РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Проблемы формирования фонда доступного жилья
Проблемы формирования фонда доступного жилья
«ОПГ и ОПС с участием госорганов» (цит. ФАС России)
обрекают россиян на бездомность
Выступление на рабочем совещании по проблемам формирования фонда
доступного жилья, включая наемное, и развития некоммерческого жилищного
найма для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, а также обеспечения
жилищных прав детей-сирот, многодетных семей и инвалидов
Совет при Президенте РФ по правам человека, Москва, 27 февраля 2018 г.
«Построить нужное количество жилья точно возможно…»
Президент России В.В. Путин в заключительном слове на заседании
Государственного совета по жилищной политике 17 мая 2016 г. сказал: «Построить
нужное количество жилья точно возможно… Но для этого нужно сделать
немногое. Нужно разбюрократить принятие решений по выдаче земли.
Не раздавать её своим да нашим…».
Здесь точно обозначены два главных посыла, две стороны медали: проблема
легко решаема, но не решается по одной единственной причине «своих да наших».
Не буду подробно говорить о всем известной остроте жилищной проблемы –
тут и 167 тысяч бездомных лиц из числа детей-сирот, и семьи с детьми, выселяемые
из единственного жилья, и очередники, долгие годы ожидающие «улучшения», и
многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами в условиях нечеловеческой
скученности, и жители аварийного жилья и т.п. И Президент прав - все эти
проблемы легко решаемы.
И способы решения этих проблем также точно обозначены в Указе
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600:
«разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков
под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом
ограничение продажной цены на такое жилье;» (пункт «а» части 2 Указа № 600);
«разработать государственную программу обеспечения доступным и
комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской
Федерации, предусматривающую строительство жилья экономического класса и
объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных
участках, примыкающих к крупным городам…; разработать план мероприятий
по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного
строительства и производства строительных материалов; обеспечить создание
благоприятных условий для привлечения частных инвестиций…»; (п. «г», ч. 2
Указа № 600);
2
«до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного
жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих
невысокий уровень дохода;»; (п. «д» ч. 2 Указа № 600), и т.д.
Замечу, что ни одно из этих поручений Президента РФ не выполнено
Правительством РФ в течение почти 6 лет, хотя Жилищный кодекс РФ прямо
предусматривает возможность «бесплатного предоставления земельных участков»
по «голландской схеме», т.е. когда победителем аукциона признается лицо,
предложившее минимальную цену продажи жилых помещений, хотя давно создана
нормативно-правовая база наемных домов, хотя земельных участков, примыкающих
к городам и поселкам в нашей огромной стране более, чем достаточно. А ведь этот
тезис Указа № 600 – важнейший для снижения себестоимости строительства,
поскольку означает строительство жилья вблизи уже существующих социальной,
транспортной и магистральной инженерной инфраструктур, то есть жилья
преимущественно для тех граждан, которые здесь живут, уже пользуются всеми
этими инфраструктурами и остро нуждаются в улучшении жилищных условий.
Спрашивается, почему такой саботаж поручений Президента России,
результатом которого является массовое нарушение конституционного права
граждан на жилище? И кто виноват?
О причине саботажа я скажу чуть ниже, также опираясь на самые
авторитетные источники. А если говорить о виновниках, то необходимо назвать имя
человека, который несет ответственность за всю эту ситуацию. Это Заместитель
Председателя Правительства РФ Игорь Иванович Шувалов, который вот уже более
15 лет отвечает за реализацию программ строительства доступного жилья. Поэтому
и нет у нас доступного жилья. Это его вина, что, как здесь уже говорилось,
строительство социального жилья в России практически прекратилось, а строится
только сверхдорогое коммерческое жилье при единственном финансовом механизме
его покупки – ипотека под огромные проценты.
Наша Рабочая группа была сформирована на основании соглашения между
Советом и Минстроем России от 30 мая 2014 года, и уже на встрече Совета с
Президентом РФ 14 октября 2014 года Председатель Совета Михаил Александрович
Федотов сообщил Президенту:
«… А можно сделать так, как мы сделали с Минстроем: создали временную
рабочую группу по проблеме доступного жилья. Три месяца она работала, уже есть
конкретные предложения, которые позволяют вместо 3–4 миллионов квадратных
метров арендного жилья, обещанных Правительством, возвести силами
отечественного строительного бизнеса около 100 миллионов квадратных метров
в течение одного-двух лет. А использование принадлежащих гражданам пустующих
жилых помещений позволит при тех же бюджетных затратах обеспечить
жильём в 20–30 раз больше семей, чем при субсидировании по
3
Всё здесь обоснованно и реалистично. В основе предложений Рабочей группы
– региональные программы, которые уместно было бы назвать «программами по
исполнению Указа Президента РФ № 600». Но в неоднократных попытках
договориться о реализации этих предложений хотя бы где-то пилотно мы
наткнулись на ту же стену, на то же препятствие, из-за которого саботируются
указанные поручения Президента РФ и из-за которого оказалась полностью
провалена ограничившая продажную цену кв. метра правительственная программа
«Жилье для российской семьи» (2014-2017 гг.).
Что же это за препятствие, которое никому не удается преодолеть? Конечно,
это «свои да наши» - по метафорическому выражению В.В. Путина (см. цитату в
начале доклада). А на более официальном языке о том же читаем в ежегодном
Докладе Федеральной антимонопольной службы России от 31 октября 2017 года «О
состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год», где говорится о
«картелизации российской экономики» (особые претензии ФАС к строительному и
фармацевтическому комплексам), причем «специфической чертой
антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных
органов… со всеми признаками, присущими организованным преступным группам и
преступным сообществам».
Серьезность проблемы признается на высшем уровне: см. Поручение
Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г. № Пр-1525 «ФАС России
совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской
Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению
деятельности картелей… », а также заявление профильной комиссии Совета
Безопасности РФ от 11 сентября 2017 г. о том, что картельные ценовые сговоры
угрожают экономической безопасности России.
Казалось бы, всё ясно? Но нет – не всё. Потому что «Васька слушает да ест»,
несмотря на все заявления и поручения высшего уровня. А «власть употребить» к
этому «Ваське» почему-то никак не получается, хотя в УК РФ есть специальная
статья 178 «Ограничение конкуренции», предусматривающая серьезные наказания
за картельные ценовые сговоры. Но вот в том же Докладе ФАС от 31 октября 2017 г.
констатируется, что подследственная МВД России статья 178 УК РФ практически не
работает, что «органами внутренних дел в 2016 году выявлено всего 3 картеля и
возбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ и ни одно из них не было направлено
в суд.»; и предлагается «изменить подследственность дел по 178 УК РФ». Замечу,
что год назад в Обращении на имя Президента РФ от 9 января 2017 года я просил
инициировать внесение изменений в статью 151 УПК РФ «Подследственность» с
тем, чтобы статья 178 УК РФ была подследственна также и Следственному
комитету России. Это мое письмо было переслано из Администрации Президента в
ФАС России, откуда я получил вполне позитивный ответ.
4
В странах с рыночной экономикой собственно государственный сектор
небольшой, а вся мощь государства направлена именно на защиту частного рынка от
монополий и картелей. Без такой государственной защиты свободный конкурентный
рынок быстро прекращает существовать – это азбучная экономическая истина. У
нас, к сожалению, в течение всех 25 лет существования Новой России государство
не выполняет этой важнейшей функции защиты конкуренции, сбивающей цены, в
том числе на самое для людей необходимое – жилье, продукты питания, лекарства.
В свете сказанного представляется, что к разработке национального
приоритетного проекта, о котором сейчас говорили члены рабочей группы Евгений
Бобров и Василий Тишков, под условным названием «Малоэтажное строительство –
гражданам России» необходимо привлечь и ФАС России.
И в заключение о том, что даст реализация предложений рабочей группы в
рамках предлагаемого приоритетного проекта, ориентированного преимущественно
на малоэтажное строительство, включая и ИЖС, и многоквартирные дома до трех
этажей.
1. Во-первых, это мощный приток в жилищную сферу частных инвестиций,
что на фоне нынешней стагнации коммерческого жилищного строительства имеет
стратегическое значение. Очевидно, что бесплатные земельные участки плюс низкая
капиталоемкость индустриального малоэтажного строительства (и как результат в
десятки раз более быстрый, чем при строительстве высотных домов, оборот
вложенных средств) не могут не привлечь инвесторов-строителей. А таковых в
России многие тысячи, о чем хорошо известно в Российском союзе строителей, с
которым мы тесно сотрудничаем.
2. Это практически мгновенное обеспечение жильем ныне бездомных 167
тысяч граждан из числа детей-сирот. Логика тут простая: на жилье для детей-сирот
федеральный и региональные бюджеты выделяют сейчас около 25 миллиардов
рублей в год, которые тратятся на покупку дорогого коммерческого жилья для
ничтожной части нуждающихся сирот. Но если строить дешево, как мы предлагаем
вслед за Президентом Российской Федерации, то ведь государство (например, в лице
органов государственной власти субъектов РФ) может уже сегодня выступить в роли
заемщика – юридического лица, т.е. получить ипотечный кредит на сумму 150 млрд.
рублей, скажем на 10 лет под 7% годовых, и на эти деньги выкупить по цене 30
тысяч рублей за кв. метр 5 миллионов кв. метров малогабаритных однокомнатных
квартир для всех 167 тысяч сирот, а потом 10 лет расплачиваться по этому кредиту
указанными ежегодными 25 миллиардами рублей (по 150 тысяч рублей в год на
одного сироту, т.е. ежемесячные выплаты по кредиту составят примерно 420 рублей
за кв. метр). А если 5 миллионов кв. метров таких квартир сегодня нет в наличии, то,
согласно нашим предложениям, они могут быть быстро построены на частные
средства при условии бесплатности предоставления земельных участков и при
государственных гарантиях возвратности и доходности этих вложений после сдачи
жилья «под ключ».
5
3. По такой же финансовой схеме могут быстро реализоваться и другие
государственные жилищные обязательства, включая предоставление жилья
очередникам, срочное переселение граждан из 11 миллионов кв. метров аварийного
жилья, а также могут создаваться фонды наемного жилья социального
использования, необходимые в том числе для разрешения исключительных
жилищных ситуаций, таких как выселение из единственного жилья и т.п.
4. Особо следует отметить, что в рамках предлагаемого приоритетного
проекта и соответствующих региональных программ может быть решена проблема
стремительного нарастания аварийного жилищного фонда. О необходимости
всероссийской программы реконструкции ветхих зданий с целью предотвращения
перехода их в разряд аварийных не раз говорила Галина Петровна Хованская.
Сегодня существуют эффективные и малозатратные технологии реконструкции и
капитального ремонта зданий с надстройкой нескольких этажей даже без отселения
жителей, они хорошо известны, надо лишь утвердить такие программы.
5. И, конечно, в рамках предлагаемых региональных программ возможно
массовое развитие жилищно-строительных кооперативов с государственной
поддержкой в виде бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в
федеральной, региональной, муниципальной собственности, либо собственность на
которые не разграничена. В том числе речь идет о ЖСК многодетных семей. Сейчас
здесь выступит Елена Фоминых – Президент Ассоциации многодетных семей
«МногоНас». В июле 2017 года эта Ассоциация заключила соглашение о
сотрудничестве с Российским союзом строителей, а сейчас активно продвигает
планы развития кооперативного движения многодетных в районах Московской
области, в чем, как мы надеемся, намечается плодотворное сотрудничество с
областным Министерством строительного комплекса.
Так что я присоединяюсь к коллегам по нашей рабочей группе и очень прошу
помочь в разработке Приоритетного проекта под условным названием
«Малоэтажное строительство – гражданам России».
Спасибо.
Б.Л. Альтшулер
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье Совета при
Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам
человека и Министерства строительства и ЖКХ РФ,
«ОПГ и ОПС с участием госорганов» (цит. ФАС России) обрекают россиян на бездомность


Выступление на рабочем совещании по проблемам формирования фонда доступного жилья, включая наемное, и развития некоммерческого жилищногонайма для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, а также обеспечения жилищных прав детей-сирот, многодетных семей и инвалидов
Совет при Президенте РФ по правам человека, Москва, 27 февраля 2018 г.

«Построить нужное количество жилья точно возможно…»

Президент России В.В. Путин в заключительном слове на заседании Государственного совета по жилищной политике 17 мая 2016 г. сказал: «Построить нужное количество жилья точно возможно… Но для этого нужно сделатьнемногое. Нужно разбюрократить принятие решений по выдаче земли. Не раздавать её своим да нашим…».

Здесь точно обозначены два главных посыла, две стороны медали: проблема легко решаема, но не решается по одной единственной причине «своих да наших».

Не буду подробно говорить о всем известной остроте жилищной проблемы – тут и 167 тысяч бездомных лиц из числа детей-сирот, и семьи с детьми, выселяемые из единственного жилья, и очередники, долгие годы ожидающие «улучшения», и многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами в условиях нечеловеческой скученности, и жители аварийного жилья и т.п. И Президент прав - все эти проблемы легко решаемы.

И способы решения этих проблем также точно обозначены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600:

«разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье;» (пункт «а» части 2 Указа № 600);

«разработать государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, предусматривающую строительство жилья экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам…;

разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов; обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций…»; (п. «г», ч. 2 Указа № 600);

«до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;»; (п. «д» ч. 2 Указа № 600), и т.д.

Замечу, что ни одно из этих поручений Президента РФ не выполнено Правительством РФ в течение почти 6 лет, хотя Жилищный кодекс РФ прямо предусматривает возможность «бесплатного предоставления земельных участков» по «голландской схеме», т.е. когда победителем аукциона признается лицо, предложившее минимальную цену продажи жилых помещений, хотя давно создана нормативно-правовая база наемных домов, хотя земельных участков, примыкающих к городам и поселкам в нашей огромной стране более, чем достаточно. А ведь этот тезис Указа № 600 – важнейший для снижения себестоимости строительства, поскольку означает строительство жилья вблизи уже существующих социальной, транспортной и магистральной инженерной инфраструктур, то есть жилья преимущественно для тех граждан, которые здесь живут, уже пользуются всеми этими инфраструктурами и остро нуждаются в улучшении жилищных условий.

Спрашивается, почему такой саботаж поручений Президента России, результатом которого является массовое нарушение конституционного права граждан на жилище? И кто виноват? О причине саботажа я скажу чуть ниже, также опираясь на самыеавторитетные источники. А если говорить о виновниках, то необходимо назвать имя человека, который несет ответственность за всю эту ситуацию. Это Заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Иванович Шувалов, который вот уже более 15 лет отвечает за реализацию программ строительства доступного жилья. Поэтому и нет у нас доступного жилья. Это его вина, что, как здесь уже говорилось, строительство социального жилья в России практически прекратилось, а строится только сверхдорогое коммерческое жилье при единственном финансовом механизме его покупки – ипотека под огромные проценты.

Наша Рабочая группа была сформирована на основании соглашения между Советом и Минстроем России от 30 мая 2014 года, и уже на встрече Совета с Президентом РФ 14 октября 2014 года Председатель Совета Михаил Александрович Федотов сообщил Президенту:

«… А можно сделать так, как мы сделали с Минстроем: создали временную рабочую группу по проблеме доступного жилья. Три месяца она работала, уже есть конкретные предложения, которые позволяют вместо 3–4 миллионов квадратных метров арендного жилья, обещанных Правительством, возвести силами отечественного строительного бизнеса около 100 миллионов квадратных метров в течение одного-двух лет. А использование принадлежащих гражданам пустующих жилых помещений позволит при тех же бюджетных затратах обеспечить жильём в 20–30 раз больше семей, чем при субсидировании

Всё здесь обоснованно и реалистично. В основе предложений Рабочей группы– региональные программы, которые уместно было бы назвать «программами по исполнению Указа Президента РФ № 600». Но в неоднократных попытках договориться о реализации этих предложений хотя бы где-то пилотно мы наткнулись на ту же стену, на то же препятствие, из-за которого саботируются указанные поручения Президента РФ и из-за которого оказалась полностью провалена ограничившая продажную цену кв. метра правительственная программа «Жилье для российской семьи» (2014-2017 гг.).

Что же это за препятствие, которое никому не удается преодолеть? Конечно, это «свои да наши» - по метафорическому выражению В.В. Путина (см. цитату вначале доклада). А на более официальном языке о том же читаем в ежегодном Докладе Федеральной антимонопольной службы России от 31 октября 2017 года «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год», где говорится о «картелизации российской экономики» (особые претензии ФАС к строительному и фармацевтическому комплексам), причем «специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов… со всеми признаками, присущими организованным преступным группам и преступным сообществам».

Серьезность проблемы признается на высшем уровне: см. Поручение Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г. № Пр-1525 «ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей… », а также заявление профильной комиссии Совета Безопасности РФ от 11 сентября 2017 г. о том, что картельные ценовые сговоры угрожают экономической безопасности России.

Казалось бы, всё ясно? Но нет – не всё. Потому что «Васька слушает да ест», несмотря на все заявления и поручения высшего уровня. А «власть употребить» к этому «Ваське» почему-то никак не получается, хотя в УК РФ есть специальная статья 178 «Ограничение конкуренции», предусматривающая серьезные наказания за картельные ценовые сговоры. Но вот в том же Докладе ФАС от 31 октября 2017 г. констатируется, что подследственная МВД России статья 178 УК РФ практически не работает, что «органами внутренних дел в 2016 году выявлено всего 3 картеля ивозбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ и ни одно из них не было направленов суд.»; и предлагается «изменить подследственность дел по 178 УК РФ». Замечу, что год назад в Обращении на имя Президента РФ от 9 января 2017 года я просил инициировать внесение изменений в статью 151 УПК РФ «Подследственность» с тем, чтобы статья 178 УК РФ была подследственна также и Следственномукомитету России. Это мое письмо было переслано из Администрации Президента в ФАС России, откуда я получил вполне позитивный ответ.

В странах с рыночной экономикой собственно государственный сектор небольшой, а вся мощь государства направлена именно на защиту частного рынка от монополий и картелей. Без такой государственной защиты свободный конкурентный рынок быстро прекращает существовать – это азбучная экономическая истина.

У нас, к сожалению, в течение всех 25 лет существования Новой России государство не выполняет этой важнейшей функции защиты конкуренции, сбивающей цены, в том числе на самое для людей необходимое – жилье, продукты питания, лекарства. В свете сказанного представляется, что к разработке национального приоритетного проекта, о котором сейчас говорили члены рабочей группы Евгений Бобров и Василий Тишков, под условным названием «Малоэтажное строительство – гражданам России» необходимо привлечь и ФАС России.

И в заключение о том, что даст реализация предложений рабочей группы в рамках предлагаемого приоритетного проекта, ориентированного преимущественнона малоэтажное строительство, включая и ИЖС, и многоквартирные дома до трехэтажей.

1. Во-первых, это мощный приток в жилищную сферу частных инвестиций, что на фоне нынешней стагнации коммерческого жилищного строительства имеет стратегическое значение. Очевидно, что бесплатные земельные участки плюс низкая капиталоемкость индустриального малоэтажного строительства (и как результат в десятки раз более быстрый, чем при строительстве высотных домов, оборот вложенных средств) не могут не привлечь инвесторов-строителей. А таковых в России многие тысячи, о чем хорошо известно в Российском союзе строителей, скоторым мы тесно сотрудничаем.

2. Это практически мгновенное обеспечение жильем ныне бездомных 167 тысяч граждан из числа детей-сирот. Логика тут простая: на жилье для детей-сирот федеральный и региональные бюджеты выделяют сейчас около 25 миллиардов рублей в год, которые тратятся на покупку дорогого коммерческого жилья для ничтожной части нуждающихся сирот. Но если строить дешево, как мы предлагаем вслед за Президентом Российской Федерации, то ведь государство (например, в лице органов государственной власти субъектов РФ) может уже сегодня выступить в роли заемщика – юридического лица, т.е. получить ипотечный кредит на сумму 150 млрд.рублей, скажем на 10 лет под 7% годовых, и на эти деньги выкупить по цене 30 тысяч рублей за кв. метр 5 миллионов кв. метров малогабаритных однокомнатных квартир для всех 167 тысяч сирот, а потом 10 лет расплачиваться по этому кредиту указанными ежегодными 25 миллиардами рублей (по 150 тысяч рублей в год наодного сироту, т.е. ежемесячные выплаты по кредиту составят примерно 420 рублейза кв. метр). А если 5 миллионов кв. метров таких квартир сегодня нет в наличии, то, согласно нашим предложениям, они могут быть быстро построены на частные средства при условии бесплатности предоставления земельных участков и пригосударственных гарантиях возвратности и доходности этих вложений после сдачи жилья «под ключ».

3. По такой же финансовой схеме могут быстро реализоваться и другие государственные жилищные обязательства, включая предоставление жилья очередникам, срочное переселение граждан из 11 миллионов кв. метров аварийного жилья, а также могут создаваться фонды наемного жилья социального использования, необходимые в том числе для разрешения исключительных жилищных ситуаций, таких как выселение из единственного жилья и т.п.

4. Особо следует отметить, что в рамках предлагаемого приоритетного проекта и соответствующих региональных программ может быть решена проблема стремительного нарастания аварийного жилищного фонда. О необходимости всероссийской программы реконструкции ветхих зданий с целью предотвращения перехода их в разряд аварийных не раз говорила Галина Петровна Хованская. Сегодня существуют эффективные и малозатратные технологии реконструкции и капитального ремонта зданий с надстройкой нескольких этажей даже без отселения жителей, они хорошо известны, надо лишь утвердить такие программы.

5. И, конечно, в рамках предлагаемых региональных программ возможно массовое развитие жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой в виде бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в федеральной, региональной, муниципальной собственности, либо собственность накоторые не разграничена. В том числе речь идет о ЖСК многодетных семей.

Сейчас здесь выступит Елена ФоминыхПрезидент Ассоциации многодетных семей «МногоНас». В июле 2017 года эта Ассоциация заключила соглашение осотрудничестве с Российским союзом строителей, а сейчас активно продвигает планы развития кооперативного движения многодетных в районах Московской области, в чем, как мы надеемся, намечается плодотворное сотрудничество собластным Министерством строительного комплекса. Так что я присоединяюсь к коллегам по нашей рабочей группе и очень прошу помочь в разработке Приоритетного проекта под условным названием «Малоэтажное строительство – гражданам России». Спасибо.

Б.Л. Альтшулер
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Министерства строительства и ЖКХ РФ,


 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...