Тезисы к заседанию Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ
Клочко Елена Юрьевна
специальный представитель в Москве и Московской области Межрегиональной общественной
организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями
в психическом и физическом развитии»
Москва, 28.02.2014
Основания для разработки системы ранней помощи
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
«создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе»
Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Поручение Президента РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года
е) представить в установленном порядке предложения: «…о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам…»
Система организации ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям, этапы
I этап: выявление детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг развития):
- выявление проблем,
- направление в службу ранней помощи
II этап: создание и реализация программ ранней помощи:
- точная междисциплинарная оценка развития
- определение причин проблем,
- работа с ребенком по индивидуальным программам,
- работа с семьей
- обеспечение перехода ребенка из программ службы ранней помощи в образовательные программы других учреждений.
III Этап перехода ребенка в другие программы (в дошкольных и других учреждениях):
- организация необходимого сопровождения ребенка при переходе в дошкольное учреждение
Система может быть организована только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это необходимо для своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, организации непрерывного междисциплинарное сопровождения ребенка и семьи, обеспечения возможности для интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.
Основы межведомственного взаимодействия
здравоохранение
Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в здравоохранении должна быть создана единая, доступная и обязательная система скрининга физического и психического здоровья, уровня развития детей младенческого и раннего возраста, критерии и порядок направления ребенка и семьи в службы ранней помощи.
Здравоохранение - единственная система «в поле зрения» которой попадает каждый новорожденный ребенок.
- необходимо разработать и утвердить единую процедуру скрининга, включая пренатальный, ранний в роддомах, детских поликлиниках и пр.
- разработать и внедрить эффективные протоколы для выявления, мониторинга, оценки нарушений развития
- создать нормативную базу на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, организовать обучение специалистов, для проведения скрининга развития, разработать порядок и процедуру направления ребенка в службу ранней помощи
- обеспечить статистику и учет детей группы риска для целей дальнейшего мониторинга
Основы межведомственного взаимодействия
социальное обслуживание
В сфере социального обслуживания:
- необходимо, чтобы услуга по оказанию ранней помощи была закреплена нормативным актом, в частности планируемым постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, а также нашла отражение на региональном уровне при утверждении новых региональных стандартов и порядков оказания новых видов услуг;
- необходимо внесение изменений в структуры государственных и муниципальных учреждений;
- необходимо изменение штатных расписаний и должностных обязанности специалистов, работающих в новых службах или оказывающих социальные услуги на основе технологии раннего вмешательства.
Основы межведомственного взаимодействия
образование
- интеграция создающейся системы ранней помощи в имеющуюся систему регионального и муниципального образования
- привлечение к работе служб ранней помощи ППМС-центров, создание лекотек, групп кратковременного пребывания, деятельное участие ПМПК в подготовке и организации перехода ребенка в соответствующие дошкольные учреждения
- обеспечение вариативности форм психолого-педагогического сопровождения. профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, групповые и индивидуальные занятия и пр.
- оценка необходимости инновационных услуг в области ранней помощи, создание новых видов образовательных услуг, связанных с оказанием ранней помощи и др.
- подготовка кадров, обладающих широким спектром медико-психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни, разработка программ повышения квалификации
- создание научно-методической базы для работы специалистов системы ранней помощи с ребенком и семьей
Служба ранней помощи
Служба ранней помощи – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям.
Междисциплинарная команда специалистов - это группа специалистов различных специальностей: неврологов, педиатров, травматологов-ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и т.д., работающих в Службе ранней помощи и оказывающих помощь конкретному ребенку и членам его семьи.
- Служба ранней помощи может создаваться как структурное подразделение учреждений системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения.
- Служба ранней помощи может создаваться как самостоятельное учреждение в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, как муниципальное учреждение или негосударственная организация.
- Важно сохранение этапности, обеспечение преемственности между службой ранней помощи и учреждениями системы здравоохранения, образования и социальной защиты.
Задачи службы ранней помощи
- Наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии
- Информационная и эмоциональная поддержка семьи, нормализация ее жизни
- Систематический мониторинг уровня развития ребенка
- Обеспечение пролонгированной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, направленной на формирование функциональных способностей у ребенка, максимальное развитие новых навыков в различных областях развития, его дальнейшую социализацию
- Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы помощи ребенку
- Координация и взаимодействие с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи
- Сохранение кровной семьи для ребенка с нарушениями развития и инвалидностью.
Система ранней помощи остро востребована родительским сообществом.
Предложения по итогам заседания
Создать межведомственную группу с участием Министерства труда и социального обслуживания населения, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки РФ с участием членов Совета, экспертов.
Цель создания -
Разработать с использованием представленных в ходе заседания материалов:
- Федеральное (типовое) положение о службе ранней помощи и пакет нормативных документов по ее функционированию на основе комплексного мультидисциплинарного подхода с привлечением специалистов здравоохранения, социальной и образовательной сфер (справочно – во многих странах принят Закон о ранней помощи).
- стандарты ранней помощи;
- рекомендации по организации межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения, социального обслуживания и образования на региональном и муниципальном уровне.
- включить услугу ранней помощи в примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемый Постановлением Правительства.
Предложения по итогам заседания
- юридически закрепить междисциплинарный подход в деятельности создаваемых служб ранней помощи, а именно: обеспечить права, льготы и гарантии специалистов разных профессий (медиков, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе), совместно работающих в службе ранней помощи;
- определить на федеральном уровне нормативы затрат на раннюю помощь ребенку с ОВЗ и инвалидностью, а также источники финансирования ранней помощи (из федерального и регионального бюджетов, из средств обязательного или добровольного страхования);
- разработать и принять стандарты подготовки специалистов в области ранней помощи, переподготовки, лицензирования и повышения квалификации в области ранней помощи;
- при создании системы ранней помощи предусмотреть ее семейно-центрированную ориентированность в естественном для развития ребенка окружении: в семье (в том числе с использованием домашних визитов), в среде сверстников (в детских дошкольных учреждениях в группах интеграции и программах социального участия), в сообществе во взаимодействии с ближайшим социальным окружением ребенка, его семьей.
Основной тезис
Создание системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и ОВЗ - необходимое
условие профилактики социального сиротства.
Спасибо за внимание!