Приложение 4
Специалисты Службы ранней помощи
Компетенции, необходимые для всех специалистов службы ранней помощи.
Специалист службы ранней помощи:
-
Знает особенности развития детей первых лет жизни (двигательное коммуникативное, когнитивное, социально-эмоциональное развитие, а также особенности развития слуха и зрения).
-
Знает, какие инструменты можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты, умеет интерпретировать результаты.
-
Умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух.
-
Знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе раннего вмешательства (знает показания для направления в службу раннего вмешательства). Знает, какая программа раннего вмешательства будет полезна для ребенка, какие специалисты будут заниматься с ребенком.
-
Знает о методах оценки и помощи, которые применяют в своей работе другие специалисты службы.
-
На первичном приеме умеет ответить на вопросы родителей об особенностях развития ребенка, может проконсультировать, как развивать ребенка.
-
Владеет знаниями и умеет работать с детьми, имеющими функциональные нарушения.
-
Умеет согласованно работать в междисциплинарной команде.
-
Умеет подготовить и представить случаи для разбора, участвовать в командных разборах случаев.
-
Умеет вести необходимую профессиональную документацию.
-
Уметь планировать и проводить индивидуальные программы работы с семьей, оценивать их эффективность.
-
Умеет находить контакт с ребенком и семьей, уважать их выбор, поддерживать с ребенком и членами его семьи равноправные партнерские отношения
-
Умеет представлять родителям полную, достоверную информацию о программе помощи, предоставлять по просьбе родителей необходимые заключения об этой программе для других учреждений.
-
Знает и умеет предоставлять семье ребенка сведения о различных подходах, которые используются в помощи детям с нарушениями в развитии, умеет давать профессиональную оценку этим подходам.
-
Умеет организовывать развивающую среду для ребенка, консультировать родителей по тому, как она может быть организованна дома.
-
Знает основные документы, касающиеся прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Знает и соблюдает этические нормы.
Далее рассмотрены требования к каждому специалисту Службы ранней помощи (уровень образования, дополнительные компетенции), основные направления и формы работы (характерные для данного специалиста, кроме общекомандных форм работы).
Руководитель Службы ранней помощи
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее образование (педагогическое, психологическое, медицинское), или высшее образование в социальной сфере.
Дополнительное: повышение квалификации — постдипломная подготовка или курс по раннему вмешательству.
Направления работы
-
Обеспечение формирования единой идеологии и соблюдения специалистами Службы ранней помощи основных принципов ранней помощи.
-
Управление деятельностью службы:
- планирование направлений деятельности;
- организация текущей деятельности;
- организация мониторинга для оценки эффективности деятельности службы и принятия обоснованных управленческих решений;
- развитие программ службы.
-
Организация и обеспечение деятельности по взаимодействию службы с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.).
-
Планирование и организация работы по профессиональному развитию и повышению квалификации сотрудников службы.
-
Планирование и обеспечение технического и методического оснащения деятельности службы.
Психолог (педагог-психолог, клинический психолог)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее психологическое, либо высшее образование и профессиональная переподготовка по специальности «психология», «клиническая психология». Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
-
Владеет знаниями в области семейной и детской психологии, психологии развития детей раннего возраста.
-
Знает о нормальном социально-эмоциональном развитии ребенка первых лет жизни и кризисных периодах в нормальном социально-эмоциональном развитии.
-
Знает факторы риска для социально-эмоционального развития ребенка. Умеет оценивать историю развития ребенка с точки зрения факторов риска, способен оценить степень возможного психологического стресса, который испытывает семья или ребенок.
-
Умеет оценивать особенности социально-эмоционального развития ребенка и особенности взаимодействия в паре родитель-ребенок.
-
Владеет навыками работы с семьей, находящейся в стрессовой или кризисной ситуации.
-
Владеет навыками ведения групповой работы (групповая работа с парами родитель-ребенок, групповая работа с родителями).
-
Может выступать в качестве консультанта для других специалистов, работающих с семьями в программах ранней помощи.
-
Умеет работать с ребенком с социально-эмоциональными нарушениями или нарушениями психического здоровья и с его семьей.
-
Владеет специальными диагностическими методиками для комплексной оценки развития ребенка.
Направления работы
Основной целью работы психолога в Службе ранней помощи является оказание помощи семьям с детьми, имеющим социально-эмоциональные проблемы.
Дети, попадающие на прием к психологу, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:
- отставание ребенка в социальной области, выявленное при диагностике по шкалам и с помощью наблюдения за ребенком;
- трудности аутистического спектра (от легких проявлений до тяжелых нарушений);
- тревожные расстройства;
- проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики;
- нарушения регуляции поведения;
- нарушения взаимодействия с родителями или другими членами семьи.
В обязанности психолога входит оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую помощь и поддержку семьям, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, психологическую работу с детьми, имеющими социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей группы социального риска и их семей.
Формы работы
-
Углубленная оценка особенностей социально-эмоционального развития ребенка и особенностей взаимодействия в паре «взрослый-ребенок».
-
Консультирование родителей по проблемам ребенка. Применяется, когда у ребенка нет значительных проблем в развитии, в то время как родители испытывают недостаток информации о том, как справиться с преходящими трудностями.
-
Занятия с парой «родитель – ребенок».
-
Психотерапевтическая работа с родителями. Применяется, когда родители имеют собственные психологические проблемы, которые могут влиять на ребенка.
-
Консультирование других специалистов службы по проблемам работы с семьями, обучение специалистов способам общения с родителями, которые помогут оказать им необходимую поддержку.
-
Проведение групповых занятий с детьми и родителями (задачи: оптимизация детско-родительских взаимодействия, укрепление привязанности, первичная социализация, поддержка родителей).
Учитель-дефектолог (специальный педагог)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
-
Знает закономерности познавательного (когнитивного) развития ребенка в раннем возрасте.
-
Владеет различными методами оценки познавательного (когнитивного) развития детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
-
Умеет проводить функциональную оценку в различных областях развития, в том числе, развитие зрения, слуха, самобслуживания, определять проблемы и возможности ребенка.
-
Знает особенности развития детей раннего возраста с нарушениями движения, зрительными, слуховыми нарушениями, нарушениями когнитивного, речевого развития и социально-эмоционального развития, а также с множественными нарушениями.
-
Знает особенности построения программ раннего вмешательства для детей с различными нарушениями.
-
Знает системы альтернативной коммуникации и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
-
Умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
Направления работы
Основной целью работы специального педагога является оказание помощи семьям с детьми, имеющими проблемы в познавательной области. Это дети, для которых основные способы получения знаний (наблюдение, исследование, общение, подражание) по каким-либо причинам затруднены.
В обязанности специального педагога входят: оценка особенностей когнитивного и языкового (коммуникативного) развития ребенка; определение доступного способа получения знаний. Специальный педагог планирует и проводит индивидуальные и групповые программ для детей с функциональными нарушениями, как в отдельных областях развития, так и с множественными нарушениями, а также с детьми группы риска. Цель таких занятий – дать ребенку возможность получать сведения об окружающем мире доступным ему способом, расширять количество знаний о самом себе, других людях, об окружающем мире.
Кроме того, специальный педагог помогает родителям дома создать такие условия для ребенка, чтобы его познавательное развитие шло и в домашних условиях, непрерывно.
В практике программ ранней помощи не принято разделение на более узкую специализацию в соответствии с ведущим нарушением у ребенка (сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов).
Формы работы
-
Углубленная оценка особенностей когнитивного развития ребенка.
-
Консультирование родителей. Проводятся по запросу родителей, если у ребенка нет значительных проблем в развитии, но у родителей не хватает знаний о способах развития ребенка, или они тревожатся по поводу уровня его развития.
-
Занятия с парой «родитель – ребенок». Проводятся для детей, которые имеют отставание в познавательной области развития или в области понимания речи.
-
Консультирование других специалистов по подбору методов и приемов развития познавательной сферы.
-
Проведение групповых занятий с детьми и родителями (задачи: социализация, познавательное развитие через взаимодействие с родителями).
Учитель-логопед (специалист по ранней коммуникации)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее педагогическое образование в области специальной (коррекционной) педагогики;
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
-
Знает закономерности развития коммуникации в раннем возрасте, в том числе развитие невербальной коммуникации, особенности восприятия речи и развития языка.
-
Владеет различными методами оценки развития коммуникации детей раннего возраста, формализованными методами наблюдения и умением проведения собственной экспертной оценки.
-
Знает системы альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы и т.д.) и умеет их использовать в работе с детьми раннего возраста.
-
Знает основные этапы моторного функционирования челюстно-лицевой области (язык, губы, щеки, нижняя челюсть).
-
Умеет оценивать орально моторные навыки, навыки питания и знает особенности работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в данной области.
-
Знает анатомо-физиологические особенности мышечной и костной системы, участвующих в голосообразовании и дыхании.
-
Умеет оценивать функции голосообразования и дыхания и знает особенности работы с детьми, имеющими нарушения в данной области.
-
Умеет проводить групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие коммуникации и языка, на обучение когнитивным, двигательным и социальным навыкам, навыкам самообслуживания детей, с использованием игр и игровых ситуаций.
Направления работы
Цели работы специалиста по ранней коммуникации – помощь в развитии коммуникативных способностей ребенка, формирование средств общения, помощь в освоении дополнительных систем коммуникации (картинки, жесты, символы, пиктограммы). Работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами.
В обязанности специалиста по ранней коммуникации входят: оценка особенностей речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка, консультирование семей по вопросам коммуникативного развития, проведение индивидуальных и групповых программ для детей с нарушениями коммуникации.
Специалист по ранней коммуникации помогает ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент. Одновременно он учит близких людей понимать и использовать те же средства коммуникации, которые использует ребенок.
Формы работы
-
Углубленная оценка особенностей коммуникативного развития ребенка.
-
Консультирование родителей по развитию коммуникации у детей (индивидуальное и групповое).
-
Занятия с парой «родитель – ребенок». Проводятся для детей, которые имеют отставание в коммуникативном развитии.
-
Консультирование специалистов службы, педагогов, медицинских работников по проблемам развития коммуникации.
-
Проведение групповых занятий с детьми и родителями (задачи: социализация, развитие коммуникации).
Тренер-преподаватель (инструктор) по адаптивной физической культуре
(физический терапевт)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее медицинское (врач-педиатр, детский невролог), высшее педагогическое, физкультурное
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи. Специализация в области физической терапии.
Компетенции
-
Владеет методами оценки функционального состояния ребенка и окружающей его обстановки:
- умеет представлять результаты оценки нарушений и ограничений жизнедеятельности ребенка по рубрикации Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICIDH-2), окончательная версия, которой была принята Всемирной Организацией Здравоохранения в 2001 году;
- умеет проводить экспертную оценку навыков крупной и мелкой моторики ребенка;
- умеет проводить экспертную оценку двигательного поведения ребенка;
- умеет проводить стандартную неврологическую и ортопедическую оценку;
- умеет проводить функциональную оценку нарушений нервной и мышечной систем,
- умеет проводить оценку мышечного тонуса;
- умеет проводить оценку распределения веса в различных положениях тела;
- умеет проводить оценку баланса;
- умеет проводить оценку контроля за позой;
- умеет проводить оценку объема активных и пассивных движений;
- умет регистрировать результаты оценки.
-
Умеет формулировать конкретные краткосрочные и долгосрочные цели вмешательства, которые ориентированы на проблемы ребенка, потребности ребенка и семьи и направлены на улучшение функционирования ребенка. Планирует и проводит индивидуальную программу помощи.
-
Умеет выбирать необходимые физиотерапевтические приемы индивидуально для каждого ребенка, включая приемы, направленные на обучение новым двигательным навыкам, развитию равновесия и мелкой моторики.
-
Умеет включать конкретные приемы физической терапии в игру ребенка, конструируя необходимые игровые ситуации.
-
Умеет обучать родителей необходимым приемам физической терапии.
-
Умеет составлять для каждого ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями программу физического менеджмента, направленную на профилактику вторичных осложнений, и обучать родителей правильным приемам позиционирования, обеспечения полного объема движений и использованию необходимого оборудования.
-
Умеет оценить эффективность физиотерапевтического лечения.
-
Умеет подбирать необходимые вспомогательные средства, специальное оборудование и приспособления.
-
Умеет адаптировать вспомогательные приспособления так, чтобы они соответствовали росту, весу и возможностям ребенка, самостоятельно изготавливать простейшие приспособления и при необходимости обучать этому родителей ребенка.
Направления работы
Цель работы физического терапевта – оказание помощи семьям, имеющим детей с двигательными нарушениями или риском их развития. Работа физического терапевта направлена на повышение способности ребенка к движению и независимому функционированию, на профилактику вторичных нарушений.
В обязанности физического терапевта входит: определение физического, функционального состояния ребенка, анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие; разработка и проведение программы физической терапии с учетом особенностей работы других членов междисциплинарной команды. Физический терапевт осуществляет подбор и адаптацию специальных приспособлений, необходимых ребенку с двигательными нарушениями, соответственно росту, весу, возможностям ребенка и степени нарушений, обучает родителей использованию этих приспособлений. Разрабатывает физиотерапевтический менеджмент – программу круглосуточного двигательного сопровождения ребенка.
Физический терапевт также периодически оценивает изменения, происходящие в функциональном состоянии ребенка в ходе проведения программы помощи.
Формы работы
-
Углубленная оценка особенностей двигательного развития ребенка.
-
Консультирование родителей по вопросам двигательного развития ребенка; по вопросам подбора, адаптации и самостоятельного изготовления специальных приспособлений для детей с двигательными нарушениями, обучение родственников ребенка использованию этих приспособлений. Разработка совместно с семьей физиотерапевтического менеджмента.
-
Занятия с парой «родитель – ребенок». Направлены на:
- улучшение контроля над положением тела в пространстве, развитие правильных образцов движений;
- нормализацию мышечного тонуса, ограничение возможности развития неправильных моделей движения;
- профилактику двигательных нарушений и вторичных осложнений;
- организацию условий для формирования двигательных навыков (подбор физиологических поз, вспомогательных средств).
-
Консультирование специалистов Службы по вопросам двигательного развития детей и организации занятий.
Специалист по социальной работе
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее образование в области социальной работы (социальной педагогики) или профессиональная переподготовка в этой области.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
-
Знает законодательство в области образования, социальной защиты и здравоохранения.
-
Знает основы государственного управления.
-
Умеет собирать и анализировать информацию о реальных потребностях семьи в социальной помощи, о возможностях различных учреждений и организаций в оказании помощи.
-
Умеет на основе анализа информации составить индивидуальный план помощи семье и ребенку.
-
Владеет навыками профессионального общения.
Направления работы
Цель работы специалиста по социальной работе - оказание социальной помощи семьям, обратившимся в службу ранней помощи.
В обязанности специалиста по социальной работе входит: информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям; информирование семьи о деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).
Также специалист по социальной работе оказывает помощь семьям в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, организует взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий.
Участвует в реализации программ индивидуального сопровождения: оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи, принимает участие в поиске ресурсов для семьи.
Совместно с другими специалистами планирует и осуществляет работу по направлению ребенка и семьи в другие организации после окончания программы ранней помощи.
Формы работы
-
Консультирование родителей по вопросам социальных прав и гарантий.
-
Домашние визиты с целью оценки потребности семьи в социальной помощи, организации социальной помощи семьям.
Врач-педиатр (педиатр развития)
Требуемый уровень образования
Базовое: высшее медицинское образование специализация по педиатрии или неонатологии.
Дополнительное: повышение квалификации в области раннего детского развития и ранней помощи.
Компетенции
-
Имеет знания в области детской неврологии и генетики (4-месячная специализация по детской неврологии, цикл повышения квалификации по генетике).
-
Знает, какие методики можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, применяет стандартизованные инструменты для оценки развития, умеет интерпретировать результаты
-
Умеет проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты. Знает, в каких случаях нужно направлять ребенка на более углубленное обследование зрения и слуха. Знает, какие виды обследования проводят специалисты, оценивающие зрение и слух. Умеет интерпретировать результаты осмотра окулиста и аудиологического обследования.
-
Может осуществлять методическую и организационную поддержку при организации скрининговых программ в учреждениях здравоохранения.
-
Умеет провести педиатрический и неврологический осмотр ребенка. Умеет оценивать физическое развитие ребенка.
-
Знает факторы риска развития ребенка, умеет оценивать анамнез с точки зрения факторов риска.
-
Знает, в каких случаях ребенок нуждается в программе раннего вмешательства, и какие специалисты могут заниматься с ребенком, дает представление родителям о программе помощи на первичном приеме.
-
Имеет представление о методах оценки, которые применяют в своей работе специалисты службы раннего вмешательства и о программах вмешательства, которые ими проводятся.
-
Обладает знаниями о том, в каких дополнительных медицинских обследованиях нуждается ребенок для постановки диагноза или для мониторинга (КТ, ЭЭГ, анализы). Знает, куда можно направить ребенка на дополнительное обследование. Устанавливает связи с региональными медицинскими учреждениями (генетический центр, сурдоцентр и др.)
-
Знает, в каких обязательных обследованиях нуждаются дети с определенной патологией (например, дети с синдромом Дауна, Прадера–Вилли и др.). Если ребенок занимается в службе, то контролирует периодическое проведение данных обследований.
-
Обладает знаниями о современных медицинских препаратах, которые используются для лечения детей с проблемами в развитии. Знает о влиянии препаратов на развитие ребенка.
-
Проводит профилактические программы для детей группы биологического риска - недоношенные дети, дети с фенилкетоноурией и др.
Направления работы
Цели работы педиатра – оценка соматического состояния ребенка и степени его влияния на развитие ребенка, оказание консультативной помощи семье по вопросам здоровья ребенка.
Педиатр является обязательным участником первичного приема, на котором собирает сведения об акушерском и семейном анамнезе, выявляет факторы медицинского и биологического риска. Осматривает ребенка, оценивает его физическое и двигательное развитие; проводит скрининги зрения и слуха.
Также педиатр совместно с другими специалистами участвует в планировании индивидуальной программы вмешательства, давая рекомендации, касающиеся особенностей здоровья ребенка.
Консультирует семьи по вопросам режима дня, сна, кормления; обучает близких приемам ухода за ребенком.
Формы работы
-
Оценка состояния здоровья ребенка и наличия рисков для развития.
-
Консультирование родителей по вопросам, касающимся здоровья ребенка.
-
Домашние визиты: если у семьи нет возможности посещать с ребенком службу раннего вмешательства, а ребенок имеет тяжелое заболевание, педиатр развития совместно с другим специалистом службы помогает организовать домашнюю обстановку так, чтобы облегчить повседневный уход за ребенком; консультирует родителей по вопросам здоровья ребенка на дому.
-
Консультирование других специалистов по вопросам здоровья детей, посещающих службу.
-
Участие в групповых занятиях для детей раннего возраста и родителей.
Администратор (диспетчер)
Направления работы
-
Координация деятельности сотрудников службы.
-
Осуществляет сбор необходимой документации для первичного приема ребенка и семьи.
-
Ведение банка документации по деятельности службы ранней помощи.
-
Запись семей на прием к специалистам.
-
Помощь в организации домашнего визитирования, семинаров, лекций, курсов для родителей и профессионалов.
-
Помощь в организации работы по осуществлению взаимодействия с другими организациями.