РЕКОМЕНДАЦИИ
Общественной Палаты Российской Федерации
по итогам общественных слушаний
«Проблемы организации и доступности образования
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях»
10 июня 2014 г. г. Москва
В Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания «Проблемы организации и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях».
В ходе слушаний, организованных Комиссией по образованию и Комиссией по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации, обсуждались вопросы включения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательный процесс в детских садах и школах по месту жительства. Рассматривалась проблемы доступности образования, обсуждались необходимые меры по повышению эффективности организации дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом положений действующего законодательства и существующих нормативных актов.
По мнению участников слушаний, доступность образования для детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом положений закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (далее Закон об образовании в РФ) связана, прежде всего, с вопросами обеспечения качества инклюзивного и специального образования, реализацией индивидуально-ориентированного подхода, разработкой индивидуального образовательного маршрута и его коррекцией в рамках психолого-педагогического сопровождения.
При этом отмечалось, что проблемы организации дошкольного и школьного образования принципиально не различаются между собой с точки зрения возникающих организационно-финансовых вопросов, нормативно-методического и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. В связи с наличием федеральной льготы на прием детей-инвалидов в детские сады, в регионах, где есть места в детских садах, она реализуется, но основные проблемы заключаются в готовности принять ребенка с инвалидностью и организации самого процесса образования в дошкольном учреждении с учетом специфики инклюзии.
Для этого необходима организация процессов обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Кроме того, необходимо обеспечить инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями сопровождением со стороны ресурсных центров: методическим и организационным обеспечением индивидуального образовательного маршрута, непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех возрастных этапах ребенка (раннем, дошкольном, школьном), внедрения новых подходов, новых современных программ коррекционной педагогики.
В этой связи возникает ряд важнейших вопросов, в том числе: какими силами и средствами будет обеспечиваться инклюзия детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательную среду, как будет разрабатываться и корректироваться индивидуальная образовательная программа, как она будет исполняться, учитывая отсутствие у педагогов общеобразовательных учреждений опыта обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Каковы будут критерии оценки успешности ребенка, а также механизмы финансового обеспечения специальных образовательных условий, психолого-коррекционного сопровождения в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка, оказания услуг ассистентом (помощником), и т.д.
Таким образом, одной из главных тем в ходе обсуждения являлась тема готовности массовых дошкольных и школьных учреждений к принятию на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с учетом происходящей реорганизации образовательных учреждений в образовательные комплексы (холдинги), а также большого количества обращений общественности по этой тематике.
Также в ходе слушаний рассматривались вопросы организации специальных условий образования, деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК), центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее ППМС-центры), механизмы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, организационные и финансовые аспекты образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Участники заседания – эксперты и специалисты образовательной сферы, представители некоммерческих организаций и родительской общественности отметили, что на практике применение прогрессивных положений Закона затруднено или имеет ряд принципиальных недостатков, обусловленных сложившейся практикой, а также несогласованностью законодательно-нормативных актов различных уровней.
Скачать документ в формате .DOC