Становление инклюзивного образования детей с ОВЗ и его перспективы определяются сегодня по двум основным позициям: какими средствами оно будет осуществляться (стандарты, учебные планы, программы, средовые условия, нормы взаимодействия и др.) и какими силами, кто будет это реализовывать. Очевидно, что вопрос об институализации инклюзивного образования, о его координирующей и ресурсной базе совсем скоро станет лимитирующим, основным.
Между тем практика организации инклюзивного образования в регионах уже определила таким координирующим и ресурсным центром инклюзии ППМС-центры. Как показывает опыт, как свидетельствуют материалы многочисленных конференций, круглых столов, мониторингов в различных регионах, в тех общеобразовательных организациях, где есть положительные результаты в становлении инклюзивного образования детей с ОВЗ, оно организуется при содействии и участии ППМС-центров.
ППМС-центры обеспечивают школам необходимые ресурсы и поддержку на всех этапах инклюзивного образования:
на базе ППМС-центров работают ПМПК, определяющие индивидуальные особенности и особые потребности ребенка с ОВЗ и соответственно – специальные условия его включения в школьную среду, и сегодня деятельность ПМПК качественно совершенствуется;
специалисты центров осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе обучения, проводят курсы коррекционно-развивающих занятий с ними;
обладая профессиональными знаниями об особенностях «особого» ребенка, они помогают создать в школах специальные условия и атмосферу принятия с опорой на его сильные стороны и с учетом реальных возможностей;
ППМС-центры обеспечивают методическую, практическую и психологическую поддержку учителя, реализующего инклюзивную практику;
они обеспечивают поддержку семьи в процессе обучения и социализации особого ребенка
и многое другое – по необходимости обеспечения двустороннего процесса инклюзии - адаптации особого ребенка к школе и школы – к его особенностям и потребностям.
И действительно, это очень обнадеживающая практика. Однако перспективы становления и развития инклюзивного образования с опорой на ППМС-центры сегодня очень сомнительны в силу возникших нормативных противоречий и ограничений.
Новый Закон об образовании, в котором впервые закреплены основные положения образования детей с ОВЗ, перспективы развития инклюзивного образования в стране, вместе с тем создал большие сложности для реализации основной роли и функций ППМС-центров вообще и, особенно - в отношении инклюзивного образования. Ни в статье 42, где впервые обозначены функции ППМС-центров, ни в других статьях закона не определен статус ППМС-центров в системе образования как образовательных организаций.
ППМС-центры существуют 20 лет, и более 15 лет их деятельность регламентируется Типовым положением об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, принятым Постановлением Правительства РФ. В соответствии с этим положением ППМС-центры – это образовательные учреждения особого типа, реализующие индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие дополнительные программы, и их деятельность подлежит лицензированию.
В новом же Законе об образовании образовательный статус ППМС-центров не определен: их нет ни в перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ни среди организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению образовательной деятельности. Утерян и собственный образовательный статус ППМС-центров, и собственный тип образовательных программ – среди дополнительных образовательных программ коррекционно-развивающие программы не перечислены.
Таким образом, по сравнению с Типовым положением, Закон об образовании не создает возможности для дальнейшего развития ППМС-центров, а напротив – лишает их. Теперь, чтобы сохранить свой образовательный статус, ППМС-центрам необходимо переориентироваться и реализовывать программы дошкольного образования, дополнительного образования взрослых или общеразвивающие программы дополнительного образования детей. Но и в этих случаях их положение в системе образования и перспективы финансирования сомнительны, поскольку фактически они выполняют функции других образовательных организаций. В условиях оптимизации системы образования это бесперспективно, но главное, что при этом ППМС-центры перестают выполнять свои основные функции, для которых создавались – сопровождение детей в процессе обучения и социализации и сопровождение образовательного процесса в школах и детских садах. И уже совсем сложно осуществлять индивидуально-ориентированную работу по сопровождению особого ребенка в школе и обеспечению процесса инклюзивного образования. Кстати, ни в статье 42 Закона среди всех функций ППМС-центров, ни в статье 79 – среди условий обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ – нет вообще положений о роли ППМС-центров в сопровождении инклюзивного образования.
Последствия этих изменений не замедлили сказаться. В некоторых регионах положение ППМС-центров начало заметно ухудшаться. В Москве рассматривается вопрос о лишении ППМС-центров статуса образовательных организаций, а среди них немало подлинно ресурсных центров инклюзивного образования, оказывающих реальную помощь школам и дошкольным организациям.
Дабы сохранить положение ППМС-центров и их ПМПК в системе образования вообще и особенно в отношении инклюзивного образования, сохранить и упрочить ресурсы и опыт по сопровождению особого ребенка и его семьи, считаем необходимым внести поправки и дополнения в Закон об образовании, в частности:
расширить и дополнить статью 42 положениями о месте и роли ППМС-центров в сопровождении инклюзивного образования и реализуемых ими образовательных программах;
дополнить статью 42 уточняющими положениями о месте и функциях ПМПК в новых условиях;
дополнить статью 79 об образовании детей с ограниченными возможностями положением о сопровождении инклюзивного процесса ППМС-центрами;
внести ППМС-центры в перечень организаций организаций осществляющих образовательную деятельность (обучение) ( статья 31) и по обеспечению образовательной деятельности (статья 19);
ввести понятие дополнительных образовательных программ коррекционно-развивающей направленности (статья 31, 42) и установить их соответствие реализовавшимся до нового Закона об образовании индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам (статья 108) – предложения с перечнем изменений и дополнений в Закон об образовании прилагаются.
Согласовать и внести поправки в Закон об образовании необходимо срочно - до разработки региональных законов об образовании и положений об инклюзивном образовании детей с ОВЗ.
Сохранение образовательного статуса ППМС-центров на этапе становления инклюзивного образования детей с ОВЗ создаст дополнительные возможности:
для создания мощных ресурсных баз инклюзии с передачей всей полноты ответственности: за определение особого статуса ребенка и обозначение специальных условий ПМПК (!), обеспечение адекватного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ (ПМП-консилиумы, психолого-педагогическое сопровождение детей, содействие созданию специальных условий и т.п.), медиация в конфликтных ситуациях, мониторинг результатов;
совершенствование деятельности центров в интересах детей, изменения места, роли ПМПК, оздоровления ее работы;
изменения роли семьи в процессе обучения и социализации ребенка;
гуманизации школы, дошкольных учреждений, системы образования в целом.
Гусева С.В.. руководитель проектов муниципального ЦПМСС «Валеоцентр»,
председатель правления Некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие»