РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » 20.02.2014 Совещание в Минстрое по многодетным без регистрации
20.02.2014 Совещание в Минстрое по многодетным без регистрации

Б.Л. Альтшулер
Член Общ. палаты РФ, зам. Председателя Комиссии по социальной политике,
Председатель Правления РОО «Прав ребенка»

 

Тезисы для совещания в Минстрое РФ по вопросу обеспечения жильем граждан, имеющих трех и более детей, которые не имеют регистрацию в связи с отсутствием постоянного места жительства, 20.02.2014 г.

 

1. Во-первых, хочу выразить благодарность Председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека М.А. Федотову, который поставил это вопрос перед Правительством РФ, и Заместителю Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, которая поручила профильным министерствам разобраться с этим непростым вопросом. В течение нескольких лет мы – ОП РФ совместно с СПЧ при Президенте РФ безуспешно пытаемся помочь указанным категориям семей. Добавлю лишь, что тут нельзя ограничиваться многодетными семьями – почти каждый день поступают отчаянные просьбы о помощи выселяемых на улицу семей с одним, двумя и более несовершеннолетними детьми – в Москве и по всей стране; это происходит и при сделках с жильем и потому что сейчас семьям в массовом порядке отказывают арендодатели, напуганные санкциями закона № 386-ФЗ «о резиновых квартирах», вступившим в силу 3 января с.г. Этот закон – тоже стихийное бедствие, но более страшное, чем наводнение в Приморском Крае.
Также хочу выразить благодарность Президенту РФ В.В. Путину, который дал позитивные поручения по моему письму по обсуждаемой сегодня теме, переданному ему на встрече с правозащитниками 23 января с.г., и заместителю Министра строительства и ЖКХ А.А. Плутнику за плодотворную беседу здесь в министерстве 5 февраля с.г.


2. Решение проблемы – в доступном, долгосрочном и законном (т.е. с соответствующей регистрацией) найме жилья. Если же семьи малоимущие, как большинство многодетных семей, то им необходима помощь в форме компенсации затрат по найму жилья. Вопрос: расходным обязательством какого бюджета должна быть эта помощь для малоимущих семей, не имеющих регистрации по месту жительства? Бюджета субъекта РФ по месту фактического пребывания семьи? Или бюджета Российской Федерации в рамках, например, (предложение Минтрудзащиты России) государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 г. № 2227-р? Этот вопрос требует квалифицированного обсуждения.


3. И еще более глобальный вопрос, жизненно важный, возможно, для большинства семей России: откуда взять само жилье для найма? Создание достаточного и доступного арендного фонда – важнейшее из поручений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600. Именно тот факт, что это поручение в течение почти 2 лет не исполнено, побудил Президента создать новое Министерство строительства и ЖКХ, перед которым поставлена задача скорейшего создания арендного фонда.


Следующие два направления Программы Общественной палаты РФ «Жилищный спасательный круг» (2012 год) позволяют исполнить это Поручение Президента малозатратно для бюджетов и в предельно краткие сроки:


А) Организация госаренды в частном секторе.  Надо дать возможность гражданам – обладателям излишков жилой площади сдавать эту площадь в аренду государству, например, Правительству Москвы, которое в свою очередь может использовать эти помещения для субаренды остро нуждающимся в жилье.
Данное предложение поддерживается руководством ГУП г. Москвы «Московский городской центр арендного жилья», которое понимает, что риски «дикого» рынка аренды пугают многих, тогда как возможность сдать жилье под гарантии государства может оказаться привлекательной, которое готово разработать типовую документацию государственного найма жилых помещений в частном секторе и поднайма (при необходимости субсидируемого) этого жилья гражданами/семьями и которое знает, как сделать эту программу самоокупаемой.
Именно это предложение позволяет говорить об оперативном (сразу после принятия решения) начале создания арендного фонда в крупных городах.
Мы не раз обращались к Мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой рассмотреть эту возможность обеспечения крышей над головой бездомных семей с детьми, включая выселяемых по суду москвичей, но получали только равнодушные отписки.


Б) Малозатратные региональные программы строительства быстровозводимых «наемных домов». В ближайшие дни по поручению Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова будет подписано соглашение о реализации такой программы с нашим экспертом - Директором Партнерства «Достойное жилье» и Директором Департамента малоэтажного строительства Ассоциации строителей России В.В. Тишковым (8-926-113-14-18).

 
Специфика программы:


- Во-первых, в ее быстрой реализуемости (создание индустриальной базы строительства – менее месяца, возведение «под ключ» типового 3-х этажного дома – не более 3 месяцев, всесезонность строительства).

 
- Второе – дешевизна и для бюджета области и для нанимателей жилья. Цена кв. метра 28 тысяч рублей. Инновационное предложение В.В. Тишкова: модель финансирования, при которой, скажем, 50% затрат обеспечиваются за счет бюджета, а 50% - за счет заемных кредитных ресурсов (уже есть договоренности с банками о кредите на 15 лет под 10% годовых). Возврат кредита в течение 15 лет ложится на плечи нанимателей жилья, которым при указанных ценах и условиях придется платить за однокомнатную квартиру (33 кв.м.) первоначально от 5 до 6 тысяч руб./мес., а затем все меньше – по мере выплаты кредита.


- Возможна и иная схема, когда некоммерческий арендный фонд субъекта РФ формируется из 50% жилых помещений, тогда как остальные 50% возводятся на средства инвесторов, сдающих затем эти квартиры в порядке коммерческого найма. При этом и прямые затраты и кредит региона в два раза меньше, а возврат кредита обеспечивается некоммерческой арендой «однушки» за 2-3 тыс. руб./мес. Собственниками наемного дома в этом случае являются и субъект РФ и инвесторы.

 
И еще одно стратегически важное предложение В.В. Тишкова, учитывающее чрезвычайность жилищной ситуации и необходимость экстренного исполнения Поручения Указа Президента РФ № 600: направить дополнительные налоги, собираемые при строительстве арендного жилья (это 35% цены строительства), снова на это же строительство. В этом случае предлагаемые региональные программы становятся практически незатратными (т.е. затраты не более 5 тыс. рублей за кв. метр) для бюджетов субъектов РФ.


На практике широкое внедрение подобных региональных программ возможно только авторитетом Правительства, т.е. Минстроя.


Возможно, надо ставить вопрос об учреждении в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Совета по реализации региональных программ создания фондов арендного жилья».



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...