РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Специалисты Службы ранней помощи
Специалисты Службы ранней помощи

Приложение 4

Специалисты Службы ранней помощи

 

Компетенции, необходимые для всех специалистов службы ранней помощи.

 

Специалист службы ранней помощи:

  1. Знает особенности развития детей первых лет жизни (двигательное коммуникативное, когнитивное, социально-эмоциональное развитие, а также особенности развития слуха и зрения).
  2. Знает, какие инструменты можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты, умеет интерпретировать результаты.
  3. Умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух.
  4. Знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе раннего вмешательства (знает показания для направления в службу раннего вмешательства). Знает, какая программа раннего вмешательства будет полезна для ребенка, какие специалисты будут заниматься с ребенком.
  5. Знает о методах оценки и помощи, которые применяют в своей работе другие специалисты службы.
  6. На первичном приеме умеет ответить на вопросы родителей об особенностях развития ребенка, может проконсультировать, как развивать ребенка.
  7. Владеет знаниями и умеет работать с детьми, имеющими функциональные нарушения.
  8. Умеет согласованно работать в междисциплинарной команде.
  9. Умеет подготовить и представить случаи для разбора, участвовать в командных разборах случаев.
  10. Умеет вести необходимую профессиональную документацию.
  11. Уметь планировать и проводить индивидуальные программы работы с семьей, оценивать их эффективность.
  12. Умеет находить контакт с ребенком и семьей, уважать их выбор, поддерживать с ребенком и членами его семьи равноправные партнерские отношения
  13. Умеет представлять родителям полную, достоверную информацию о программе помощи, предоставлять по просьбе родителей необходимые заключения об этой программе для других учреждений.
  14. Знает и умеет предоставлять семье ребенка сведения о различных подходах, которые используются в помощи детям с нарушениями в развитии, умеет давать профессиональную оценку этим подходам.
  15. Умеет организовывать развивающую среду для ребенка, консультировать родителей по тому, как она может быть организованна дома.
  16. Знает основные документы, касающиеся прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
  17. Знает и соблюдает этические нормы.

 

Далее рассмотрены требования к каждому специалисту Службы ранней помощи (уровень образования, дополнительные компетенции), основные направления и формы работы (характерные для данного специалиста, кроме общекомандных форм работы).

 

Руководитель Службы ранней помощи

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее образование (педагогическое, психологическое, медицинское), или высшее образование в социальной сфере.

Дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству.

 
Направления работы
  1. Обеспечение формирования единой идеологии и соблюдения специалистами Службы ранней помощи основных принципов ранней помощи.
  2. Управление деятельностью службы:

-        планирование направлений деятельности;

-        организация текущей деятельности;

-        организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений;

-        развитие программ службы.

  1. Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.).
  2. Планирование и организация работы по профессиональному развитию и повышению квалификации сотрудников службы.
  3. Планирование и обеспечение технического и методического оснащения деятельности службы.

 

Психолог (педагог-психолог, клинический психолог)

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности «психология», «клиническая психология». Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.

 

Компетенции

  1. Владеет знаниями в области семейной и детской психологии, психологии развития детей раннего возраста.
  2. Знает о нормальном социально-эмоциональном развитии ребенка первых лет жизни и кризисных периодах в нормальном социально-эмоциональном развитии.
  3. Знает факторы риска для социально-эмоционального развития ребенка. Умеет оценивать историю развития ребенка с точки зрения факторов риска, способен оценить степень возможного психологического стресса, который испытывает семья или ребенок.
  4. Умеет оценивать особенности социально-эмоционального развития ребенка и особенности взаимодействия в паре родитель-ребенок.
  5. Владеет навыками работы с семьей, находящейся в стрессовой или кризисной ситуации.
  6. Владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа с парами родитель-ребенок, групповая работа с родителями).
  7. Может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с семьями в программах ранней помощи.
  8. Умеет работать с ребенком с социально-эмоциональными нарушениями или нарушениями психического здоровья и с его семьей.
  9. Владеет специальными диагностическими методиками для комплексной оценки развития ребенка.

Направления работы

Основной целью работы психолога в Службе ранней помощи является оказание помощи семьям с детьми, имеющим социально-эмоциональные проблемы.

Дети, попадающие на прием к психологу, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:

-               отставание ребенка в социальной области, выявленное при диагностике по шкалам и с помощью наблюдения за ребенком;

-               трудности аутистического спектра (от легких проявлений до тяжелых нарушений);

-               тревожные расстройства;

-               проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики;

-               нарушения регуляции поведения;

-               нарушения взаимодействия с родителями или другими членами семьи.

В обязанности психолога входит оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую помощь и поддержку семьям, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, психологическую работу с детьми, имеющими социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей группы социального риска и их семей.

           

Формы работы

  1. Углубленная оценка особенностей социально-эмоционального развития ребенка и особенностей взаимодействия в паре «взрослый-ребенок».
  2. Консультирование родителей по проблемам ребенка. Применяется, когда у ребенка нет значительных проблем в развитии, в то время как родители испытывают недостаток информации о том, как справиться с преходящими трудностями.
  3. Занятия с парой «родитель – ребенок».
  4. Психотерапевтическая работа с родителями. Применяется, когда родители имеют собственные психологические проблемы, которые могут влиять на ребенка.
  5. Консультирование других специалистов службы по проблемам работы с семьями, обучение специалистов способам общения с родителями, которые помогут оказать им необходимую поддержку.
  6. Проведение групповых занятий с детьми и родителями (задачи: оптимизация детско-родительских взаимодействия, укрепление привязанности, первичная социализация, поддержка родителей).

 

Учитель-дефектолог (специальный педагог)

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики.

Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.

 

Компетенции

  1. Знает закономерности познавательного (когнитивного) развития ребенка в раннем возрасте.
  2. Владеет различными методами оценки познавательного (когнитивного) развития детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
  3. Умеет проводить функциональную оценку в различных областях развития, в том числе, развитие зрения, слуха, самобслуживания, определять проблемы и возможности ребенка.
  4. Знает особенности развития детей раннего возраста с нарушениями движения, зрительными, слуховыми нарушениями, нарушениями когнитивного, речевого развития и социально-эмоционального развития, а также с множественными нарушениями.
  5. Знает особенности построения программ раннего вмешательства для детей с различными нарушениями.
  6. Знает системы альтернативной коммуникации и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
  7.  Умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.

Направления работы

Основной целью работы специального педагога является оказание помощи семьям с детьми, имеющими проблемы в познавательной области. Это дети, для которых основные способы получения знаний (наблюдение, исследование, общение, подражание) по каким-либо причинам затруднены.

В обязанности специального педагога входят: оценка особенностей когнитивного и языкового (коммуникативного) развития ребенка; определение доступного способа получения знаний. Специальный педагог планирует и проводит индивидуальные и групповые программ для детей с функциональными нарушениями, как в отдельных областях развития, так и с множественными нарушениями, а также с детьми группы риска. Цель таких занятий – дать ребенку возможность получать сведения об окружающем мире доступным ему способом, расширять количество знаний о самом себе, других людях, об окружающем мире.

Кроме того, специальный педагог помогает родителям дома создать такие условия для ребенка, чтобы его познавательное развитие шло и в домашних условиях, непрерывно.

В практике программ ранней помощи не принято разделение на более узкую специализацию в соответствии с ведущим нарушением у ребенка (сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов).

 

            Формы работы

  1. Углубленная оценка особенностей когнитивного развития ребенка.
  2. Консультирование родителей. Проводятся по запросу родителей, если у ребенка нет значительных проблем в развитии, но у родителей не хватает знаний о способах развития ребенка, или они тревожатся по поводу уровня его развития.
  3. Занятия с парой «родитель – ребенок». Проводятся для детей, которые имеют отставание в познавательной области развития или в области понимания речи.
  4. Консультирование других специалистов по подбору методов и приемов развития познавательной сферы.
  5. Проведение групповых занятий с детьми и родителями (задачи: социализация, познавательное развитие через взаимодействие с родителями).

 

Учитель-логопед (специалист по ранней коммуникации)

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики;

Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.

 

Компетенции

  1. Знает закономерности развития коммуникации в раннем возрасте, в том числе развитие невербальной коммуникации, особенности восприятия речи и развития языка.
  2. Владеет различными методами оценки развития коммуникации детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
  3. Знает системы альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы и т.д.) и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
  4. Знает основные этапы моторного функционирования челюстно-лицевой области (язык, губы, щеки, нижняя челюсть).
  5. Умеет оценивать орально моторные навыки, навыки питания и знает особенности работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в данной области.
  6. Знает анатомо-физиологические особенности мышечной и костной системы, участвующих в голосообразовании и дыхании.
  7. Умеет оценивать функции голосообразования и дыхания и знает особенности работы с детьми, имеющими нарушения в данной области.
  8. Умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.

 

Направления работы

Цели работы специалиста по ранней коммуникации – помощь в развитии коммуникативных способностей ребенка, формирование средств общения, помощь в освоении дополнительных систем коммуникации (картинки, жесты, символы, пиктограммы). Работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами.

В обязанности специалиста по ранней коммуникации входят: оценка особенностей речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка, консультирование семей по вопросам коммуникативного развития, проведение индивидуальных и групповых программ для детей с нарушениями коммуникации.

Специалист по ранней коммуникации помогает ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент. Одновременно он учит близких людей понимать и использовать те же средства коммуникации, которые использует ребенок.

 

Формы работы

  1. Углубленная оценка особенностей коммуникативного развития ребенка.
  2. Консультирование родителей по развитию коммуникации у детей (индивидуальное и групповое).
  3. Занятия с парой «родитель – ребенок». Проводятся для детей, которые имеют отставание в коммуникативном развитии.
  4. Консультирование специалистов службы, педагогов, медицинских работников по проблемам развития коммуникации.
  5. Проведение групповых занятий с детьми и родителями (задачи: социализация, развитие коммуникации).

 

Тренер-преподаватель (инструктор) по адаптивной физической культуре

(физический терапевт)

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее медицинское (врач-педиатр, детский невролог), высшее педагогическое, физкультурное

Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи. Специализация в области физической терапии.

 

 

Компетенции

  1. Владеет методами оценки функционального состояния ребенка и окружающей его обстановки:

-           умеет представлять результаты оценки нарушений и ограничений жизнедеятельности ребенка по рубрикации Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICIDH-2), окончательная версия, которой была принята Всемирной Организацией Здравоохранения в 2001 году;

-           умеет проводить экспертную оценку навыков крупной и мелкой моторики ребенка;

-           умеет проводить экспертную оценку двигательного поведения ребенка;

-           умеет проводить стандартную неврологическую и ортопедическую оценку;

-           умеет проводить функциональную оценку нарушений нервной и мышечной систем,

-           умеет проводить оценку мышечного тонуса;

-           умеет проводить оценку распределения веса в различных положениях тела;

-           умеет проводить оценку баланса;

-           умеет проводить оценку контроля за позой;

-           умеет проводить оценку объема активных и пассивных движений;

-           умет регистрировать результаты оценки.

  1. Умеет формулировать конкретные краткосрочные и долгосрочные цели вмешательства, которые ориентированы на проблемы ребенка, потребности ребенка и семьи и направлены на улучшение функционирования ребенка. Планирует и проводит индивидуальную программу помощи.
  2. Умеет выбирать необходимые физиотерапевтические приемы индивидуально для каждого ребенка, включая приемы, направленные на обучение новым двигательным навыкам, развитию равновесия и мелкой моторики.
  3. Умеет включать конкретные приемы физической терапии в игру ребенка, конструируя необходимые игровые ситуации.
  4. Умеет обучать родителей необходимым приемам физической терапии.
  5. Умеет составлять для каждого ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями программу физического менеджмента, направленную на профилактику вторичных осложнений, и обучать родителей правильным приемам позиционирования, обеспечения полного объема движений и использованию необходимого оборудования.
  6. Умеет оценить эффективность физиотерапевтического лечения.
  7. Умеет подбирать необходимые вспомогательные средства, специальное оборудование и приспособления.
  8. Умеет адаптировать вспомогательные приспособления так, чтобы они соответствовали росту, весу и возможностям ребенка, самостоятельно изготавливать простейшие приспособления и при необходимости обучать этому родителей ребенка.

 

Направления работы

Цель работы физического терапевта – оказание помощи семьям, имеющим детей с двигательными нарушениями или риском их развития. Работа физического терапевта направлена на повышение способности ребенка к движению и независимому функционированию, на профилактику вторичных нарушений.

В обязанности физического терапевта входит: определение физического, функционального состояния ребенка, анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие; разработка и проведение программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды. Физический терапевт осуществляет подбор и адаптацию специальных приспособлений, необходимых ребенку с двигательными нарушениями, соответственно росту, весу, возможностям ребенка и степени нарушений, обучает родителей использованию этих приспособлений. Разрабатывает физиотерапевтический менеджмент – программу круглосуточного двигательного сопровождения ребенка.

Физический терапевт также периодически оценивает изменения, происходящие в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы помощи.

 

Формы работы

  1. Углубленная оценка особенностей двигательного развития ребенка.
  2. Консультирование родителей по вопросам двигательного развития ребенка; по вопросам подбора, адаптации и самостоятельного изготовления специальных приспособлений для детей с двигательными нарушениями, обучение родственников ребенка использованию этих приспособлений. Разработка совместно с семьей физиотерапевтического менеджмента.
  3. Занятия с парой «родитель – ребенок». Направлены на:

-         улучшение контроля над положением тела в пространстве, развитие правильных образцов движений;

-         нормализацию мышечного тонуса, ограничение возможности развития неправильных моделей движения;

-         профилактику двигательных нарушений и вторичных осложнений;

-         организацию условий для формирования двигательных навыков (подбор физиологических поз, вспомогательных средств).

  1. Консультирование специалистов Службы по вопросам двигательного развития детей и организации занятий.

 

Специалист по социальной работе

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области.

Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.

 

Компетенции

  1. Знает законодательство в области образования, социальной защиты и здравоохранения.
  2. Знает основы государственного управления.
  3. Умеет собирать и анализировать информацию о реальных потребностях семьи в социальной помощи, о возможностях различных учреждений и организаций в оказании помощи.
  4. Умеет на основе анализа информации составить индивидуальный план помощи семье и ребенку.
  5. Владеет навыками профессионального общения.

 

Направления работы

Цель работы специалиста по социальной работе - оказание социальной помощи семьям, обратившимся в службу ранней помощи.

В обязанности специалиста по социальной работе входит: информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям; информирование семьи о деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).

Также специалист по социальной работе оказывает помощь семьям в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, организует взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий.

Участвует в реализации программ индивидуального сопровождения: оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи, принимает участие в поиске ресурсов для семьи.

Совместно с другими специалистами планирует и осуществляет работу по направлению ребенка и семьи в другие организации после окончания программы ранней помощи.

 

Формы работы

  1. Консультирование родителей по вопросам социальных прав и гарантий.
  2. Домашние визиты с целью оценки потребности семьи в социальной помощи, организации социальной помощи семьям.

 

Врач-педиатр (педиатр развития)

 

Требуемый уровень образования

Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии.

Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.

 

            Компетенции

  1. Имеет знания в области детской неврологии и генетики (4-месячная специализация по детской неврологии, цикл повышения квалификации по генетике).
  2. Знает, какие методики можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты для оценки развития, умеет интерпретировать результаты
  3. Умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух. Умеет интерпретировать результаты осмотра окулиста и аудиологического обследования.
  4. Может осуществлять методическую и организационную поддержку при организации скрининговых программ в учреждениях здравоохранения.
  5. Умеет провести педиатрический и неврологический осмотр ребенка. Умеет оценивать физическое развитие ребенка.
  6. Знает факторы риска развития ребенка, умеет оценивать анамнез с точки зрения факторов риска.
  7. Знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе раннего вмешательства, и какие специалисты могут заниматься с ребенком, дает представление родителям о программе помощи на первичном приеме.
  8. Имеет представление о методах оценки, которые применяют в своей работе специалисты службы раннего вмешательства и о программах вмешательства, которые ими проводятся.
  9. Обладает знаниями о том, в каких дополнительных медицинских обследованиях нуждается ребенок для постановки диагноза или для мониторинга (КТ, ЭЭГ, анализы). Знает, куда можно направить ребенка на дополнительное обследование. Устанавливает связи с региональными медицинскими учреждениями (генетический центр, сурдоцентр и др.)
  10. Знает, в каких обязательных обследованиях нуждаются дети с определенной патологией (например, дети с синдромом Дауна, Прадера–Вилли и др.). Если ребенок занимается в службе, то контролирует периодическое проведение данных обследований.
  11. Обладает знаниями о современных медицинских препаратах, которые используются для лечения детей с проблемами в развитии. Знает о влиянии препаратов на развитие ребенка.
  12. Проводит профилактические программы для детей группы биологического риска - недоношенные дети, дети с фенилкетоноурией и др.

 

Направления работы

Цели работы педиатра – оценка соматического состояния ребенка и степени его влияния на развитие ребенка, оказание консультативной помощи семье по вопросам здоровья ребенка.

Педиатр является обязательным участником первичного приема, на котором собирает сведения об акушерском и семейном анамнезе, выявляет факторы медицинского и биологического риска. Осматривает ребенка, оценивает его физическое и двигательное развитие; проводит скрининги зрения и слуха.

Также педиатр совместно с другими специалистами участвует в планировании индивидуальной программы вмешательства, давая рекомендации, касающиеся особенностей здоровья ребенка.

Консультирует семьи по вопросам режима дня, сна, кормления; обучает близких приемам ухода за ребенком.

 

            Формы работы

  1. Оценка состояния здоровья ребенка и наличия рисков для развития.
  2. Консультирование родителей по вопросам, касающимся здоровья ребенка.
  3. Домашние визиты: если у семьи нет возможности посещать с ребенком службу раннего вмешательства, а ребенок имеет тяжелое заболевание, педиатр развития совместно с другим специалистом службы помогает организовать домашнюю обстановку так, чтобы облегчить повседневный уход за ребенком; консультирует родителей по вопросам здоровья ребенка на дому.
  4. Консультирование других специалистов по вопросам здоровья детей, посещающих службу.
  5. Участие в групповых занятиях для детей раннего возраста и родителей. 

 

Администратор (диспетчер)
Направления работы
  1. Координация деятельности сотрудников службы.
  2. Осуществляет сбор необходимой документации для первичного приема ребенка и семьи.
  3. Ведение банка документации по деятельности службы ранней помощи.
  4. Запись семей на прием к специалистам.
  5. Помощь в организации домашнего визитирования, семинаров, лекций, курсов для родителей и профессионалов.
  6. Помощь в организации работы по осуществлению взаимодействия с другими организациями.


 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...