«Условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ»
Уважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемые члены Совета!
Московский городской психолого-педагогический университет выступает соисполнителем работ по разработке Федерального государственного стандарта для обучающихся с ОВЗ и отвечает за:
-
Определение структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования различных категорий детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
-
Определение специальных условий, необходимых для детей c различными ОВЗ для осуществления основной образовательной программы основного и среднего общего образования
-
Разработка проекта специальных требований в федеральные государственные стандарты основного образования для детей c ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Разработка данных материалов позволит обеспечить доступность общего образования для детей с ОВЗ в части содержания коррекционной работы, создания для них специальных условий обучения, организации образовательного процесса и процесса сопровождения с учетом индивидуальных особенностей детей на всех уровнях образования.
Разработка данных материалов позволит обеспечить доступность общего образования для детей с ОВЗ в части содержания коррекционной работы, создания для них специальных условий обучения, организации образовательного процесса и процесса сопровождения с учетом индивидуальных особенностей детей на всех уровнях образования.
Выполняет эту работу Институт проблем инклюзивного образования МГППУ. Для того, чтобы в период до выхода и утверждения ФГОС для обучающихся с ОВЗ все дети могли получить необходимую поддержку нами разработаны Пакеты специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения, слуха, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти пакеты одобрены Министерством образования и науки и рекомендованы образовательным учреждениям страны.
Проблема заключатся в том, что инклюзивное образование во многих регионах реализуется как перевод детей с проблемами в обучении в массовое образование, нередко закрываются коррекционные образовательные учреждения, а в обычных школах специальные условия не создаются. Такой механический подход к инклюзии представляется неэффективным и вредным для самих детей с ОВЗ и инвалидностью. Кроме того, это может вызвать негативное отношение со стороны обычных детей и их родителей, а также является огромным риском на начальном этапе введения инклюзивного образования, так как может дискредитировать идею инклюзии в целом, несмотря на то, что ее эффективность доказана мировым опытом.
Второй важной задачей, которую выполняет Московский городской психолого-педагогический университет, является повышение квалификации по вопросам реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Сегодня разрабатывается программа курсов повышения квалификации по теме «Методология и технология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» для руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ; преподавателей учреждений, реализующих программы профессионального и дополнительного профессионального образования. В обучение будут включены 1150 человек из 20 регионов Российской Федерации. В сентябре 2015 года мы планируем провести всероссийский семинар-совещание по обмену опытом лучших практик реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы и выпустить методических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы (для разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья).
В преддверии запуска программы проведен мониторинг и анализ состояния профессиональной готовности педагогов общеобразовательных и коррекционных (специальных) школ к реализации коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В мониторинге приняли участие 655 педагогов начальных школ, включенных в апробацию ФГОС. Из них 355 педагогов общеобразовательных школ(51%), 320 педагогов специальных (коррекционных) школ (49%). Разрешите поделиться с Вами некоторыми данными.
|
Так выглядит вопрос ознакомления и обсуждения Концепции ФГОС на момент запуска апробации. Видно, что проект обсуждается в педагогических коллективах, но половина учителей его не читали , а есть и те, которые только что-то про него слышали.
|
Эти данные нужно учесть при организации апробации проектов стандартов.
Одной из важнейших профессиональных компетенций и ответственностей, которые запрашивает у педагога ФГОС, является организация специальных образовательных условий , адаптация образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это закреплено в Профессиональном стандарте педагога. Далеко не все учителя считают это своей профессиональной задачей.
Профессиональная готовность учителя во многом зависит от его профессиональной позиции и установки на результат образования ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Посмотрите данные по этому вопросу – каждый 5-й ребенок с инвалидностью может получить цензовое образование в пролонгированные сроки, каждый 3-й ребенок-инвалид может продолжать образование, так как родители ориентированы на получение аттестат. Ценностным образовательным результатом по мнению учителей, является способность ребенка с инвалидностью к самостоятельной жизни.
Данные показывают обобщенный взгляд педагогов на ожидаемый результат образования детей с инвалидностью и представления родителей об этом результате.
И последнее, что я считаю нужным проиллюстрировать в столь короткое время. Это мировозренческая позиция педагогов относительно самой идеи инклюзии.
Должна отметить, что за последние три года произошли изменения в этом вопросе: при увеличении гуманистических взглядов половина опрошенных педагогов выражают сомнения в возможности обучать разных детей вместе.
Говоря о профессиональной готовности педагогов, должна отметить острейшую проблему условий реализации Стандарта – отсутствие специалистов сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов) в школах.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013г. установлено, что при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся вводятся штатные единицы: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) и учитель-логопед на каждые 6 - 12 учащихся; педагог-психолог на каждые 20 учащихся; тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Появление этих специалистов в школах возможно только при решении финансовых вопросов обеспечения Стандарта.
Проблемы, связанные с неопределенностью статуса ребенка с ОВЗ влекут за собой отсутствие четких представлений о контингенте и численности детей, на которых направлено действие соответствующих положений Закона об образовании. По обсуждению этой проблемы в Общественной палате 10 июня стало понятно, Что в ряде регионов существуют повышенные коэфициенты на реализацию образовательной услуги ребенку с инвалидностью. Например, Москва закрепила Постановлением правительства – 2,0 и 3,0 от базового норматива. Подобный опыт есть в Карелии, Архангельской области, Новосибирской области, Красноярском крае. При этом практически ни в одном регионе образование детей с ОВЗ, не имеющих инвалидности, но имеющих особые образовательные потребности и нуждающихся в поддержке, до настоящего времени не обеспечено дополнительным финансированием. Каждый второй ребенок с РАС не имеет инвалидности, однако без тьютора он не сможет учиться в школе, Серьезным затруднением введением этой штатной единицы является отсутствие упоминания о ней в Законе «Об образовании в РФ», где упоминается ассистент (помощник), оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь. Проект профессионального стандарта «тьютор» сегодня обсуждается в Перечне профстандарта социальной сферы и требует принятия.
Реализация ФГОС должна получить финансовое обеспечение не только в части материальных средств, что также необходимо, а именно в части кадрового обеспечения и сохранения специалистов сопровождения в общеобразовательных организациях.
В завершении скажу, что российское образовательное сообщество с нетерпением ждет выхода ФГОС для обучающихся с ОВЗ. В этом смысле Стандарт должен обеспечить не только требования сегодняшнего дня, но и быть ориентирован на будущее российского образования.