--- > Рекомендации Общественной палаты

Рекомендации Общественной палаты


11-06-2014, 19:29. Разместил: BAltshuler

РЕКОМЕНДАЦИИ

Общественной Палаты Российской Федерации

 

по итогам  общественных слушаний

«Проблемы  организации и доступности образования

детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях»

 

10 июня 2014 г.                                                                                        г. Москва

 

В Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания «Проблемы  организации и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях».

 В ходе слушаний, организованных Комиссией по образованию и  Комиссией по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты  Российской Федерации, обсуждались вопросы включения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательный процесс в детских садах и школах по месту жительства. Рассматривалась проблемы доступности образования,  обсуждались необходимые меры по повышению эффективности организации дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом положений действующего законодательства  и существующих нормативных актов.

По мнению участников слушаний, доступность образования для детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом положений закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (далее Закон об образовании в РФ) связана, прежде всего, с вопросами обеспечения качества инклюзивного и специального образования, реализацией индивидуально-ориентированного подхода, разработкой  индивидуального образовательного маршрута и его коррекцией в рамках психолого-педагогического сопровождения.

При этом отмечалось, что проблемы организации дошкольного и школьного образования  принципиально не различаются между собой с точки зрения возникающих организационно-финансовых вопросов, нормативно-методического и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. В связи с наличием федеральной льготы на прием детей-инвалидов в детские сады, в регионах,  где есть места в детских садах, она реализуется, но основные проблемы заключаются в готовности принять ребенка с инвалидностью и организации самого процесса образования в дошкольном учреждении с учетом специфики инклюзии.

Для этого необходима организация процессов обучения и воспитания с учетом  индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Кроме того, необходимо обеспечить инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями сопровождением со стороны ресурсных центров: методическим и организационным обеспечением индивидуального образовательного маршрута, непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех возрастных этапах ребенка (раннем, дошкольном, школьном), внедрения новых подходов, новых современных программ коррекционной педагогики.

В этой связи возникает ряд важнейших вопросов, в том числе:  какими силами и средствами будет обеспечиваться инклюзия детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательную среду, как будет разрабатываться  и корректироваться  индивидуальная образовательная программа, как она будет исполняться, учитывая отсутствие у педагогов общеобразовательных учреждений опыта обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Каковы будут критерии оценки успешности ребенка, а также механизмы финансового обеспечения специальных образовательных условий, психолого-коррекционного сопровождения в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка, оказания услуг ассистентом (помощником), и т.д. 

Таким образом, одной из главных тем в ходе обсуждения являлась тема готовности массовых дошкольных и школьных учреждений к принятию на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с учетом происходящей реорганизации образовательных учреждений в образовательные комплексы (холдинги), а также большого количества обращений общественности по этой тематике.

 Также в ходе слушаний рассматривались вопросы организации специальных условий образования, деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК), центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее ППМС-центры), механизмы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, организационные и финансовые аспекты образования детей с ОВЗ и инвалидностью.

 

Участники заседания – эксперты и специалисты образовательной сферы, представители некоммерческих организаций и родительской общественности отметили, что на практике применение прогрессивных положений Закона   затруднено или имеет ряд принципиальных недостатков, обусловленных сложившейся практикой, а также несогласованностью законодательно-нормативных актов различных уровней.

 

 

Скачать документ в формате .DOC


Вернуться назад