ПРОЕКТ
Положение о Службе ранней помощи
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность Службы ранней помощи (далее Служба), функционирующей как самостоятельное учреждение / организация или структурное подразделение учреждения / организации образования / здравоохранения / социальной защиты, другой организационно-правовой формы.
1.2. Служба создается для детей и семей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих нарушения/отклонения в развитии, нарушения поведения и психического здоровья, вызванные медицинскими, биологическими и социальными факторами, а также риск возникновения отставания в одной из областей развития, в том числе для детей:
- с ограниченными возможностями здоровья;
- с инвалидностью;
- имеющих высокий риск ограничений в развитии, установленный в медицинском учреждении;
- детей сирот и оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, в домах ребенка, детских домах и детских домах-интернатах, из семей, где ребенок подвергается пренебрежению и/или насилию, родители страдают алкоголизмом и/или наркоманией, один из родителей которых имеет диагностированное психиатрическое заболевание.
1.3. Служба создается в целях содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей), включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.
1.4. Служба осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, в Службу, а также для обеспечения комплексной помощи детям;
- проведение первичной междисциплинарного обследования направленных или самостоятельно обратившихся в Службу детей и родителей с целью принятия решения о необходимости зачисления ребенка и семьи в Службу;
- проведение углубленного междисциплинарного обследования приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на функционирование ребенка;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе для первичной оценки развития ребенка;
- разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
- реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
- определение эффективности индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
- развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в том числе в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушением мобильности и/или коммуникации;
- поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
- организация перехода ребенка в группу дошкольного образовательного учреждения в рамках индивидуального плана сопровождения ребенка и семьи, завершение обслуживания ребенка и семьи в Службе;
- информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.
1.5. Служба создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования / здравоохранения / социальной защиты, либо на основе решения учредителей.
1.6. Деятельность Службы осуществляется за счет средств бюджета.
1.7. В своей деятельности Службы руководствуется Международными актами в области защиты прав ребенка, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, здравоохранением, социальной защиты, Уставом учреждения, настоящим Положением, стандартом деятельности Службы.
1.8. Служба может быть центральной и территориальной.
Центральная служба создается для осуществления ранней помощи, методической поддержки деятельности территориальных служб, мониторинга реализации программы развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
Территориальные Службы создаются для осуществления ранней помощи в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации и исходя из территориальной доступности Службы для ребенка и семьи.
1.9. Количество создаваемых Служб определяется исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории, результатов мониторинга потребности населения в услугах ранней помощи (из расчета 1 Служба на 10 000 детского населения).
1.10. Для обеспечения ранней помощью детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, проживающих в домах ребенка, а также детей, проживающих в семьях на территории, близкой к дому ребенка, создаются Службы из расчета – 1 Служба на 1 дом ребенка.
1.11. Работа Службы строится на основе принципов семейно-центрированности, междисциплинарности, функциональной направленности и развития ребенка в естественной среде (принципы работы Службы ранней помощи представлены в Приложении 1).
1.12. Режим работы Службы определяется учреждением/организацией самостоятельно в соответствии с Уставом, правилами внутреннего распорядка, утвержденным планом и расписанием работы специалистов и службы, и в соответствии с запросом семей.
1.13. Деятельность специалистов Службы регламентируется должностными обязанностями, разработанными на основе стандарта ранней помощи.
1.14. Информация о получении ребенком и семьей услуг в Службе, результаты оценки, другая персонифицированная информация, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Организация деятельности Службы ранней помощи
2.1. Служба размещается в специально оборудованных помещениях (см. Приложение 2 «Перечень помещений, необходимых для работы Службы ранней помощи») с использованием игрушек и специального оборудования (см. Приложение 3 «Перечень оборудования, рекомендуемого для работы Службы ранней помощи»).
2.2. Деятельность Службы регламентируется перечнем документации, указанным в разделе 5 «Рабочая документация Службы ранней помощи» данного Положения.
2.3. Для организации деятельности Службы организация или учреждение самостоятельно разрабатывает отдельное штатное расписание, предусматривающее количество штатных единиц, необходимых для оказания ранней помощи с учетом специфики и численности обслуживаемых детей и семей, и следующие должности: руководитель, психолог (педагог-психолог, клинический психолог), учитель-дефектолог (специальный педагог, учитель-логопед, инструктор по адаптивной физической культуре, специалист по социальной работе (социальный педагог), врач-педиатр, администратор и другие (см. Приложение 4).
2.4. Специалисты Службы должны иметь базовое образование или повышение квалификации в области ранней помощи.
2.5. Специалисты Службы работают на основе междисциплинарного командного взаимодействия. Организационно-методическая работа Службы осуществляется на заседании сотрудников Службы. Продолжительность заседаний команды составляет 2 часа, частота заседаний 1 раз в неделю. Участие в работе заседаний является обязательным и входит в рабочее время специалиста.
2.6. Содержание, технологии и методы работы специалистов строятся на основе «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» и в соответствии с научно обоснованными подходами к разработке семейно-центрированных программ раннего вмешательства.
2.7. Этапы и перечень основных услуг Службы.
2.7.1. Первичный прием ребенка и семьи.
К услугам Службы на данном этапе относятся:
- индивидуальная встреча с родителем (законным представителем) ребенка для принятии направления и/или документов и сбора информации о ребенке и семье; время ожидания данной услуги после обращения семьи не превышает 2 недели;
- первичная оценка развития и функционирования ребенка и влияющих на него факторов, осуществляемая специалистами Службы.
По результатам первичного приема принимается решение о включения ребенка и семьи в последующую программу сопровождения или оказании индивидуальной консультаций ребенка и семьи специалистом(ами) Службы.
2.7.2. Включение ребенка и семьи в программу сопровождения.
Для получения услуг родители (законные представители ребенка) подают заявление и предоставляют установленные учреждением/организацией документы. На основании заявления между Службой, в лице ее руководителя, и родителями заключается договор, который регламентирует характер отношений, права и обязанности участников договора, продолжительность его действия, условия его продления или завершения.
2.7.3. Междисциплинарное обследование ребенка и семьи.
К услуге Службы на данном этапе относится углубленная междисциплинарная оценка развития и функционирования ребенка и, влияющих на него, факторов. Углубленная оценка включает от 2 до 4 диагностических встреч, совместно осуществляемых специалистами Службы и направленных на изучение сенсорных, двигательных, познавательных, коммуникативных, социально-эмоциональных, адаптивных способностей ребенка, его здоровья, а также характеристик взаимодействия ребенка и родителей, особенностей социального и физического окружения ребенка.
2.7.4. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
На данном этапе специалисты Службы на основании результатов междисциплинарного обследования совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи в срок не более 6 недель от проведения первичной оценки.
2.7.5. Реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
Индивидуальная программа содержит цели и задачи сопровождения ребенка и семьи, способы и методы выполнения поставленных задач, указывает участвующих в реализации программы специалистов Службы, в том числе ведущего для данной семьи специалиста. Индивидуальная программа включает информацию о месте реализации программы сопровождения, ее длительности (общий срок реализации, количество встреч в неделю, продолжительность одной встречи), форм работы. Условием реализации индивидуальной программы сопровождения является регулярная (не реже 1 раза в 3 месяца), в соответствии с указанными в программе сроками, оценка ее эффективности. Оценка эффективности проводится на основе достижения поставленных в программе задач.
Результаты деятельности Службы оцениваются по показателям положительных изменений в функционировании ребенка и семьи. Список возможных показателей представлен в Приложении 5 «Показатели результата деятельности Службы ранней помощи».
К услугам Службы на данном этапе относятся индивидуальная и/или групповая встреча, а также консультация специалиста(ов) Службы с ребенком и семьей в очной и/или дистанционной форме.
2.7.6. Переход ребенка и семьи в группу дошкольного образовательного учреждения, завершение индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
Переход ребенка и семьи в группу дошкольного образовательного учреждения входит в индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи, является ее завершающим этапом. На данном этапе специалисты Службы предоставляют родителям информацию о существующих дошкольных программах и, на основании потребностей и приоритетов ребенка и семьи в выборе дошкольного учреждения, совместно с родителями выбирают дошкольное образовательное учреждение, разрабатывают и осуществляют план перехода.
К услугам Службы на данном этапе относятся индивидуальная встреча специалиста(ов) с ребенком и семьей, консультация сотрудников дошкольного учреждения специалистом(ами) Службы.
2.8. Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 6 месяцев.
2.9. В случае самостоятельного обращения родителей специалист(ы) Службы могут проводить услугу в виде однократной индивидуальной консультации ребенка и семьи.
2.10. Длительность индивидуальных и групповых форм в Службе должна быть не менее 45 минут.
2.11. Условием оказания услуг Службой является участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи.
2.12. Место оказания услуг Службы зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и включает: место проживания ребенка (в т.ч. учреждение проживания), помещение Службы, группы дошкольного образовательного учреждения, а также места регулярного пребывания ребенка и семьи.
3. Управление Службой ранней помощи
3.1. Управление деятельностью Службы осуществляет руководитель, назначаемый приказом руководителя учреждения/организации, либо решением органа управления учреждения/организации (направления работы руководителя см. Приложение 4).
4. Прекращение деятельности Службы ранней помощи
4.1. Служба ранней помощи прекращает свою деятельность по решению Учредителя, другого органа управления учреждения/организации.
5. Рабочая документация Службы ранней помощи
5.1. К рабочей документации Службы относятся:
- карта ребенка, содержащая заявление родителей на получение услуг, договор с родителями, согласие родителей на обработку персональных данных, заключения специалистов, результаты обследования, индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи, другую документацию, связанную с учетом и описанием работы с ребенком и семьей;
- журнал регистрации первичных обращений;
- журнал зачисления и отчисления детей;
- журнал учета ежедневной деятельности специалистов Службы;
- годовой план работы Службы;
- годовой отчет работы Службы;
- программы, используемые специалистами при реализации индивидуального плана сопровождения;
- график работы специалистов;
- график работы Службы;
- документация о проведении организационно-методической работы;
- заключения специалистов Службы по итогам консультаций.
Перечень приложений
-
Принципы работы Службы ранней помощи.
-
Перечень помещений, необходимых для работы Службы ранней помощи.
-
Перечень оборудования, рекомендуемого для работы Службы ранней помощи.
-
Специалисты Службы ранней помощи.
-
Показатели результата деятельности Службы ранней помощи.
При составлении настоящего Положения использованы следующие материалы:
-
«Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям». Результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге в рамках проекта ТАСИС «Партнерство и взаимодействие в области образования, здравоохранения и социального развития», Санкт-Петербург – Москва, 2002.
-
«Методические рекомендации по организационным аспектам создания и деятельности Службы ранней помощи в региональной системе дошкольного образования» (Авторы составители: Зигле Л.А. Микшина Е.П.). Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2014.
-
Положение о Службе ранней помощи (материалы от А.М. Казьмина).
-
«Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства», Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В.. Санкт-Петербург, 2012.
-
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. г. Москва.
Список литературы
-
Борьесон Б., Бриттен С., Довбня С., Морозова Т., Пакеринг . Ранние отношения и развитие ребенка, М.: Питер, 2009.
-
Кожевникова Е.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация Младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. 1995. № 4. С. 112-113.
-
Команда исследователей домов ребенка: Санкт-Петербург, РФ – США (от Санкт-Петербурга, РФ: Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И.; от США: Гроарк К.Я. (Groark Ch. J.), МакКолл Р.Б. (McCall R. B.). Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / Пер. с англ. под науч. ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. 296 с. (Российский опыт: инновации в практике).
-
Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие, СПб.: Изд. С.-Петербургского Университета, 1999. 286 с.
-
Нет «необучаемых» детей. Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Кожевниковой Е. В. и Клочковой Е. В. СПб.: КАРО, 2007.
-
Пальмов О.И., Вершинина Е.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние программы ранней помощи на психическое развитие детей с синдромом Дауна // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 283-289.
-
Приоритеты социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в России. ЮНИСЕФ, 2011.
-
Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям // Результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге в рамках проекта ТАСИС «Партнерство и взаимодействие в области образования, здравоохранения и социального развития», Санкт-Петербург – Москва, 2002. 138 с.
-
DEC recommended practices in early intervention/ early childhood special education/ Ed. by S. Sandall, M.McLean, B. J. Smith.-Longmont Sopriswest, 2000.
10. Early Childhood Intervention – Progress and Developments, 2005–2010. European Agency for Development in Special Needs Education, 2010.
11. Guralnick, M. J. International perspectives on early intervention: A search for common ground // Journal of Early Intervention. 2008. Vol. 30, pp. 90–101.
12. Guralnick, M. J. Why early intervention works. A systems perspective // Infants and Young Children. 2011. Vol.24, No.1, pp. 6–28.
13. International classification of functioning, disability, and health: children and youth version: ICF-CY. World Health Organization, 2007.
14. Preparing personnel to work with infants and young children and their families: A team approach / Ed. by D.Bricker, A. Widerstorm.- Baltimore, London, Toronto, Sydney: Paul H.Brookes Publishing Co., Inc., 1996.
В составлении настоящего Положения участвовали:
От НОУ ДПО «СПб Институт раннего вмешательства»
Лариса Витальевна Самарина,
Елена Валерьевна Кожевникова
От кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович,
Пальмов Олег Игоревич
От ресурсного центра вариативных форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Московского городского психолого-педагогического университета.
Казьмин Александр Михайлович