Резюме по мониторингу служб ранней помощи
Проведенный по регионам мониторинг текущего состояния служб ранней помощи выявил, что в большинстве регионов таких служб недостаточное количество, они отсутствуют или вообще сокращаются, не отработан маршрут попадания ребенка с нарушениями в службу раннего скрининга, не отработана дальнейшая система ранней помощи, не хватает квалифицированных специалистов для реальной помощи детям.
Преимущественно созданы и работают службы, инициированные в регионах НКО или в рамках проекта (в нескольких регионах) Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации.
Имеющиеся службы испытывают в большинстве регионов кадровый голод, нехватку средств. Отсутствуют методические и нормативные документы по созданию служб ранней помощи федерального уровня, что создает хаос на местах – где-то ранняя помощь сосредоточена только в медучреждениях, в других регионах – в службах соцзащиты или дошкольных учреждениях образования. Отсутствует межведомственное взаимодействие, междисциплинарное ведение случая. Нет специалистов, обученных передовым методикам выявления РАС на ранних сроках. Нет системы их обучения.
Долгосрочные программы психологического сопровождения практически нигде не поддерживаются, все курсами – по 21 дню. Специалистов катастрофически мало! Даже на курсовое посещение - очереди к логопедам на год вперед, к психологам и дефектологам везде не менее, чем на полгода.
В Москве и других городах основой для создания служб ранней диагностики и ранней помощи могла бы стать уже созданная система ПМС-центров и лекотек, которые успешно развивались и являлись местом, где были сосредоточены и диагностика, и коррекция. Но вместо развития этих систем, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны – происходит их развал (см Приложение)
Для оказания эффективной ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития:
1. В регионах и городах необходимо развивать систему ранней помощи, в рамках которой оказываются комплексные услуги медико –социального и психолого – педагогического сопровождения, использующие принципы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, так как услуг комплексной ранней помощи не хватает.
2. Службы, которые открываются на базе медицинских учреждений, чаще оказывают только медицинские услуги, практически отсутствует комплексный междисциплинарный подход. Практически отсутствует межведомственное взаимодействие, только взаимодействие специалистов на уровне одного учреждения. Проблемы семьи и ребенка в смысле кейс -менеджмента "работа команды со случаем"- не решаются.
3. В учреждениях социальной защиты, в поликлиниках, услуги ранней помощи семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития (или группы риска), может получить только 1 -2 раза в год – курсом (примерно 21 день). Это связано с нормативными документами, как регионального, так и федерального уровня (к примеру, положение о центре социальной помощи семье и детям, где прописана медицинская модель оказания услуги – курсами, вместо социальной модели комплексного сопровождения).
4. Также в федеральных, соответственно и в региональных нормативных документах, регулирующих деятельность учреждений социальной защиты, прописано оказание услуг детям с 3 лет. Это вызывает проблемы по оказанию услуг ранней помощи.
5. Назрела острая необходимость на федеральном уровне подготовить пакет нормативных документов по регламенту развития услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями, как комплексной межведомственной системы.