РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Миллионы семей «за бортом» - применима ли Статья 125 УК РФ «Оставление в опасности»?
Миллионы семей «за бортом» - применима ли Статья 125 УК РФ «Оставление в опасности»?
Борис Альтшулер, Миллионы семей «за бортом» - применима ли Статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» к авторам новой Правительственной программы «Жильё для российской семьи»? А также о региональной программе «Жилищный спасательный круг» и ответах-отписках из Минстроя (А.А. Плутник, Н.Е. Стасишин) и из Правительства Москвы (Н.А. Сергунина).
3 марта 2014 г. Борис Альтшулер Член Общественной палаты РФ Председатель Правления РОО «Право ребенка»
Правительственная программа
«Жилье для российской семьи» - миллионы семей «за бортом».
Приложение: Концепция региональной программы «Жилищный спасательный круг»
Во исполнение Поручения Послания Президента РФ 12 декабря 2013 года Правительство разработало новую программу «Доступное жилье» или «Жилье для российской семьи», которая должна быть утверждена в ближайшие дни в начале марта, которая снова, в который раз, игнорирует поручение Президента о создании ДОСТУПНОГО некоммерческого арендного фонда жилья (Указ от 7 мая 2012 г. № 600, потребовавший создание такого фонда «к январю 2013 года»), которая имеет сугубо коммерческий характер, т.е. ориентирована исключительно на приобретение возводимых квартир «экономически активными гражданами со средним достатком», поскольку «доступность» в понимании авторов Программы (Минстрой) означает, что стоимость квадратного метра будет «на 20% ниже рыночной».
Тем самым сразу «за бортом» программы оставляются миллионы семей с детьми, живущих за порогом бедности и в невозможных для жилищных условиях. Эти семьи не то что 600 тысяч рублей на первый взнос за «доступную», согласно программе, «однушку» 33 кв. метра не наберут, они и ста тысяч рублей никогда не видели. Между тем, эксперты Общественной палаты РФ из Ассоциации строителей России (соавторы программы ОП РФ «Жилищный спасательный круг») предлагают технологии индустриального строительств качественных быстровозводимых арендных домов со стоимостью кв. метра в 1,5-2-3 раза ниже ныне существующей. Но ведь такое удешевление требует исключения монопольных накруток цен и коррупционных откатов, что, как можно предположить, для кого-то неприемлемо.
Между тем ситуация с нехваткой доступного жилья – чрезвычайная. Большинство жалоб, поступающих в ОП РФ, СПЧ («Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека»), РОО «Право ребенка», в другие НКО - от семей с детьми, находящихся в отчаянной, безвыходной жилищной ситуации. Это дети, живущие в опасном для здоровья аварийном жилье, выселяемые по суду на улицу, многодетные семьи, в том числе вообще не имеющие жилья и регистрации и обитающие годами на съемных квартирах (по данным ЦИК в РФ 1 миллион избирателей не имеют постоянной регистрации по месту жительства, откуда следует, что таких «не принадлежащих» никакому субъекту Федерации граждан России от 4 до 6 миллионов – и их жилищная проблема в существующем правовом поле РФ не разрешима в принципе). При этом проблемы резко обострились в связи с вступлением в силу 3 января с.г. т.н. «закона о резиновых квартирах» (№ 386-ФЗ от 21.12.2013г.), сделавшего невозможным проживание с нарушением правил регистрации, - в результате арендодатели, напуганные санкциями закона, стали требовать у многих семей выселения. Но КУДА???
Сложилась ситуация, сродни стихийному бедствию, в связи с чем я решил воспользоваться уникальной возможностью и попросил друзей-правозащитников передать лично в руки Президенту Российской Федерации на встрече 23 января с.г. мое очередное обращение к Президенту на эту тему, что и было сделано. Через несколько дней я узнал, что на этом моем письме В.В. Путин написал собственноручно поручение Администрации Президента: «Оказать содействие». Главная просьба моего письма: содействовать в организации срочного Совещания по рассмотрению программы Общественной палаты РФ «Жилищный спасательный круг» (2012 г. – два способа оперативного исполнения Поручения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о создании фонда ДОСТУПНОГО арендного жилья) с участием И.И. Шувалова (ответственный за эту сферу заместитель Председателя Правительства и Председатель «Совета при Президенте РФ по жилищной политике и повышению доступности жилья»), Минстроя, членов и экспертов ОП РФ и СПЧ.
В начале февраля мне позвонил Заместитель министра строительства и ЖКХ А.А. Плутник и предложил встретиться 5 февраля в Минстрое. Александра Альбертовича интересовали наши предложения, и он попросил сделать об этом Презентацию
Мы с Евгением Бобровым в свою очередь озвучили на этом совещании, а затем официально направили в Минстрой наши предложения, суть которых проста и очевидна:
- оказание содействия в найме жилья малоимущими гражданами (семьями) независимо от наличия или отсутствия у них регистрации – как за счет средств бюджетов субъектов РФ, так и за счет средств бюджета Российской Федерации в рамках указанной Минтрудом государственной программы; - скорейшее исполнение Поручения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 600 о создании достаточных региональных фондов доступного арендного жилья путем реализации целевых региональных программ, основанных на инновационных предложениях экспертов ОП РФ и СПЧ (Концепцию предлагаемой Региональной программы – прилагаю).
ИТАК:
1. Правительственна программа «Жилье для российской семьи» не реализует провозглашенный Президентом РФ принцип «доступности» и не направлена на решение жилищных проблем малоимущих слоев населения, к которым относятся большинство семей с детьми России.
2. При встрече в Минстрое Заместитель министра А.А. Плутник, а также участвовавший в этой встрече Заместитель директора Департамента жилищной политики Минстроя Н.Е. Стасишин, настаивали на том, что к исполнению Указа Президента от 7 мая 2012 года № 600 о создании фонда доступного арендного жилья можно будет приступить только после принятия соответствующего федерального закона (законопроект № 197376-6, разработанный в Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, возглавляемом депутатом Г.П. Хованской). Об этом же в нижеприведенных письмах Минстроя. Однако опыт ряда регионов говорит о том, что это условие совсем не обязательно, что наемные дома можно начинать строить УЖЕ СЕЙЧАС. Кроме того, эти высокопоставленные руководители почему-то игнорируют тот факт, что указанный законопроект априорно и в категорической форме исключает малоимущих граждан из числа потенциальных нанимателей помещений арендного фонда (п. 2 части 1 предлагаемой законопроектом новой статьи 109-4 Жилищного кодекса РФ).
3. О том, как трудно у нас добиться от чиновников внимания к человеку даже в чрезвычайных по трудности ситуациях свидетельствуют, в частности, следующие полученные в ОП РФ и РОО «Право ребенка» 27 и 28 февраля ответы: (1) два письма-отписки из Минстроя: от Замминистра А.А. Плутника - от 7 февраля, а также прямая реакция на переданное 23 января Президенту РФ обращение - от Заместителя директора ДЖП политики Минстроя Н.Е. Стасишина - от 20 февраля («отписки», поскольку в этих ответах нет ни слова по сути наших предложений по срочному обеспечению крышей над головой семей с детьми, но зато А.А. Плутник предлагает гражданам, не имеющим жилья и регистрации, «встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении», игнорируя со всем чиновничьем равнодушием тот факт, что именно в этом им постоянно отказывают и власти и суды); (2) письмо Заместителя Мэра в Правительстве Москвы Натальи Алексеевны Сергуниной, в котором опять же ПОЛНОСТЬЮ игнорируются трагические, безвыходные жилищные ситуации, о которых я и писал С.С. Собянину (выселение на улицу детей…), но зато в очередной раз отвергается предложение по оперативному созданию в Москве маневренного арендного жилищного фонда путем учреждения института государственной аренды излишков жилой площади, находящейся в собственности граждан: Эти письма размещены на сайте РОО «Право ребенка».
РЕЗЮМЕ: Авторы новой жилищной программы Правительства, закона об арендном жилье, отписок федерального и регионального уровней не оставляют никакой надежды на спасение семей с детьми, находящихся в невыносимых жилищных условиях. И тогда, с учетом обязанности государства по обеспечению конституционного права на жилище, возникает законный вопрос, можно ли квалифицировать действия этих должностных лиц по статье 125 Уголовного Кодекса РФ «Оставление в опасности», которая гласит: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается…»?
ПРИЛОЖЕНИЕ Концепция Региональной программы создания некоммерческого фонда арендного жилья «Жилищный спасательный круг»
(в порядке исполнения п. 2д Указа Президента РФ от 07.12.2012г. № 600)
А) Оперативное создание маневренного арендного фонда путем организации цивилизованной государственной аренды в частном секторе. Необходимо предоставить возможность гражданам – обладателям излишков жилой площади сдавать эту площадь в аренду государству (организации/агентству, уполномоченной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) – на добровольной основе и при государственных гарантиях своевременной оплаты, сохранности помещения и возвращения помещения владельцу при заблаговременном предупреждении. Данное предложение поддерживается ГУП г. Москвы «Московский городской центр арендного жилья», разделяющего позицию о необходимости создания для граждан цивилизованной государственной альтернативы сложившемуся стихийному рынку частной аренды. Сдача жилья под гарантии государства привлекательна для граждан, поскольку обеспечивает надлежащую защиту прав и наймодателей и нанимателей. Также экспертами предлагаются схемы сочетания некоммерческой и коммерческой субаренды образованного арендного фонда, что обеспечит самоокупаемость данных программ, их малозатратность для бюджета субъекта РФ. Именно это предложение позволяет говорить об оперативном (сразу после принятия решения) создании маневренного арендного фонда в крупных городах.
Б) Малозатратные региональные программы индустриального строительства быстровозводимых «наемных домов» (предложение Департамента малоэтажного строительства Ассоциации строителей России). Специфика программы: - Во-первых, в ее быстрой реализуемости (создание индустриальной базы строительства – менее месяца, возведение «под ключ» типового 3-х этажного дома – не более 3 месяцев, всесезонность строительства). - Второе – дешевизна и для бюджета субъекта Федерации, и для нанимателей жилья. Стоимость квадратного метра – не более 30 тысяч рублей (при полной отделке, включая стоимость инфраструктуры и прибыль инвестора). Инновационное предложение директора Департамента малоэтажного строительства Ассоциации строителей России В.В. Тишкова: модель софинансирования, при которой, например, 50% затрат обеспечиваются за счет бюджета субъекта РФ, а 50% за счет заемных кредитных ресурсов (уже имеются договоренности с банками о кредите на 15 лет под 10% годовых). Возврат кредита в течение 15 лет ложится на плечи нанимателей некоммерческого жилья, которым при указанных ценах и условиях придется платить за однокомнатную квартиру (33 кв.м.) первоначально от 5 до 6 тысяч руб. в месяц, а затем все меньше – по мере выплаты кредита. - Возможна и иная схема, когда некоммерческий арендный фонд субъекта Российской Федерации формируется из 50% возводимых жилых помещений, тогда как остальные 50% возводятся на средства инвесторов, сдающих затем эти квартиры по коммерческому найму (при цене найма 1-комнатной квартиры 14 тыс. рублей в месяц возврат вложенных инвестором средств обеспечивается в течение 6 лет, а дальнейшая сдача – чистый доход, так что желающих так вложить деньги будет немало). При этом и прямые затраты, и кредит региона в банке в два раза меньше, чем в предыдущем случае, а возврат кредита обеспечивается некоммерческим наймом однокомнатной квартиры по цене 3 тыс. руб. в месяц. Собственниками жилых помещений наемного дома, а тем самым и всего наемного дома, в данном случае являются солидарно и субъект Российской Федерации и инвесторы (эта возможность не должна исключаться федеральным законодательством, которое должно установить, что собственники наемного дома нанимают единую управляющую домом компанию).
. 9 февраля я направил эту презентацию и А.А. Плутнику, и в Управление Президента РФ по внутренней политике, и в СПЧ, который тоже активно подключился к неразрешимой жилищной проблеме бездомных многодетных семей – обсуждение в Комиссии СПЧ по социальным правам 17 сентября 2013 г., письмо в ноябре 2013 г. Председателя СПЧ М.А. Федотова в Правительство с простым вопросом «как решать жилищную проблему многодетных семей, не имеющих жилья и регистрации по месту жительства?», Распоряжение по этому письму вице-премьера О.Ю. Голодец от 17 декабря 2013 г. № ОГ-П9-9055 министерствам и ведомствам найти ответ на поставленный вопрос, и, наконец, суммирующее совещание по этому вопросу в Минстрое 20 февраля (участвовали от ОП РФ – Б.Л. Альтшулер, от СПЧ – Е.А. Бобров). Судя по представленной на данной встрече позиции ведомств, Минстрой, Минрегион, Минфин и УФМС ответа на поставленный вопрос не имеют и искать его не желают, тогда как Минтруд по крайней мере обозначил возможный путь: решать проблему в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 г. № 2227-р (но Минтруд не указал, как это делать).