РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА



РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Выступление Председателя Правления РОО "Право ребенка" на специальном заседании СПЧ по доступному жилью 30.05.2014, г. Владимир.
Выступление Председателя Правления РОО "Право ребенка" на специальном заседании СПЧ по доступному жилью 30.05.2014, г. Владимир.

Б.Л. Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты РФ, член Общественного совета Минстроя России, Председатель Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ


на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) на тему «Проблемы реализации прав граждан на доступное жилье и пути преодоления социальной исключенности», 30 мая 2014 г., г. Владимир

 

Спасибо Председателю и членам Совета по правам человека за сотрудничество в разработке, казалось бы, безнадежной темы, которую мы сегодня обсуждаем, и за организацию этого заседания.

 
Но для начала, чтобы продемонстрировать, что, как можно надеяться, не всё так безнадежно, я хочу сообщить о важнейшем случившемся на днях событии, с которым я искренне поздравил сегодня вице-премьера Ольгу Юрьевну Голодец, когда встретился с ней утром на Пленарном заседании Второго экономического форума «Владимирская область – территория динамичного развития». Речь идет о выходе Постановления Правительства от 24 мая 2014 г. № 481, коренным образом меняющего деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. жизнь примерно 300 тысяч их воспитанников: проживание детей только в группах семейного типа, целевая работа организаций по восстановлению кровных семей и альтернативному семейному устройству, учеба сирот в обычных школах вместе со всеми детьми… Это результат огромной работы общественных организаций и инновационно настроенных сотрудников профильных ведомств, увенчавшейся успехом только благодаря постоянной поддержке Ольги Юрьевны, которая в интервью «Российской газете» 13 мая с.г. справедливо назвала эту реформу революционной. Так что нам было с чем друг друга поздравить.


К теме нашего заседания этот вопрос тоже имеет отношение, поскольку как вариант эти семейные группы могут располагаться и в обычном жилом фонде, что и малозатратно в сравнении с интернатами и лучше в плане социализации детей. Такое проживание детей или нуждающихся в особой поддержке взрослых в помещениях жилого фонда вместе с воспитателями или наставниками широко практикуется в других странах и называется «услуга сопровождаемого проживания». Насколько это эффективно показывает пионерский опыт той же Владимирской области, которая так гостеприимно нас сейчас принимает. Действительно сейчас здесь в очереди на помещение в психоневрологические интернаты (ПНИ) находятся примерно 400 человек, что требует строительства нового ПНИ, т.е. немыслимых затрат. Аналогичная проблема с домами престарелых, которых катастрофически не хватает на фоне большого числа одиноких пожилых людей, не способных себя обслуживать. Но здесь же во Владимирской области по инициативе ВООО АРДИ «СВЕТ», руководитель которой Любовь Ивановна Кац сейчас находится среди нас, недавно приняты нормативные областные акты, позволяющие помещать инвалидов или престарелых в приемные семьи граждан - вариант сопровождаемого проживания. И вот уже 48 человек (12% от общего числа) из указанных 400 инвалидов-очередников устроены в такие семьи. Ясно, что это в разы дешевле, чем строить новый ПНИ. Однако, чтобы развить услугу сопровождаемого проживания в достаточно больших масштабах, нужно иметь МНОГО жилья. А это и есть вопрос нашей сегодняшней встречи.


И кратко о ее первопричинах – на одном новейшем трагическом примере. Это первый из 11 случаев той подготовленной нами «Информации», которая есть в папке у каждого участника этого заседания. Это Москва, где на основании совершенно законного судебного решения банк ВТБ-24 выселяет за долги по ипотечному кредиту мать с 4-летним больным ребенком, выселяет из единственного жилья – с неизбежной утратой московской регистрации. Последствия, я думаю, всем понятны – катастрофическая социальная исключенность в дополнении к отсутствию крыши над головой, угроза здоровью и жизни ребенка. Эта мама обратилась к нам 16 мая. Представители банка сообщили этой маме, что возбуждают против нее уголовное дело о захвате чужого имущества (квартира ведь уже на законных основаниях принадлежит банку, а женщина с ребенком продолжает там жить). Я говорил с этими сотрудниками банка. На мое утверждение, что нельзя выселять больного ребенка на улицу, они резонно в отечественном духе возразили, что мама может сдать ребенка в интернат. Что делать? Александр Альбертович (участвующий  в заседании заместитель Министра строительства и ЖКХ А.А. Плутник), - это один из случаев выселения за долги из тех 1-1,5% неудачных ипотечных кредитов, о которых Вы сказали на заседании Общественного совета Минстроя 24 апреля. Может быть, Вы можете помочь выйти на Председателя Правления ВТБ-24 Михаила Михайловича Задорнова с просьбой, чтобы банк не изгонял эту маму с ребенком, а просто сдал ей по льготной цене в аренду эту принадлежащую банку квартиру? Это был бы замечательный прецедент социальной ответственности бизнеса, заботы бизнеса о самых уязвимых и незащищенных гражданах России.


Должен сказать, что мы не раз обращались к Мэру Москвы С.С. Собянину по аналогичным отчаянным ситуациям и ВСЕГДА получали бессодержательные и предельно равнодушные отписки от его подчиненных из жилищного блока Правительства Москвы. Отвергали они и наши системные предложения (о них сегодня идет речь) по созданию в Москве оперативного арендного фонда, что позволило бы спасать семьи, детей в таких ныне неразрешимых ситуациях. Ясно, что для создания и функционирования такого фонда, что совершенно реально и малозатратно, нужно посадить за один стол руководителей социального и жилищного блока. А это и есть та самая неразрешимая «квадратура круга». Тем более, если нет желания решать проблему. Москва – это черная дыра, в Москве просто не с кем разговаривать на эти темы.

 
В Московской области по крайней мере разговаривают. По поему письму от 21 апреля с.г. Губернатору области А.Ю. Воробьеву о двух новейших случаях выселения «в никуда» многодетной семьи (г. Подольск) и матери с 2-летним ребенком (г. Королев), это случаи № 3 и № 2  в полученном участниками заседания списке,  я общался и с Минстроем и с Минсоцзащиты области. Правда, в этих министерствах разводят руками: сделать ничего нельзя, всё законно. А мама в г. Королеве, которую вместе с ребенком после выселения 10 мая (с лишением регистрации) временно приютили знакомые, уже получила официальное извещение, что ее и ребенка снимают со всех выплат и социальных услуг, предусмотренных законодательством Московской области, поскольку они «больше не являются жителями Московской области». Вот она социальная исключенность по признаку отсутствия прописки. Что делать?


Универсальное решением всех этих проблем, так же как в целом проблемы жилищной обеспеченности малоимущих граждан/семей, в создании достаточного и доступного арендного жилищного фонда - в случае необходимости при бюджетных компенсациях найма в размере и на срок, определяемыми органами социальной защиты в каждом конкретном случае трудной жизненной ситуации. Еще весной 2011 года Елена Леонидовна Николаева (с которой мы тогда в Общественной палате РФ этими неразрешимыми ситуациями и занимались, а теперь занимаемся вместе с Еленой Андреевной Тополевой-Солдуновой) сделала большой доклад об арендном фонде, о мировой практике аренды на пленарном заседании ОП РФ. А в июле 2011 г она выступила о том же на учредительном съезде Агентства стратегических инициатив, и идея была поддержана тогдашним Председателем Правительства В.В. Путиным, который, став Президентом издал 7 мая 2012 г. известный Указ № 600, предписывающий Правительству и руководству субъектов РФ создать арендный фонд «к январю 2013 года». И вот сейчас на встрече с Правительством 7 мая с.г. Президент выражал недовольство, уже не в первый раз, что это его поручение не выполняется.


Итак, мы подошли к основной теме этого заседания – найти ответ на вопрос: где взять достаточное количество доступного жилья, включая арендный фонд? Предложения  членов и экспертов СПЧ и Общественной палаты РФ представлены для обсуждения участникам заседания. Остановлюсь на них кратко. И хочу высказать благодарность Сергею Юрьевичу Белякову (участвовавший в заседании заместитель Министра Минэкономразвития России) за очень полезную встречу два дня назад в Минэкономразвития с руководством Департамента экономики социального развития и приоритетных программ, что позволило серьезно улучшить наши предложения.


Мы очень рады заключенному сегодня Соглашению между СПЧ и Минстроем о совместной работе в сфере реализации прав граждан на доступное жилье. Что тем более логично, поскольку исходная базовая цифра стоимости квадратного метра в предложениях СПЧ и в Правительственной программе «Жилье для российской семьи» одна и та же – 30 тысяч рублей за кв. метр, не более, меньше возможно.


Но при этом предложения СПЧ позволяют развернуть строительство доступного жилья в существенно больших масштабах, чем это предусмотрено на сегодня в программе Правительства, и в том числе позволяют незамедлительно приступить к исполнению Поручения Президента о создании в регионах доступных арендных жилищных фондов. За счет чего такое умножение возможностей? За счет привлечения к исполнению поручений Президента частных инвестиций, гигантского потенциала российского малого и среднего строительного бизнеса.


Первое и главное предложение СПЧ, основанное на Концепции, разработанной Департаментом малоэтажного строительства Ассоциации строителей России, директор Департамента Василий Вадимович Тишков будет сейчас выступать, задается простой формулой «30% - на 70%». То есть любые бюджетные средства (в основном федеральные или региональные, муниципалитеты у нас нищие) вкладываются в строительные проекты в 30% доле, тогда как остальные 70% - частные. К примеру, Правительственная программа «Жилье для российской семьи» предусматривает выделение 100 миллиардов бюджетных средств на создание до 2017 года инженерной инфраструктуры по цене 4000 рублей на кв. метр жилья, т.е. для 25 миллионов кв. метров. А с привлечением частных инвестиций в указанной доле эти 25 миллионов превращаются в 80 миллионов кв. метров.


Кроме того эта схема гарантирует 100% эффективность использования бюджетных средств, поскольку реализует проект частник, заинтересованный в скорейшем возврате средств и получении дохода по завершении строительства; при этом бюджетный вклад должен быть гарантирован, но выплачивается только после окончания работ и сдачи объекта «под ключ».


Второе: И частные и бюджетные траты осуществляются на основе возвратности и доходности за счет последующей эксплуатации возведенных объектов («наемных домов», инженерной инфраструктуры…). Необходимо сказать, что помимо прямого возврата средств за счет участия в имущественной доле этих объектов, государство получает немалые дополнительные налоги, составляющие в совокупности по данным Минэкономразвития более 40% стоимости строительства.


Очевидно, что разворачивание по всей стране массового жилищного строительства существенно расширит налогооблагаемую базу и тем самым пополнит бюджеты всех уровней. Известно, что именно жилищным строительством Президент США Рузвельт в конце 1930-х годов вывел Америку из Великой Депрессии. Почему же не повторить этот успешный опыт сегодня в России?


Третье: В условиях бюджетного дефицита большинства регионов и муниципальных образований их финансовый вклад в реализацию проектов строительства жилья может осуществляться при нулевых бюджетных тратах - через механизм государственой/муниципальной ипотеки – с последующим долгосрочным обслуживанием кредитного долга за счет арендных платежей нанимателей некоммерческого жилья. Именно так могут быть созданы региональные и муниципальные доступные арендные жилищные фонды, предусмотренные Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600.


Здесь ключевое слово «доступность», что возможно только при низкой стоимости квадратного метра. Современные технологии индустриального малоэтажного (многоквартирного) строительства, помимо скорости возведения зданий – за 3-4 месяца, дают себестоимость строительства не более 20 тыс. рублей за кв. метр.

 
О земельных участках. С учетом того, что лучшие земли центральной России (лучшие – значит приближенные к социальной и транспортной инфраструктуре, а многие уже снабжены и инженерной инфраструктурой) уже давно распроданы и находятся в частных руках, добавим с запасом к стоимости кв. метра стоимость земли: 2-4 тысячи рублей (в среднем 10 тысяч долларов за сотку).


Тогда при конечной цене кв. метра 30 тыс. рублей рентабельность 15-20% инвестору обеспечена, что гарантирует успех программы, гарантирует массовый приток капитала в жилищное строительство. Надо лишь включить «стартёр» в виде 30-процентного бюджетного софинансирования.


Принципиально, что в стоимость квадратного метра не включена цена инженерной и прочей инфраструктуры, которая должна создаваться в форме обособленных доходных имущественных комплексов, финансируемых и окупаемых по самостоятельному инвестиционному плану, и особенно привлекательных для инвесторов, хотя бы по причине бессрочности получения дохода в процессе последующей эксплуатации.


И если уж мы говорим о цене строительства, разрешите рассказать некую притчу-быль. Все знают, что Венесуэла, как и Россия, страна богатая природными энергоносителями. И я только что прочитал в интернете, что заправка бака автомобиля для гражданина Венесуэлы обходится ему на наши деньги в 20 рублей, что в 28 раз дешевле экспортной цены горючего. Комментарии излишни. А теперь о строительстве. Лет 8-10 назад главный строитель Москвы Владимир Иосифович Ресин заключил соглашение о возведении в Венесуэле домов для бедняков  по цене 300 долларов за кв. метр. Мне тогда говорили, что так дешево, потому что там тепло. Но это неправда. Современные технологии и у нас позволяют так строить - качественно, морозоустойчиво, ну, может быть, немного дороже. В общем, в отличие от бедняков Венесуэлы для жителей Москвы Владимир Иосифович так и не построил доступного жилья. А сейчас он строит храмы. Но Бог ему судья.


В заключение несколько дополнительных замечаний:


1. В Москве стоимость нового жилья 30 тыс. рублей за кв. метр может быть обеспечена применением технологии надстройки зданий на новых несущих конструкциях.


2. Также в Москве и других крупных городах социально значимый арендный фонд (о необходимости срочного создания которого говорят и 11 трагических ситуаций из списка, полученного участниками заседания ГИПЕРССЫЛКА НА ФАЙЛ № «2») может быть создан путем организации государственной аренды излишков жилой площади, находящейся в собственности граждан, – конечно только на добровольной основе. Тут у нас главный эксперт Генеральный директор ГУП «Московский городской центр арендного жилья» Валерий Валерьевич Горюнов. Он должен был здесь выступать, но, к сожалению, не смог приехать.


3. И я с большим удовольствием передаю приветствие участникам заседания от Сергея Анатольевича Мытарева, президента ОАО «Центрсельстрой». Сейчас он здесь во Владимире, но на другом заседании. На селе строить можно еще дешевле, чем 30 тысяч рублей за кв. метр, но там проблема дороги. Так вот дорожную инфраструктуру можно создавать инновационным метод стабилизации грунта, что раз в десять быстрее и процентов на 40 дешевле обычного дорожного строительства. А главное, созданные этим методом дороги долговечны. И вот Сергей Анатольевич говорит, что сколько они не предлагают в регионах эти свои подходы – никто не интересуется, никому ничего не надо.


Вот может быть теперь авторитет Совета по правам человека, поддержанный авторитетом Президента Российской Федерации, поможет преодолеть эту инерцию – и в деле строительства на селе и в целом в жилищном строительстве в России.


Спасибо.



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...