--- > Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения15-08-2014, 19:42. Разместил: BAltshuler |
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения
Т. В. Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого- педагогических проблем детства» РАО, к.п.н., профессор
1. Доступность образования для детей с ОВЗ - статистика, вариативность организационных форм и программ дошкольного образования, дошкольное образование детей до 3-х лет и т.п. 2. Проблемы инклюзивного образования: - отсутствие индивидуальных образовательных программ, индивидуального режима обучения; - отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса; - отсутствие Индивидуальных программ трудового обучения. Ранняя профориентация; - недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения); - отсутствие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты). 3. Разработка нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования: - создание организационных условий для развития инклюзивного образования в каждом образовательном учреждении (междисциплинарная служба сопровождения, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием); - создание Ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования; - использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений и придание им функций ресурсных и методических центров; - обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов; - создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ. 4. Разработка научно-методического обеспечения: - разработка методологии инклюзивного образования. - разработка и применение дифференцированного и разноуровневого учебно-методических комплектов в условиях единого образовательного пространства. - разработка методов и технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе). - разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования. - изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды). - внесение изменений в систему подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательного учреждения - разработка научно-методического обеспечения. 5. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий -по организации сопровождения образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - при определении специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в общеобразовательных учреждениях. 6. ФГОС для детей с ОВЗ - общественное обсуждение. В долгосрочной перспективе можно предположить создание и апробацию системы оценки качества инклюзивной образовательной среды; расширение сети образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного и профессионального образования, реализующих инклюзивное образование; создание и апробация технологических пакетов для обеспечения инклюзивного образования.
Вернуться назад |