Образование детей с ограниченными возможностями здоровья:
проблемы и пути их решения
Т. В. Волосовец
директор ФГНУ «Институт психолого-
педагогических проблем детства» РАО,
к.п.н., профессор
1. Доступность образования для детей с ОВЗ - статистика, вариативность организационных форм и программ дошкольного образования, дошкольное образование детей до 3-х лет и т.п.
2. Проблемы инклюзивного образования:
- отсутствие индивидуальных образовательных программ, индивидуального режима обучения;
- отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса;
- отсутствие Индивидуальных программ трудового обучения. Ранняя профориентация;
- недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения);
- отсутствие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты).
3. Разработка нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования:
- создание организационных условий для развития инклюзивного образования в каждом образовательном учреждении (междисциплинарная служба сопровождения, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием);
- создание Ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования;
- использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений и придание им функций ресурсных и методических центров;
- обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов;
- создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ.
4. Разработка научно-методического обеспечения:
- разработка методологии инклюзивного образования.
- разработка и применение дифференцированного и разноуровневого учебно-методических комплектов в условиях единого образовательного пространства.
- разработка методов и технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе).
- разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования.
- изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды).
- внесение изменений в систему подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательного учреждения
- разработка научно-методического обеспечения.
5. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий
-по организации сопровождения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- при определении специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в общеобразовательных учреждениях.
6. ФГОС для детей с ОВЗ - общественное обсуждение.
В долгосрочной перспективе можно предположить создание и апробацию системы оценки качества инклюзивной образовательной среды; расширение сети образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного и профессионального образования, реализующих инклюзивное образование; создание и апробация технологических пакетов для обеспечения инклюзивного образования.