Положение ППМС-центров в новых условиях
Закон об образовании № 273-ФЗ от 29.12.12, определив назначение и роль ППМС-центров, не создал правовой основы их деятельности в отношении статуса, места в системе образования, характера деятельности, реализуемых программ и услуг. Это привело к возникновению дополнительных препятствий, ограничений и рисков, существенно ухудшило их положение в сравнении с прежним - постепенно складывавшимся в отношении ППМС-центров за 20 лет их существования и эффективной деятельности, закрепленным в Типовом положении.
В соответствии с новым законом ППМС-центры перестают быть образовательными организациями, их деятельность и программы не признаются образовательными, их деятельность не может быть перелицензирована как образовательная, а специалисты не могут считаться педагогическими работниками - при том, что сфера деятельности ППМС-центров в системе образования определена Законом достаточно четко.
Такое противоречие создает крайне ненормальную диспропорцию в положении специалистов (педагогов-психологов, коррекционных педагогов, социальных педагогов) ППМС-центров и их коллег, работающих в образовательных организациях всех прочих типов.
Все это приводит к выводу о том, что в настоящий момент возникла угроза существованию более чем 700 ППМС-центров страны. Относительно определенным, но и весьма сложным по содержанию, можно считать лишь положение центров, осуществляющих дополнительную реализацию «легитимных» программ - дошкольного образования и образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых – подобно основным организациям, осуществляющим эту образовательную деятельность.
Если не искать решения этой проблемы прямо сейчас, до принятия регионами своих Законов об образовании и Положений о ППМС-центрах, то будет происходить сокращение и прекращение их финансирования как образовательных организаций, отзыв лицензий на право образовательной деятельности, уход квалифицированных специалистов и в итоге - сворачивание помощи детям, нуждающимся в коррекции и реабилитации
Сравнение положения ППМС-центров до и после принятия Закона об образовании № 273-ФЗ от 29.12.12
Позиции
|
До введения Закона в действие
|
В новых условиях
|
Выводы
|
нормативные основания деятельности и финансирования
|
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, как особом типе образовательного учреждения (принято Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867, Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
|
Закон об образовании, ст.42:
определены роль и значение, но не определено положение ППМС-центров в системе образования.
Д.б. приняты Законы об образовании и Положения о ППМС-центрах регионального уровня
|
Решение вопросов о положении ППМС-центров передается на уровень регионов
|
статус организации в системе образования
|
Особый тип образовательного учреждения - образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
|
Нет закрепленного статуса образовательной организации:
- нет в перечне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (исчерпывающий список) – ст.23;
- нет в перечне организаций, осуществляющих обучение – ст.31.
|
Основная проблема – потеря статуса образовательной организации
|
лицензирование деятельности
|
Образовательная деятельность, согласно пп.13-15 Типового положения.
п.15: «Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ»
п.13: «Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно»
|
Основная деятельность ППМС-центров по собственным программам не считается образовательной и не лицензируется, поскольку в ст.23 в перечне образовательных программ нет индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ ППМС-центров.
ППМС-центрам, чтобы быть образовательной организацией (организацией, осуществляющей обучение), необходимо осваивать и получать лицензию на реализацию не своих программ, а программ дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых
|
Для многих ППМС-центров становится актуальным освоение программ дошкольного образования, дополнительного образования детей и взрослых
|
финансирование
|
Стабильное - на основании государственного (муниципального) задания образовательному учреждению в соответствии с региональными законами
|
Проблематичное: основная деятельность не является образовательной, а по программам дошкольного и дополнительного образования - неэффективна, затратна с позиций бюджета. Оптимизация неизбежна
|
В условиях оптимизации системы образования ППМС-центры оказываются весьма уязвимыми
|
положение педагогов
|
Социальные льготы: пенсия по выслуге лет, удлиненный отпуск (56 календарных дней), укороченная рабочая неделя и др.
|
В отсутствии образовательного статуса у ППМС-центров их специалисты (психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги и др.) теряют социальные льготы и гарантии, которые сохраняются у их коллег, работающих в школах, детских садах и т.п.
|
Социально-экономическое положение специалистов ППМС-центров ухудшается – относительно прежнего и сравнительно – с коллегами тех же профессий
|