Аналитическая справка
к Приказу Департамента г.Москвы №852 от 17.12.13.
В 2012 году вышел Указ президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», где впервые обращается внимание на важность развития всех форм дошкольного образования и в разделе III. «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей» обозначены меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования - развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор. Учитывая данный Указ, Правительством Москвы была разработана и принята Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», где в Подпрограмме «Дошкольное образование» указывается, что в городе Москве реализуется комплекс вариативных форм дошкольного образования (консультативный пункт, семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др.), охватывающий более 30 тысяч детей.
По данным исследований, часть семей, проживающих в городе Москве, ориентирована на воспитание ребенка в семье, но имеет потребность в поддержке со стороны дошкольных образовательных учреждений, включая услуги по оценке уровня развития ребенка, консультированию.
На сайте Департамента образования города Москвы в подразделе «Дошкольное образование» расположена информация о вариативных формах дошкольного образования: "В настоящее время дошкольным образованием в городе Москве охвачено 424 тыс. детей дошкольного возраста.
Из них более 10 тыс. детей посещают негосударственные и ведомственные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.
Из них 39,8 тыс. чел. получают дошкольные образовательные услуги на основе кратковременного пребывания, а также в семейных детских садах. В государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, функционируют:
- 1 427 групп кратковременного пребывания для 24,1 тыс. детей;
- 464 центра игровой поддержки ребенка для 11 тыс. детей;
- 93 лекотеки для 1,1 тыс. детей;
- 106 служб ранней помощи для 1,2 тыс. детей;
- 693 семейных детских сада для 2,4 тыс. воспитанников.
Большинство специалистов вариативных форм прошло повышение квалификации или переподготовку за счет бюджетных средств, кроме того вариативные формы были оснащены в рамках городских и окружных программ дополнительным оборудованием".
Однако, Приказом № 852 от 7 декабря 2013 года Департамента образования были признаны утратившими силу правовые акты Департамента образования города Москвы (Московского Департамента образования), а именно:
Приказ Департамента образования города Москвы от 10 августа 2006 года № 497 " Об утверждении Примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования"
Приказ Департамента образования города Москвы от 10 августа 2006 года № 498 " Об утверждении Примерного положения о центре игровой поддержки ребенка"
Приказ Департамента образования города Москвы от 5 декабря 2006 года № 817 "Об утверждении Примерного положения об организации деятельности Службы ранней помощи"
Приказ Департамента образования города Москвы от 20 июля 2007 года № 567 "Об утверждении Положения об организации работы групп для детей со сложными дефектами в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы"
Приказ Департамента образования города Москвы от 12 апреля 2006 года № 202 "Об утверждении Примерного положения о консультативном пункте для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи".
Постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2013 года N 163-ПП были признаны утратившими силу правовые акты города Москвы и среди них под пунктом 23 Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 года N 6-РЗП "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения".
Постановлением Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 28.12.2011 № 643-ПП, от 19.06.2012 № 294-ПП, от 26.12.2013 № 909-ПП) были введены нормативы финансирования.
Наименование норматива
|
Младшая группа
от 1,5 до 3 лет
|
Средняя группа
от 3 до 5 лет
|
Старшая группа
от 5 до 7 лет
|
Предоставление дошкольного образования, включая обучение и воспитание
|
11,0
|
21,7
|
29,4
|
Осуществление присмотра и ухода за детьми государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы
|
27,7
|
26,3
|
36,5
|
(в ред. постановления Правительства Москвы от 26.12.2013 N 909-ПП)
|
Опираясь на вышеизложенные документы,
-
С 1 января 2014 года все вариативные формы, за исключением групп кратковременного пребывания, должны прекратить свое существование.
-
Все вариативные формы должны быть преобразованы в группы кратковременного пребывания
-
Группы кратковременного пребывания предполагают предоставление дошкольного образования и осуществление присмотра и ухода в группах детей, что делает практически невозможным реализацию индивидуально-ориентированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (кроме инвалидов)
-
Основным направлением деятельности Служб ранней помощи и Лекотек являлась реализация психолого-педагогического сопровождения не только ребенка, но и его семьи, что невозможно в рамках групп кратковременного пребывания
-
В СРП и Лекотеках предусматривалось домашнее визитирование, которое не может осуществляться в группах кратковременного пребывания
6. В СРП и Лекотеках предусматривалось введение дополнительных штатных единиц:
- руководитель структурного подразделения - 1 ст.;
- медсестра - 0,25 ст.;
- педагог-психолог- 1,5 ст.;
- учитель-дефектолог - 0,5 ст.;
- учитель-логопед - 0,5 ст.;
- специалист -1 ст.;
- социальный педагог - 0,5 ст.;
- помощник воспитателя - 1 ст.
В рамках подушевого финансирования большинство вышеперечисленных специалистов не смогут работать в СРП и Лекотеках, в связи с недостатком финансовых средств.
7. СРП и Лекотеки предоставляли психолого-педагогическое сопровождение бесплатно, а ГКП предполагают родительскую плату. Таким образом, более 30 тыс. московских семей, в том числе и семьи, имеющие детей с ОВЗ (кроме детей-инвалидов) вместо бесплатной услуги вынуждены перейти на получение платной услуги.
Директор ФГНУ «Институт психолого-
педагогических проблем детства» РАО, к.п.н., профессор Т. В. Волосовец