РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Комментарии к Положению о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Комментарии к Положению о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Комментарии к Положению о деятельности организаций для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
№ пун-кта
Текущая редакция
Предлагаемая редакция
Пояснение
13 и 14
13. Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 1551 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению и с согласия законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
14. Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей, указанных в пункте 13 настоящего Положения, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем ребенка, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении его содержания в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
13. Помещение ребенка в организацию для детей-сирот в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, осуществляется по направлению органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания, выдаваемому по результатам определения нуждаемости в социальном обслуживании в соответствии с законодательством РФ о социальном обслуживании. Ребенок помещается в организацию для детей-сирот на срок не более 6 месяцев по заявлению и с согласия законных представителей ребенка, а также с учетом мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста.
В целях обеспечения прав и законных интересов ребенка при помещении в организацию для детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства или месту пребывания ребенка заключает с его законными представителями и организацией для детей-сирот соглашение о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, в соответствии с заключением органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания, выдаваемого по результатам определения нуждаемости в социальном обслуживании; обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении его содержания в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения. Примерное соглашение между законными представителями ребенка, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот утверждается федеральным органом государственной власти в сфере образования.
14. Временное устройство ребенка, имеющего родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей, в организацию для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья населения, об образовании или о социальном обслуживании в случае, если такие услуги не могут быть получены в иных организациях. Невозможность получения услуг в иных организациях устанавливается органом государственной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, образования или социального обслуживания населения соответственно.
Ребенок принимается в организацию для детей-сирот по заявлению и с согласия законных представителей ребенка, а также с учетом мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, и по направлению органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот. Медицинские, социальные или образовательные услуги предоставляются на условиях дневного или пятидневного круглосуточного пребывания ребенка в отдельном структурном подразделении организации для детей-сирот.
Ст. 1551 Семейного кодекса РФ вводит два правовых основания для помещения ребенка, имеющего родителей (иных законных представителей), в организацию для детей-сирот: для получения им медицинских, образовательных, социальных и иных услуг или на период невозможности родителей по уважительным причинам исполнять свои родительские функции. Соответственно, рассматриваемый проект должен дать регулирование двух разных правовых ситуаций, исходя из приоритета права ребенка жить и воспитываться в семье, предусмотренного Семейным кодексом РФ.
Пункт 13 предлагается посвятить регулированию помещения ребенка в организацию в случае временной невозможности исполнения родителями своих функций. При этом вводится обязательное подключение органа власти субъекта РФ, ответственного за социальное обслуживание в регионе, и в частности – за помощь семье в ситуации, когда семья не может заботиться о ребенке. Помещение ребенка в организацию для детей-сирот должно стать исключительным и временным видом помощи семье, когда невозможно разрешить ситуацию другими видами помощи.
Пункт 14 предлагается посвятить ситуации получения ребенком необходимых услуг в организации для детей-сирот. Это должно допускаться лишь в тех случаях, когда получить необходимые услуги в других организациях невозможно (отсутствие инфраструктуры). При этом вводятся особенности пребывания «родительского» ребенка в организации для детей-сирот, обусловленные целью помещения такого ребенка.
21 и 23, 24
21. Дети с рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или образовательные организации, в случае если в таких организациях созданы условия, предназначенные для воспитания и проживания детей такой возрастной группы.
23. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания их в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих общеобразовательных организациях. Дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу.
24. Дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания их в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, а детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу.
Нормы пункта 21, касающиеся помещения детей раннего возраста в организации, оказывающие социальные услуги, и образовательные организации, включить в пункты 23 и 24 соответственно, вставив в эти пункты вместо слов «в возрасте от 3 лет» слова «от рождения»:
«23. Дети от рождения и до достижения совершеннолетия или признания их в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих общеобразовательных организациях. Дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу.
24. Дети от рождения и до достижения совершеннолетия или признания их в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в образовательные организации при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, а детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу.
Выделение в акте отдельной группы детей до 3-х лет неоправданно с точки зрения развития и воспитания ребенка и может повлечь неоднозначное толкование воли законодателя – например, приоритет сохранения и создания отдельных учреждений для таких детей. Для исключения такого толкования предлагается объединить нормы пункта 21 и пунктов 23 и 24, что позволит проводить соответствующую интересам ребенка установку на приоритетное создание разновозрастных организаций.
22
22. Дети с рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания медицинских услуг, предоставляемых такими организациями. Период пребывания ребенка может быть продлен до 4 лет включительно только по решению руководителя медицинской организации при наличии согласия органа опеки и попечительства.
Дополнить и разместить после общих норм о помещении детей в организации, оказывающие социальные услуги, и образовательные организации (после пп.23 и 24):
«Дети с рождения и до достижения 3 лет, нуждающиеся по заключению врачебной комиссии в медицинской помощи постоянно или преимущественно в условиях медицинского стационара, помещаются под надзор в медицинские организации. Период пребывания таких детей в медицинской организации может быть продлен до достижения ребенком 4 лет по решению органа опеки и попечительства на основании заключения врачебной комиссии.»;
Имеющаяся формулировка, описывающая категорию детей, помещаемых в медицинские организации, дает основания помещать в медицинскую организацию любого ребенка в возрасте до 3-х лет. Это противоречит здравому смыслу (любой ребенок периодически нуждается в медицинских услугах, для этого его водят в поликлинику или вызывают врача – но не отдают жить в больницу); это противоречит также общей идее акта – приоритет пребывания детей любого возраста в учреждении, оказывающем социальные услуги, с получением иных услуг в соответствующих внешних организациях.
Помещение детей в медицинские организации должно стать исключительным для отдельных категорий детей. Это предполагает конкретизацию категорий, основания и порядка помещения детей в медицинские организации, а также расположение более специальной нормы в нормативном акте после общих норм о помещении детей.
36
36. Численность детей в воспитательной группе, в которой воспитываются дети до 4 лет, не должна превышать 6 человек, от 4 лет и старше - 8 человек.
Дополнить новым абзацем:
«В организации для детей-сирот может проживать не более 60 детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания»
В соответствии с п.2.4 СанПиН 2.4.990-00 состав в количестве 60 детей назван оптимальным для детских домов-интернатов, где живут обычные дети. В случае ДДИ для детей с нарушениями развития это число должно рассматриваться как максимальное.
Необходимо учесть в Постановлении особенности социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Небольшое число воспитанников учреждения будет способствовать их социализации (организации полноценной реабилитации, образования, досуга и проч. за пределами интерната).
РБОО «Центр лечебной педагогики», 25 апреля 2014г.