РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Тезисы к выступлению В.В. Рубцова 24 июня 2014 г.
Тезисы к выступлению В.В. Рубцова 24 июня 2014 г.

О внедрении и последующей доработке ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Тезисы к выступлению В.В. Рубцова 24 июня 2014 г.

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  для обучающихся с ОВЗ определяет политику в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Разработка такого документа – сложная задача не только образовательного,  но и социального характера. Принимая такой  стандарт, мы должны понимать, что для  его качественного внедрения потребуется определенное время,  но прежде всего – объединение усилий профессионального сообщества и родителей, чье отношение к этому стандарту уже во многом повлияло на окончательный вариант представленного документа.

Несмотря на неоднозначное отношение к проекту  Стандарта, будет неправильным откладывать факт его принятия. Введение  Стандарта для обучающихся  с ОВЗ позволит прежде всего сохранить в стране коррекционные школы, и, в определенной мере, обеспечит развитие инклюзивного образования, закрепленное Законом. При этом апробацию Стандарта необходимо организовать масштабно и неформально, взвешенно продумывая условия его реализации.  Целесообразно учитывать здесь опыт апробации и внедрения профстандарта педагога – нужна продуманная дорожная карта, в рамках которой станет реальным сопровождение и выращивание инновационных практик работы с обучающимися с ОВЗ.

В настоящее время, МГППУ выполняет все необходимые работы по определению структуры, примерного содержания и условий реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования и разработкой проекта специальных требований в федеральные государственные стандарты основного образования для всех категорий детей с ОВЗ. Это в сочетании с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, который в основном  ориентирован на уровень общего начального образования,  позволит обеспечить качественное и доступное образование для всех детей с ОВЗ на всех уровнях образования.

  1. Подготовленный ФГОС для обучающихся с ОВЗ определяет требования к деятельности педагогических работников, реализующих общеобразовательную программу на уровне начальной школы.  Это означает, что он должен быть согласован с требованиями разработанных и принятых профессиональных стандартов работников образования (педагог, педагог-психолог, социальный педагог), в рамках которых сегодня предусмотрены необходимые трудовые функции, трудовые действия, умения и знания, соответствующие работе с различными категориями обучающихся, в том числе, с детьми ОВЗ. Работа с такими обучающимися предполагает совместную деятельность разных специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, логопедов). Это делает актуальным разработку профессионального стандарта коррекционного педагога (учителя-логопеда, педагога-дефектолога) и соответствующих ФГОС ВПО для этих специальностей, в том числе по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». При этом следует учесть имеющиеся межотраслевые профессиональные стандарты: психолога социальной сферы, специалиста по работе с семьей, реабилитолога и тьютора.
  2. В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ одним из основных требований к условиям является кадровое обеспечение, в котором представлены требования к квалификации и уровням подготовки педагогов. Это требует корректировки обсуждаемого стандарта с 3-мя существующими в стране ФГОСами ВПО. Все  возможности подготовки  по  направлению  «Психолого-педагогическое  образование»  и «Педагогическое  образование»  необходимо  в  полной  мере учитывать  при  окончательной  доработке документа. (Например, в ВУЗах РФ уже идет серьезная подготовка по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования»).

Кроме того, на окончательный вариант ФГОС для обучающихся с ОВЗ не может не повлиять разрабатываемый в настоящее время проект модернизации пед.образования. Сейчас – это основная стратегия развития пед.образования в стране.

Все это означает, что проекты стандартов для всех категорий детей с ОВЗ необходимо обсудить в профессиональном сообществе, прежде всего -  на площадках Учебно-методических объединений вузов, всерьез связать проблемы внедрения спецстандарта с проектом модернизации педобразования. Подключить к обсуждению спецстандарта родительскую общественность.

В целом, нужно понимать, что принятие нового Стандарта обострит те проблемы, о которых мы сегодня говорили, вызовет серьезный общественный отклик и потребует от нас доработки многих позиций, заявленных в существующем проекте. Эту работу также нужно планировать заранее. Вполне возможно, что потребуется еще одно заседание по итогам апробации Стандарта в регионах России.



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...