Число детей в системе дошкольного образования – более 6,2 млн. Из них:
В группах компенсирующей направленности (специальное образование) – 455 584 (10%)
В группах комбинированной направленности (инклюзивное образование) – 26 984 (0.5%).
С 2007/08 года рост более чем в 3 раза.
Статистика (Российская Федерация)
Количество СКОУ 2013г. – 1708 (211 тыс. детей).
2010г. – 1804 (207 тыс. детей)
Уменьшение на 5% за последние 3 года
При этом рост обучающихся на 2%
3345 школ осуществляют инклюзивное образование
Статистика (г.Москва)
За последние 3 года количество детей, получающих дошкольное образование, выросло в 1.5 раза: с 288000 до 424000 детей. Из них 44800 детей получают дошкольное образование в различных вариативных формах:
1696 групп кратковременного пребывания;
477 центров игровой поддержки (ЦИПР);
102 службы ранней помощи детям в возрасте до 4 лет с выявленными нарушениями или риском нарушения;
109 лекотек для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов.
На конец 2013 году в Москве работают 670 семейных детских садов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 года
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Глава 7. Общее образование
Статья 64. Дошкольное образование
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Вопросы инклюзии
Как влияют рыночные механизмы регуляции образования на развитие инклюзии?
Как система оценки качества работы образовательного учреждения будет зависеть от внедрения инклюзивного образования?
Каким должен быть механизм распределения средств между
учреждениями образования в контексте реформирования системы
финансирования образования?
Инклюзия: плюсы и минусы
Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
Создание адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся образовательного учреждения.
Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
Формирование в сообществе (класс, группа, школа) милосердия, взаимоуважения.
Минусы????
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Барьеры для развития инклюзивного образования
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Отсутствие индивидуальных программ обучения, индивидуального режима обучения.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения.
Отсутствие методик и технологий организации образовательного и коррекционного процесса
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения (отсутствие пандусов, лифтов специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения).
Отсутствие методических материалов
Адаптированная образовательная программа
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
…2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ … понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В заключении комиссии указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
•расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
•обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
•приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
•развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
•реализации вариативных образовательных программ;
•соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
● полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
● детоцентризма образовательных программ;
● индивидуализации дошкольного образования;
● содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
● поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
● партнерства с семьей;
● учёта этнокультурной ситуации развития детей.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:
…
К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):
● ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, партнеров по совместной деятельности;
ВЫВОДЫ: Для развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы:
разработка нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования;
раннее выявление нарушений и проведение коррекционно-воспитательной работы с момента выявления;
возможность инклюзивного образования максимально приближенного к месту жительства;
соответствующая подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов образовательных учреждений;
ВЫВОДЫ: Для развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы:
создание организационных условий для развития инклюзивных практик в каждом образовательном учреждении - междисциплинарная служба сопровождения, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием;
создание Ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования; использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений и придание им функций ресурсных и методических центров;
ВЫВОДЫ: Для развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы:
обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов;
разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования;
разработка научно-методического обеспечения.
ВЫВОДЫ: Для развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы:
изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды);
внесение изменений в систему подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательного учреждения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Контакты:
Российская Федерация,
119121 ул.
Москва,
Погодинская, д. 8