--- > Доклад института им. Герцена
Доклад института им. Герцена19-08-2014, 01:12. Разместил: BAltshuler |
|||||||||||||||||||||||||
Слайд 1. РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемые члены Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, уважаемые участники заседания!
Позвольте представить вашему вниманию информацию о мероприятиях по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и механизмов его внедрения. Но прежде, чем приступить к характеристике собственно хода и результатов этой работы, разрешите выразить искреннюю благодарность Правительству России, Министерству образования и науки РФ за инициирование и продвижение соответствующего проекта – проекта, реализация которого позволит воплотить в жизнь многолетние чаяния и ожидания не только широкой педагогической и родительской общественности, но и, главное, мечты тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечив нормативно-правовую базу их полномасштабной интеграции в целостное образовательное пространство страны. Что же касается РГПУ им. А.И. Герцена, который выступает в качестве основного исполнителя проекта, то он приложит все усилия к тому, чтобы при организационно-управленческой поддержке Министерства образования и науки РФ и во взаимодействии с ведущими научно-образовательными и общественными организациями страны оправдать оказанное ему доверие. Решение такой фундаментальной задачи, как создание федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, потребовало формирования состава исполнителей, адекватного ее масштабности, новизне и социальной значимости. Поэтому к работе, кроме ведущих специалистов РГПУ им. А.И. Герцена, составивших костяк коллектива исполнителей, были привлечены крупнейшие ученые России из ключевых научно-образовательных учреждений страны, специализирующихся в области коррекционной педагогики, психологии и инклюзивного обучения, а также авторитетные педагоги-практики из разных субъектов федерации (качественно-количественные характеристики состава исполнителей представлены на слайде 2). Такая «глубина» состава исполнителей обеспечила плодотворность разработки Концепции стандарта и собственно проектов самих девяти образовательных стандартов для различных категорий детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной, речевой или двигательной сферы (прошу обратить внимание на слайд 3), причем созданные документы носят выраженный инновационный характер. Более того, необходимо подчеркнуть, что попытка разработки ФГОС обучающихся с расстройствами аутистического спектра, помощь которым до недавних пор не носила системный характер, предпринята и успешно реализована вообще впервые в отечественной образовательной практике. Инновационность разработанных Стандартов определяется (слайд 4), во-первых, базированием на инклюзивной «философии» образовательной политики, а во-вторых – дезавуированием «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым. В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС (Слайд 5) в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются имеющиеся границы и «водоразделы» между общим и специальным образованием, в чем отчетливо воплощается движение к международным стандартам образовательной политики в отношении лиц с ОВЗ. Принципиальное значение в данном контексте приобретает и то, что все стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу, в чем также отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность разрабатываемого ФГОС. Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей. Это, в свою очередь, воплощается в определении в Стандарте четырех вариантов образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при – соответственно - уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости – пролонгирование календарных сроков обучения (прошу обратить внимание на таблицу, помещенную на слайде 6). При этом в данном контексте должно быть обращено внимание на два принципиально важных обстоятельства. Во-первых, для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных Программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся. Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, а также рекомендации к осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, - и это следует подчеркнуть особо, - согласно разработанному Стандарту и его Концепции отнесение ребенка к тому или иному варианту осваиваемой образовательной программы категорически не является зафиксированной раз и навсегда константой: напротив, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой – с учетом мнения родителей, педагогов и позиции психолого-медико-педагогической комиссии. В настоящее время проводится масштабная апробация проектов стандартов (Слайд 7). В ней принимают участие более 100 образовательных учреждений из 24 регионов России, отобранных по результатам специального конкурса, и эксперты, определенные Минобрнауки РФ. По итогам апробации были внесены коррективы в проекты стандартов обучающихся с ОВЗ, пожелания и рекомендации педагогов-практиков учтены при разработке проектов адаптированных основных образовательных программ. Кроме того, предварительный анализ и обобщение результатов апробации позволил выстроить механизм внедрения ФГОС для детей с ОВЗ в образовательную практику России (Слайд 8), который предполагает реализацию органами государственной власти субъектов федерации в сфере образования ряда действий: от оценки готовности образовательных организаций к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных образовательных программ и осуществления соответствующего мониторинга качества до совершенствования методического и дидактического обеспечения ФГОС, а также оптимизации нормативного сопровождения внедрения Стандарта, что предусматривает разработку договора между участниками образовательного процесса, процедуры согласования с родителями варианта программы для ребенка с ОВЗ, процедуры перевода ребенка с ОВЗ с одного варианта программы на другой и т.д. Неисполнение или не всеобъемлющее исполнение этих действий может создать риски недостаточно эффективного внедрения и – главное – реализации ФГОС, что, в свою очередь, отрицательно скажется на качестве образования детей с ОВЗ и масштабах осуществления ими права на образование.
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемые члены Совета, уважаемые участники заседания!
Все мероприятия по разработке ФГОС обучающихся с ОВЗ осуществлялись в режиме открытости, гласности и в условиях широкого и заинтересованного профессионально-общественного обсуждения и экспертизы предлагаемых подходов. И сегодняшнее заседание – еще одно яркое тому подтверждение. Слайд 9. В обсуждении проекта Концепции стандарта, проходившем в различных форматах – от всероссийских видеоконференций до рабочих встреч и круглых столов на базе Министерства образования и науки РФ и РГПУ им. А.И. Герцена, – приняли участие специалисты-практики высокой квалификации в области образования разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья из 77 регионов России, эксперты из Комитета по образованию Государственной Думы РФ, региональных органов управления образованием, Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка различных субъектов федерации. Апробация проектов ФГОС на экспериментальных площадках проводится в ходе специально организованных совещаний, круглых столов, конференций, семинаров с участием разработчиков Стандарта. Для информационного обеспечения апробации Герценовским университетом создан информационный портал (fgos-ovz.herzen.spb.ru), на котором размещены все материалы, регламентирующие ход и результаты апробации, а также доработанные варианты проектов стандартов и образовательных программ; предстоит их экспертиза специалистами, определенными Министерством образования и науки России. Активное обсуждение стандартов в процессе их апробации происходило и в рамках масштабных общественно-научных мероприятий – в частности, на Межрегиональной конференции «Права инвалидов: доступность образования, культуры и спорта», проведенной РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге 22 апреля 2014 года, и на заседаниях круглых столов, проведенных в Минобрнауки РФ в период с 19 по 23 мая. В обсуждении ФГОС в качестве экспертов приняли участие ведущие специалисты в области специальной педагогики, представители общественности и ассоциаций родителей детей с ОВЗ. Хотелось бы искренне поблагодарить общественные и родительские организации за их активную и конструктивную позицию при обсуждении проектов ФГОС. Не вызывает сомнений, что в опоре на широкую поддержку всех заинтересованных государственных и общественных структур, словом – благодаря нашим общим усилиям, будет достигнут результат, который оправдает ожидания всех, кто искренне привержен гуманитарным ценностям образовательной политики. Слайд 10. Спасибо за внимание!
РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ
Слайд 2. КОЛЛЕКТИВ РАЗРАБОТЧИКОВ ФГОС
Представляемые научно-образовательные учреждения:
Количественный состав:
Слайд 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 4. ИННОВАЦИОННОСТЬ ФГОС
Слайд 5. НОВЕЛЛЫ ФГОС
Слайд 6.
ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Слайд 7. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТОВ ФГОС
Слайд 8. МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Действия: - оценка готовности образовательных организаций к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных образовательных программ; - приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях; - получение образовательной организацией права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида; - организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные программы в рамках ФГОС определенного вида; - совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС, предусматривающее разработку договора между участниками образовательного процесса, процедуры согласования с родителями варианта программы для ребенка с ОВЗ, процедуры перевода ребенка с ОВЗ с одного варианта программы на другой; - совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных образовательных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий; - обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных образовательных программ с целью оценки динамики результатов освоения адаптированной программы ребенком с ОВЗ.
Слайд 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ОБСУЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ РАЗРАБОТКИ ФГОС
- специалистами-практиками из 77 регионов России, - в Комитете по образованию Государственной Думы РФ, - в региональных органах управления образованием, - в региональных службах Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка.
Слайд 10. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вернуться назад |