РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ
Соломин Валерий Павлович
Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
КОЛЛЕКТИВ РАЗРАБОТЧИКОВ ФГОС
Представляемые научно-образовательные учреждения:
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Институт коррекционной педагогики РАО,
Московский городской психолого-педагогический университет,
Московский городской педагогический университет,
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
Количественный состав:
1 действительный член РАО,
2 члена-корреспондента РАО,
21 доктор наук,
21 кандидат наук,
6 представителей учреждений специального образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ФГОС для глухих детей;
ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей;
ФГОС для слепых детей;
ФГОС для слабовидящих детей;
ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи;
ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
ФГОС для детей с задержкой психического развития;
ФГОС для умственно отсталых детей;
ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.
ИННОВАЦИОННОСТЬ ФГОС
- базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики,
- снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.
НОВОВВЕДЕНИЯ ФГОС
- закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование;
- в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»;
- определены 4 варианта образовательных программ.
ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образовательная программа |
Сопостовимость с образованием
здоровых детей
(академический компонент)
|
Календарные сроки
обучения
|
Особые обязательные
условия
|
Возможность перехода
на другой вариант
образовательной программы
|
Вариант 1 |
Полностью сопоставима |
Нормативные |
- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ. |
Предусмотрена |
Вариант 2 |
Полностью сопоставима |
Пролонгированные |
- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. |
Предусмотрена |
Вариант 3 |
Частично сопоставима |
Пролонгированные |
- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. |
Предусмотрена |
Вариант 4 |
Не сопоставима |
Пролонгированные |
- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. |
Предусмотрена |
АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТОВ ФГОС
- 24 региона России (Калининградская обл., Республика Карелия, Мурманская обл., Воронежская обл., Чеченская Республика, Республика Бурятия, Хабаровский край, Забайкальский округ и др.),
- свыше 100 образовательных учреждений,
- более 1500 педагогических работников.
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Действия:
- оценка готовности образовательных организаций к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных образовательных программ;
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях;
- получение образовательной организацией права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида;
- организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные программы в рамках ФГОС определенного вида;
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Действия:
- совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС, предусматривающее разработку договора между участниками образовательного процесса, процедуры согласования с родителями варианта программы для ребенка с ОВЗ, процедуры перевода ребенка с ОВЗ с одного варианта программы на другой;
- совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных образовательных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий;
- обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных образовательных программ с целью оценки динамики результатов освоения адаптированной программы ребенком с ОВЗ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ РАЗРАБОТКИ ФГОС
Обсуждение и экспертиза проекта Концепции ФГОС:
- специалистами-практиками из 77 регионов России,
- в Комитете по образованию Государственной Думы РФ,
- в региональных органах управления образованием,
- в региональных службах Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка.
Совещания, круглые столы, конференции, семинары на апробационных площадках.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ РАЗРАБОТКИ ФГОС
Общественно-научные мероприятия на базе Министерства образования и науки РФ и РГПУ им. А.И. Герцена.
Информационный портал
fgos-ovz.herzen.spb.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!