определению ПМПК образовательной траектории ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. игнорирует инновационные приоритеты нового закона «Об образовании в РФ».
Ведь именно в целях преодоления формального подхода, когда утомленные члены ПМПК за минуты и «в поточном порядке» решают судьбу ребенка, в указанной части 5 статьи 42 № 273-ФЗ установлено, что осуществление функций ПМПК может быть возложено на центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, обладающие ресурсами для осуществления такой предусмотренной Федеральным законом деятельности, как «проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций».
Полагаем, что решение ПМПК не должно приниматься без длительного предварительного обследования ребенка командой специалистов сроком не менее, чем несколько недель/месяцев.
Также полагаем, что Положение о ПМПК должно тесно увязать деятельность ПМПК с деятельностью бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), поскольку именно МСЭ заполняет индивидуальные программы реабилитации (ИПР), определяющие образовательные услуги. Необходимо сделать обязательным прохождение ПМПК при оформлении инвалидности на МСЭ и заполнять раздел ИПР образование только с участием ПМПК.
И также об «образовательной» судьбе детей-инвалидов по достижении ими 18 лет. Сегодня все решения ПМПК, МСЭ (в части программы психолого-педагогической реабилитации ИПР) принимаются только для детей до 18 лет. Однако родители детей-инвалидов не раз поднимали вопрос о том, что дети-инвалиды с тяжёлыми формами заболевания поступают в школы позже 7 лет, во время обучения в школе переносят тяжёлые операции и длительные периоды реабилитации. В связи с чем эти дети не заканчивают школу к 18 годам. Поэтому предлагается увеличить для этих детей возраст поступления в школу до 8-9 лет и возраст обучающихся в школах до 23 лет (а в особых случаях, при множественной сочетанной патологии, вообще, не устанавливать верхней границы). И соответственно необходимо расширить возрастные границы для прохождения ПМПК от 0 до 23 лет (особые случаи, без верхней границы).
С уважением
Заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Председатель Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности,
Член Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Б.Л. Альтшулер
Скачать документ (файл .Doc)