Приложение 5
Показатели результата деятельности Службы ранней помощи
1. Показатели функционирования семьи
Семья понимает сильные стороны своего ребенка, его способности и особые потребности:
- понимает, как развивается их ребенок с нарушениями, и развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать;
- понимает индивидуальный стиль обучения своего ребенка и его предпочтения;
- знает о специфических факторах риска, состоянии ребенка и его нарушении;
- знает о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска;
- родители могут, наблюдая за поведением ребенка, определять какие изменения произошли в результате программы помощи, обучения, изменения стиля воспитания или домашней обстановки.
Семья знает свои права, права ребенка и умеет их эффективно отстаивать:
- знает свои права и обязанности относительно получения необходимых услуг;
- знает, как использовать источники информации (родительские организации, интернет), чтобы получать информацию о своих правах;
- знает о различных услугах и программах, предлагаемых различными центрами и организациями (профессионалами);
- знает куда обращаться за услугами и получением поддержки;
- чувствует себя спокойно и уверенно, разговаривая с профессионалами и задавая им вопросы относительно своего ребенка;
- члены семьи способны в качестве полноправных членов команды принимать участие во встречах по планированию услуг и постановке целей работы;
- члены семьи требуют предоставления услуг, которые они считают необходимыми;
- члены семьи знают что делать, если необходимые услуги не предоставляются.
Члены семьи помогают ребенку развиваться и учиться:
- обеспечивают безопасную, обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка;
- помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях;
- чувствуют себя компетентными в выполнении родительских функций;
- изменяют домашнюю обстановку или рутины так, чтобы подстроить их под стиль обучения ребенка и его потребности в адаптации окружающей среды;
- знают о технических вспомогательных средствах и помогают ребенку их использовать;
- используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка
- умеют справляться со специфическими поведенческими трудностями своего ребенка
У семьи есть система поддержки:
- семья сохраняет дружеские связи и заводит новых друзей;
- родители могут участвовать в общественных мероприятиях, праздниках и прочем с друзьями и знакомыми, в том числе вдвоем;
- родители знакомятся и встречаются с другими семьями с детьми с нарушениями;
- есть соседи, друзья или родственники, которые могут оказать помощь (например, посидеть с ребенком);
- семья ощущает, что у них есть поддержка в воспитании ребенка и уходе за ним.
Семья имеет доступ к необходимым услугам, программам и мероприятиям:
- имеет возможность получения их ребенком инклюзивного опыта взаимодействия и обучения с детьми, не имеющими нарушений;
- может участвовать в религиозных, развлекательных или образовательных мероприятиях или программах для родителей типично развивающихся детей;
- принимает участие в деятельности родительских организаций или группах поддержки, соответствующих нарушениям их детей и их собственным родительским пожеланиям и стилю жизни;
- родители имеют возможность выйти на работу, в то время как их ребенку обеспечен качественный уход, отвечающий индивидуальным потребностям ребенка;
- имеет возможность пользоваться медицинскими услугами, чувствительными к особым нуждам ребенка и отвечающими на них;
- имеет доступ к заслуживающим довериям услугам по передышке, если у семьи нет неформальной поддержки в заботе о ребенке.
2. Показатели функционирования ребенка
У ребенка развиваются позитивные социальные отношения:
- инициирует и поддерживает социально-эмоциональное взаимодействие с близким взрослым (и);
- взаимодействует и развивает отношения с детьми и взрослыми;
- регулирует свои эмоции и поведение;
- ребенок демонстрирует адаптивную привязанность к наиболее близкому взрослому;
- может принимать участие в различных социальных ситуациях, например, на игровой площадке, в магазинах, в центре, и т.д.;
- понимает и выполняет простые правила ежедневной жизни.
Ребенок демонстрирует интерес,приобретает новые знания, способности и навыки, обучаясь посредством:
- наблюдения и исследования окружающего его мира;
- игры и манипулирования с предметами, включая игрушки, книжки и другие материалы;
- игры и общения с людьми в ежедневных ситуациях.
Ребенок использует новые навыки в игре и повседневной жизни.
Ребенок демонстрирует положительные изменения в одной или нескольких областях развития (когнитивная,двигательная,коммуникативная,социально-эмоциональная, самообслуживание).
Ребенок общается с типично развивающимися детьми, участвуя в различных мероприятиях и посещая общественные места (парк,зоопарк, театр, цирк и т.д.).
Ребенок получает поддержку, соответствующую его потребностям:
- имеет индивидуально подобранные технические средства, включая очки, слуховые аппараты и приспособления для коммуникации, позиционирования и перемещения, приспособленное жилье, игрушки, соответствующие возрасту и способностям.