РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Аналитическая справка к Приказу Департамента г.Москвы №852 от 17.12.13
Аналитическая справка к Приказу Департамента г.Москвы №852 от 17.12.13

Аналитическая справка

к Приказу Департамента г.Москвы №852 от 17.12.13.

 

В 2012 году вышел Указ президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в  интересах детей на 2012 - 2017 годы», где  впервые обращается внимание на важность развития всех форм дошкольного образования и в разделе III. «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»  обозначены меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования - развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор. Учитывая данный Указ, Правительством Москвы была разработана и принята Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», где в Подпрограмме «Дошкольное образование» указывается, что в городе Москве реализуется комплекс вариативных форм дошкольного образования (консультативный пункт, семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др.), охватывающий более 30 тысяч детей.

По данным исследований, часть семей, проживающих в городе Москве, ориентирована на воспитание ребенка в семье, но имеет потребность в поддержке со стороны дошкольных образовательных учреждений, включая услуги по оценке уровня развития ребенка, консультированию.

         На сайте Департамента образования города Москвы в подразделе «Дошкольное образование» расположена информация о вариативных формах дошкольного образования: "В настоящее время дошкольным образованием в городе Москве охвачено 424 тыс. детей дошкольного возраста.

Из них более 10 тыс. детей посещают негосударственные и ведомственные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

Из них 39,8 тыс. чел. получают дошкольные образовательные услуги на основе кратковременного пребывания, а также в семейных детских садах. В государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, функционируют:

- 1 427 групп кратковременного пребывания для 24,1 тыс. детей;

- 464 центра игровой поддержки ребенка для 11 тыс. детей;

- 93 лекотеки для 1,1 тыс. детей;

- 106 служб ранней помощи для 1,2 тыс. детей;

- 693 семейных детских сада для 2,4 тыс. воспитанников. 

Большинство специалистов вариативных форм прошло повышение квалификации или переподготовку за счет бюджетных средств, кроме того вариативные формы были оснащены в рамках городских и окружных программ дополнительным оборудованием".

        

         Однако, Приказом № 852 от 7 декабря 2013 года Департамента образования были признаны утратившими силу правовые акты  Департамента образования города Москвы (Московского Департамента образования), а именно:

Приказ Департамента образования города Москвы от 10 августа 2006 года № 497 " Об утверждении Примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования"

Приказ Департамента образования города Москвы от 10 августа 2006 года № 498 " Об утверждении Примерного положения о центре игровой поддержки ребенка"
Приказ Департамента образования города Москвы от 5 декабря 2006 года № 817 "Об утверждении Примерного положения об организации деятельности Службы ранней помощи"
Приказ Департамента образования города Москвы от 20 июля 2007 года № 567 "Об утверждении Положения об организации работы групп для детей со сложными дефектами в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы"

Приказ Департамента образования города Москвы от 12 апреля 2006 года № 202 "Об утверждении Примерного положения о консультативном пункте для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи".

        

         Постановлением Правительства Москвы от 21 марта 2013 года N 163-ПП были признаны утратившими силу правовые акты города Москвы и среди них под пунктом 23 Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 года N 6-РЗП "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения".

         Постановлением Правительства Москвы от 31 августа 2011 г. № 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве" (в ред. постановлений Правительства Москвы от 28.12.2011 № 643-ПП, от 19.06.2012 № 294-ПП, от 26.12.2013 № 909-ПП) были введены нормативы финансирования.

  

Наименование норматива

Младшая группа

от 1,5 до 3 лет

Средняя группа

от 3 до 5 лет

Старшая группа

от 5 до 7 лет

Предоставление дошкольного образования, включая обучение и воспитание 

11,0

21,7

29,4

Осуществление присмотра и ухода за детьми государственными образовательными организациями,  подведомственными  Департаменту  образования города  Москвы

27,7

26,3

36,5

(в ред. постановления Правительства Москвы от 26.12.2013 N 909-ПП)

 

 

Опираясь на вышеизложенные документы,

  1. С 1 января 2014 года все вариативные формы, за исключением групп кратковременного пребывания, должны прекратить свое существование.
  2. Все вариативные формы должны быть преобразованы в группы кратковременного пребывания
  3. Группы кратковременного пребывания предполагают предоставление дошкольного образования и осуществление присмотра и ухода в группах детей, что делает практически невозможным реализацию индивидуально-ориентированных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (кроме инвалидов)
  4. Основным направлением деятельности Служб ранней помощи и Лекотек являлась реализация психолого-педагогического сопровождения не только ребенка, но и его семьи, что невозможно в рамках групп кратковременного пребывания
  5. В СРП и Лекотеках предусматривалось домашнее визитирование, которое не может осуществляться в группах кратковременного пребывания

6. В СРП и Лекотеках предусматривалось введение дополнительных штатных единиц:

-   руководитель структурного подразделения - 1 ст.;

-   медсестра - 0,25 ст.;

-   педагог-психолог- 1,5 ст.;

 -  учитель-дефектолог - 0,5      ст.;

-   учитель-логопед - 0,5 ст.;

-   специалист -1 ст.;

-   социальный педагог - 0,5 ст.;

-   помощник воспитателя - 1 ст.

В рамках подушевого финансирования большинство вышеперечисленных специалистов не смогут работать в СРП и Лекотеках, в связи с недостатком финансовых  средств.

7. СРП и Лекотеки предоставляли психолого-педагогическое сопровождение бесплатно, а ГКП  предполагают родительскую плату. Таким образом, более 30 тыс. московских семей, в том числе и семьи, имеющие детей с ОВЗ (кроме детей-инвалидов) вместо бесплатной услуги вынуждены перейти на получение платной услуги. 

Директор ФГНУ «Институт психолого-

педагогических проблем детства» РАО, к.п.н., профессор       Т. В. Волосовец

 



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...