РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Доклад института им. Герцена
Доклад института им. Герцена

Слайд 1.

РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ 

 

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна!

Уважаемые члены Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере,

уважаемые участники заседания!

 

Позвольте представить вашему вниманию информацию о мероприятиях по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и механизмов его внедрения. Но прежде, чем приступить к характеристике собственно хода и результатов этой работы, разрешите выразить искреннюю благодарность Правительству России, Министерству образования и науки РФ за инициирование и продвижение соответствующего проекта – проекта, реализация которого позволит воплотить в жизнь многолетние чаяния и ожидания не только широкой педагогической и родительской общественности, но и, главное, мечты тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечив нормативно-правовую базу их полномасштабной интеграции в целостное образовательное пространство страны. Что же касается РГПУ им. А.И. Герцена, который выступает в качестве основного исполнителя проекта, то он приложит все усилия к тому, чтобы при организационно-управленческой поддержке Министерства образования и науки РФ и во взаимодействии с ведущими научно-образовательными и общественными организациями страны оправдать оказанное ему доверие.

Решение такой фундаментальной задачи, как создание федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, потребовало формирования состава исполнителей, адекватного ее масштабности, новизне и социальной значимости. Поэтому к работе, кроме ведущих специалистов РГПУ им. А.И. Герцена, составивших костяк коллектива исполнителей, были привлечены крупнейшие ученые России из ключевых научно-образовательных учреждений страны, специализирующихся в области коррекционной педагогики, психологии и инклюзивного обучения, а также авторитетные педагоги-практики из разных субъектов федерации (качественно-количественные характеристики состава исполнителей представлены на слайде 2).

Такая «глубина» состава исполнителей обеспечила плодотворность разработки Концепции стандарта и собственно проектов самих девяти образовательных стандартов для различных категорий детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой или двигательной сферы (прошу обратить внимание на слайд 3), причем созданные документы носят выраженный инновационный характер. Более того, необходимо подчеркнуть, что попытка разработки ФГОС обучающихся с расстройствами аутистического спектра, помощь которым до недавних пор не носила системный характер, предпринята и успешно реализована вообще впервые в отечественной образовательной практике.

Инновационность разработанных Стандартов определяется (слайд 4), во-первых, базированием на инклюзивной «философии» образовательной политики, а во-вторых – дезавуированием «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.

В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС (Слайд 5) в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются имеющиеся границы и «водоразделы» между общим и специальным образованием, в чем отчетливо воплощается движение к международным стандартам образовательной политики в отношении лиц с ОВЗ. Принципиальное значение в данном контексте приобретает и то, что все стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу, в чем также отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность разрабатываемого ФГОС.

Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

Это, в свою очередь, воплощается в определении в Стандарте четырех вариантов образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при – соответственно - уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости – пролонгирование календарных сроков обучения (прошу обратить внимание на таблицу, помещенную на слайде  6).

При этом в данном контексте должно быть обращено внимание на два принципиально важных обстоятельства.

Во-первых, для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных Программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, а также рекомендации к осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во-вторых, - и это следует подчеркнуть особо, - согласно разработанному Стандарту и его Концепции отнесение ребенка к тому или иному варианту осваиваемой образовательной программы категорически не является зафиксированной раз и навсегда константой: напротив, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой – с учетом мнения родителей, педагогов и позиции психолого-медико-педагогической комиссии.

В настоящее время проводится масштабная апробация проектов стандартов (Слайд 7). В ней принимают участие более 100 образовательных учреждений из 24 регионов России, отобранных по результатам специального конкурса, и эксперты, определенные Минобрнауки РФ.

По итогам апробации были внесены коррективы в проекты стандартов обучающихся с ОВЗ, пожелания и рекомендации педагогов-практиков учтены при разработке проектов адаптированных основных образовательных программ.   

Кроме того, предварительный анализ и обобщение результатов апробации позволил выстроить механизм внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в образовательную практику России (Слайд 8), который предполагает реализацию органами государственной власти субъектов федерации в сфере образования ряда действий: от оценки готовности образовательных организаций к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных образовательных программ и осуществления соответствующего мониторинга качества до совершенствования методического и дидактического обеспечения ФГОС, а также оптимизации нормативного сопровождения внедрения Стандарта, что предусматривает разработку договора между участниками образовательного процесса, процедуры согласования с родителями варианта программы для ребенка с ОВЗ, процедуры перевода ребенка с ОВЗ с одного варианта программы на другой  и т.д.

Неисполнение или не всеобъемлющее исполнение этих действий может создать риски недостаточно эффективного внедрения и – главное – реализации ФГОС, что, в свою очередь, отрицательно скажется на качестве образования детей с ОВЗ и масштабах осуществления ими права на образование.

 

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна!

Уважаемые члены Совета,

уважаемые участники заседания!

 

Все мероприятия по разработке ФГОС обучающихся с ОВЗ осуществлялись в режиме открытости, гласности и в условиях широкого и заинтересованного профессионально-общественного обсуждения и экспертизы предлагаемых подходов. И сегодняшнее заседание – еще одно яркое тому подтверждение.

Слайд 9. В обсуждении проекта Концепции стандарта, проходившем в различных форматах – от всероссийских видеоконференций до рабочих встреч и круглых столов на базе Министерства образования и науки РФ и РГПУ им. А.И. Герцена, – приняли участие специалисты-практики высокой квалификации в области образования разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья из 77 регионов России, эксперты из Комитета по образованию Государственной Думы РФ, региональных органов управления образованием, Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка различных субъектов федерации.

Апробация проектов ФГОС на экспериментальных площадках проводится в ходе специально организованных совещаний, круглых столов, конференций, семинаров с участием разработчиков Стандарта. Для информационного обеспечения апробации Герценовским университетом создан информационный портал (fgos-ovz.herzen.spb.ru), на котором размещены все материалы, регламентирующие ход и результаты апробации, а также доработанные варианты проектов стандартов и образовательных программ; предстоит их экспертиза специалистами, определенными Министерством образования и науки России.

Активное обсуждение стандартов в процессе их апробации происходило и в рамках масштабных общественно-научных мероприятий – в частности, на Межрегиональной конференции «Права инвалидов: доступность образования, культуры и спорта», проведенной РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге 22 апреля 2014 года, и на заседаниях круглых столов, проведенных в Минобрнауки РФ в период с 19 по 23 мая. В обсуждении ФГОС в качестве экспертов приняли участие ведущие специалисты в области специальной педагогики, представители общественности и ассоциаций родителей детей с ОВЗ. Хотелось бы искренне поблагодарить общественные и родительские организации за их активную и конструктивную позицию при обсуждении проектов ФГОС.

Не вызывает сомнений, что в опоре на широкую поддержку всех заинтересованных государственных и общественных структур, словом – благодаря нашим общим усилиям, будет достигнут результат, который оправдает ожидания всех, кто искренне привержен гуманитарным ценностям образовательной политики.

Слайд 10. Спасибо за внимание!

 

  

РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ 

 

 

Слайд 2.

КОЛЛЕКТИВ РАЗРАБОТЧИКОВ ФГОС

 

Представляемые научно-образовательные учреждения:

  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
  • Институт коррекционной педагогики РАО,
  • Московский городской психолого-педагогический университет,
  • Московский городской педагогический университет,
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

 

Количественный состав:

  • 1 действительный член РАО,
  • 2 члена-корреспондента РАО,
  • 21 доктор наук,
  • 21 кандидат наук,
  • 6 представителей учреждений специального образования.

Слайд 3.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

  • ФГОС для глухих детей;
  • ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей;
  • ФГОС для слепых детей;
  • ФГОС для слабовидящих детей;
  • ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • ФГОС для детей с задержкой психического развития;
  • ФГОС для умственно отсталых детей;
  • ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.

Слайд 4.

ИННОВАЦИОННОСТЬ ФГОС

  • базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики,
  • снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.

Слайд 5.

НОВЕЛЛЫ ФГОС

  • закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование;
  • в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»;
  • определены 4 варианта образовательных программ.

 

Слайд 6.

 

ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

Образова-тельная программа

Сопостави-мость с

образованием здоровых детей (академиче-ский компонент)

Календарные сроки

обучения

Особые обязательные условия

Возможность

перехода на другой

вариант образовательной

программы

Вариант 1

Полностью сопоставима

Нормативные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ.

 

Предусмотрена

Вариант 2

Полностью сопоставима

Пролонгиро-ванные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;

- создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.

Предусмотрена

Вариант 3

Частично сопоставима

Пролонгиро-ванные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;

- создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.

Предусмотрена

Вариант 4

Не сопоставима

Пролонгиро-ванные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;

- создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.

Предусмотрена

Слайд 7.

АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТОВ ФГОС

  • свыше 100 образовательных учреждений,
  • 24 региона России.

Слайд 8.

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Действия:

- оценка готовности образовательных организаций к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных образовательных программ;

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях;

- получение образовательной организацией права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида;

- организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные программы в рамках ФГОС определенного вида;

- совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС, предусматривающее разработку договора между участниками образовательного процесса, процедуры согласования с родителями варианта программы для ребенка с ОВЗ,  процедуры перевода ребенка с ОВЗ с одного варианта программы на другой;

- совершенствование методического и дидактического обеспечения             реализации адаптированных образовательных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий;

- обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных образовательных программ с целью оценки динамики результатов освоения адаптированной программы ребенком с ОВЗ.

 

Слайд 9.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

И ОБСУЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ РАЗРАБОТКИ ФГОС

  • Экспертиза проекта Концепции ФГОС:

- специалистами-практиками из 77 регионов России,

- в Комитете по образованию Государственной Думы РФ,

- в региональных органах управления образованием,

- в региональных службах Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка.

  • Совещания, круглые столы, конференции, семинары на апробационных площадках.
  • Информационный портал fgos-ovz.herzen.spb.ru.
  • Общественно-научные мероприятия на базе Министерства образования и науки РФ и РГПУ им. А.И. Герцена.

 

Слайд 10.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...