РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Отчет Елены Клочко за июль 2014 год
Отчет Елены Клочко за июль 2014 год

Клочко Елена Юрьевна,

Заместитель председателя «Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности» (далее - КС)

 

Отчет за июль 2014 г.

Проект РОО «Право ребенка» «Социальная правозащита»

Направление «Дети-инвалиды в семье и в учреждениях»

 

1. Работа по организации общественной поддержки инициатив по внесению изменений в Гражданский Кодекс РФ и др. законы в части введения института «распределенной» опеки/попечительства и по созданию службы независимого контроля, предусмотренной «Законом о психиатрической помощи»

 

8 июля состоялось завершающее заседание рабочей группы при Совете Федераций РФ под руководством сенатора К.Э.Добрынина, зам. Председателя Комитета Совета Федерации  по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

Проведено окончательное согласование: (1) проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения степени реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»,  (2) предложений о расширении функций создаваемой службы независимого контроля.

 

Неурегулированными остались два вопроса:

  1. По мнению разработчиков законопроекта необходимо в каждом индивидуальном случае проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы человека с психическими (ментальными) нарушениями, который освидетельствуется на предмет дееспособности, помещения в стационарное учреждение и пр. По мнению представителей  Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского, делегированных в состав рабочей  достаточно только психиатрической экспертизы.  Членами рабочей группы -разработчиками проекта, - высказано  мнение, что сужение освидетельствования до психиатрической экспертизы вступает в противоречие с решением Конституционного суда по делу недееспособной гражданки И.Деловой, которое легло в основу поправок в ГК РФ по введению института ограниченной дееспособности. Именно это решение показало необходимость принятия во внимание не только медицинских, но и социально-психологических показателей, привлечения более широкого круга специалистов при освидетельствовании лиц с  психическими (ментальными)  нарушениями. 
  2. Разработчики, в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов, других международных актов, предложили расширить функции создаваемой службы независимого контроля на стационарные учреждения социальной защиты. Вопрос о форме создания,  регламенте деятельности и пр. службы независимого контроля над деятельностью стационарных учреждений здравоохранения и социальной защиты, создаваемой  в соответствии с «Законом о психиатрической помощи», по мнению большинства членов группы, находится вне направлений деятельности группы.

Продолжают поступать обращения от родителей в поддержку законопроекта, в частности, родителей инвалидов старше 18 лет, проживающих в ПНИ - г.Санкт-Петербург:

- коллективное обращение родителей;

- приложение к обращению.

 

О результатах деятельности и итоговом тексте документа, включая указанные вопросы, в ближайшее время будет доложено Вице-Премьеру О.Ю.Голодец, по поручению которой группа была создана.

В течение июля 2014 года Привлечение организаций-членов Координационного Совета к социологическому опросу по заказу Минобрнауки в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей».

Целью данного опроса является получение развернутой информации о доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, необходимой для разработки требований к адаптации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью и условий их реализации.

В опросе принимают участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Опрос проводится в центральных городах и административных центрах в 10 субъектах Российской Федерации: республики Дагестан, Бурятия, Курская, Воронежская, Липецкая, Саратовская, Ульяновская, Калининградская области, Пермский край, г. Санкт Петербург.

 

К опросу привлечены:

 

1.   Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ", г.Санкт-Петербург, Президент: Урманчеева Маргарита Алексеевна 

2.Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды» (ВРООИ «Искра Надежды») Поветкина Татьяна Евгеньевна, Председатель Правления 
3.Ассоциация родителей детей-инвалидов Республики Дагестан «Жизнь без слез», г.Махачкала, Руководитель: Гамзаева Айшат Ахмедбадавиевна
4. Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация Председатель: Кочеткова Зоя Григорьевна
5.Курская область, Курчатовская городская общественная организация - родительский клуб "Содействие" Управляющий Кицул Наталья Сергеевна
6. Пермская региональная общественная благотворительная организация "Общество помощи аутичным детям", Корелина Юлия Валентиновна, Председатель Правления
7.Благотворительный фонд "Социальная деревня "Светлая", Пермь, Директор фонда Калина Светлана Анатольевна

8. «Служба ранней помощи «Солнышко», Улан-Удэ, Республика Бурятия
 Заведующая отделением Даздорова Светлана Юрьевна, ГБУЗ ГБ№4 

 

24 июля 2014 года состоялось заседание Комиссии  по делам инвалидов при Президенте РФ, посвященное образованию лиц с ОВЗ и инвалидностью.

По поручению Е.А.Тополевой-Солдуновой, принявшей участие в заседании, были подготовлены нижеследующие предложения:

1. Разработать Постановление Правительства "О реализации положений ФЗ "Об образовании в РФ" в части инклюзивного и специального образования детей с ОВЗ или инвалидностью", регламентирующее:

- порядок определения статуса ребенка с ОВЗ или инвалидностью, критерии нуждаемости в специальных образовательных условиях,

- детализацию вариативности специальных образовательных условий и рекомендации по их финансированию,

- механизмы реализации инклюзивного образования, включая рекомендации по численности детей с ОВЗ или инвалидностью в инклюзивных классах/группах общеобразовательных учреждений, детальное разъяснение применения ФГОС для детей с ОВЗ или инвалидностью,

- обеспечение сопровождения инклюзивного образования в качестве основной функции в деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая разработку и реализацию коррекционных и специальных образовательных программ, тесное взаимодействие с ПМПК,

- вопросы организации специального образования для целевой группы детей-инвалидов с тяжелыми ментальными нарушениями, нуждающихся в обучении по специальным программам безуровневого образования,

- обеспечение непрерывности и преемственности образовательных процессов, начиная от раннего выявления специальных образовательных потребностей и оказания ранней психолого-педагогической семейно-ориентированной помощи до завершения ребенком образовательного учреждения,

- обеспечение стимулирования (мотивации) образовательных учреждений, принимающих на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью.

 2. Разработать предложения по внесению изменений в ФЗ "Об образовании в РФ" в случае необходимости, выявленной в ходе подготовки Постановления.

 

Информация о заседании: http://state.kremlin.ru/commission/34/news/46371

 

29 июля 2014 года состоялось совещание в Агентстве стратегических инициатив по продвижению новых проектов по вопросам выявления барьеров развития отечественного производства средств технической реабилитации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Рассматривались преимущественно вопросы обеспечения ТСР инвалидов с опорно-двигательными нарушениями. Отмечались проблемы  отсутствия индивидуализации в Индивидуальной программе реабилитации ТСР с учетом особенностей и нужд конкретного инвалида, занижение стоимости стандартно предоставляемых ТСР, что приводит к монополии низкоэффективных производителей ТСР, в том числе отечественных, отсутствию стимулов для совершенствования ТСР.

Проблемы средств реабилитации ментальных инвалидов не рассматривались вообще. 

В этой связи в моем обращении было предложено при развитии рынка средств технической реабилитации обратить внимание на специфику ТСР для лиц с ментальной и сочетанной инвалидностью, особенно необходимых в образовательных процессах и обеспечения коммуникаций в повседневной жизни, в  том числе были сформулированы проблемы:

Отсутствия адаптированных русскоязычных развивающих программ для компьютеров коммуникаторов и планшетов для детей с аутизмом и умственной отсталостью, самих коммуникаторов, синтезаторов речи и пр. отечественного производства;

Отсутствия современных адаптационных приспособлений для пользования компьютерами людям с нарушениями двигательных функций и интеллектом разной степени сохранности;

Отсутствие адаптированных коррекционных программ дистанционного обучения детей с интеллектуальными нарушениями и компьютерного адаптированного оснащения, в тч законодательного обеспечения дистанционного обучения инвалидов с нарушениями интеллекта.

Достигнуты договоренности по дальнейшему обсуждению возможностей рассмотрения этого направления в рамках инновационных программ в Сколково.

 



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...