--- > Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения


15-08-2014, 19:42. Разместил: BAltshuler

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья:

проблемы и пути их решения

 

Т. В. Волосовец

директор ФГНУ «Институт психолого-

педагогических проблем детства» РАО,

к.п.н., профессор

 

1. Доступность образования для детей с ОВЗ - статистика, вариативность организационных форм и программ дошкольного образования, дошкольное образование детей до 3-х лет и т.п.

2. Проблемы  инклюзивного образования:

 - отсутствие индивидуальных образовательных программ, индивидуального режима обучения;

- отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса;

- отсутствие Индивидуальных программ трудового обучения. Ранняя профориентация;

- недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения);

- отсутствие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты).

3. Разработка нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования:

- создание организационных условий для развития инклюзивного образования в каждом образовательном учреждении (междисциплинарная служба сопровождения, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием);

- создание Ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования;

- использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений и придание им функций ресурсных и методических центров;

- обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов;

- создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ.

4. Разработка научно-методического обеспечения:

- разработка методологии инклюзивного образования.

- разработка и применение дифференцированного и разноуровневого учебно-методических комплектов в условиях единого образовательного пространства.

- разработка методов  и технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе).

- разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования.

- изменение  подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды).

- внесение изменений в систему подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательного учреждения

- разработка научно-методического обеспечения.

5. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий

-по организации сопровождения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- при определении специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в общеобразовательных учреждениях. 

6. ФГОС для детей с ОВЗ - общественное обсуждение.

В долгосрочной перспективе можно предположить создание и апробацию системы оценки качества инклюзивной образовательной среды; расширение сети образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного и профессионального  образования, реализующих инклюзивное образование; создание и апробация технологических пакетов для обеспечения инклюзивного образования.

 


Вернуться назад