Заключение по рассмотрению проекта от 20 июня 2014 года Концепции Государственной семейной политики в рамках семинара НКО «Социальная политика: Общественная палата Российской Федерации и НКО – опыт и перспективы работы» (24-25 июня 2014 года, Москва, ОП РФ - http://right-child.ru/203-oprf.html)
В рамках семинара «Социальная политика: Общественная палата Российской Федерации и НКО – опыт и перспективы работы», организованного Комиссией Общественной палаты РФ IV состава (январь 2012 – июнь 2014 гг.) по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан совместно с РОО «Право ребенка», участниками которого явились члены ОП РФ IV и V составов, эксперты Комиссии, представители Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, представители НКО 10 регионов России, включая организации многодетных родителей, членов Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности и др. НКО, работающих по вопросам семьи и детства, состоялось обсуждение проекта от 20 июня 2014 года Концепции Государственной семейной политики (КГСП).
По мнению участников, семейная политика Российской Федерации должна обеспечивать надлежащее выполнение конституционных обязанностей государства по защите семьи, надежную защиту основополагающих прав родителей, сохранение и укрепление семейного образа жизни, традиционных семейных и нравственных ценностей в понимании, определенном в обсуждаемом проекте КГСП. С учетом остроты ряда проблем, с которыми сталкивается российская семья, КГСП должна конкретизировать меры, направленные на решение этих проблем.
По мнению участников семинара и экспертов, требуется доработка проекта КГСП по ряду ключевых вопросов.
Ниже Резюме, подготовленные членами Рабочей группы Минтруда – инициаторами и участниками обсуждения проекта КГСП на данном семинаре НКО Б.Л. Альтшулером и Н.Ю. Слабжаниным (в связи с отъездом Н.Ю. Слабжанина и ограниченностью сроков объединить эти два Резюме в один документ не представилось возможным, отсюда и некоторые неизбежные повторы предложений).
РЕЗЮМЕ Б.Л. АЛЬТШУЛЕРА
1. Поддерживаем следующие предложения общественных организаций, суммированное в заключении Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:
- категорически исключить из текста КГСП (Раздел III, стр. 23) неопределенный термин «склонных к насилию»; данный абзац предлагается сформулировать следующим образом: «установление возможности направления родителей, страдающих алкогольной и (или) наркотической зависимостью и не исполняющих по этой причине обязанности по воспитанию детей, на принудительное лечение по решению суда;»;
- исключить употребление в КГСП словосочетаний «семейное насилие», «семейно-бытовое насилие» как априорно предполагающих особую опасность проживания в семейных условиях, заменив их по всему тексту КГСП на юридически более правильные и нейтральные словосочетания «бытовое насилие», «совершение правонарушений в отношении членов семьи, включая детей»;
- отказаться от словосочетания «ответственное родительство», заменив его на «ответственное отцовство и материнство».
2. Вызвало возражения сужение понятия «семья» в формуле, определяющей понимание традиционных семейных ценностей (Раздел III, стр. 12), указывающая лишь на один из документов государственного образца (Свидетельство о браке), удостоверяющий родственные отношения («забыты» Свидетельство о рождении, Определение суда об усыновлении и т.п.). Предлагается следующая формулировка данного абзаца: «К традиционным семейным ценностям в рамках Концепции относятся ценности брака, семьи, родственных отношений, подтвержденных установленными документами государственного образца, основанные на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, добровольности и устойчивости брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.».
3. Участники обсуждения настаивали на выделении многодетной семьи (три и более детей) в особую категорию государственной семейной политики.
4. В абзаце «Среди основных причин бедности в семьях» (Раздел II, стр. 6) не указана, возможно, главная причина бедности: искусственно завышенные розничные цены на продукты и товары первой необходимости детского и семейного ассортимента, что ставит семьи с низкими доходами на грань выживания. Предлагается следующая формулировка данного абзаца: «Основными причинами бедности в семьях, в том числе с детьми, являются недопустимый разрыв доходов семьи (зарплат, социальных пособий и других социальных выплат) и стоимости продуктов и товаров первой необходимости, а также отсутствие возможности заработка, в том числе из-за нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно для детей в возрасте до 3-х лет.».
5. Абзац «В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье…» (Раздел II, стр. 7-8) дополнить словами «развитие сектора некоммерческого найма жилья» (ср. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600): «В современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением проблемы может стать развитие сектора некоммерческого найма жилья и создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса, а также внедрение инновационных финансовых мер поддержки при приобретении семьями, особенно молодыми, жилья самостоятельно.».
6. Абзац «Среди причин такой ситуации…» (Раздел II, стр. 8) дополнить выделенными жирно словами (исходя из того печального факта, что в Семейном Кодексе РФ 9 статей регламентируют порядок разделения детей и родителей и еще 42 статьи – порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни одного слова о правовых основаниях и порядке восстановительной работы по преодолению семейного неблагополучия): «Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 84 процента - дети, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственная разобщенность, недостаточная распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению, отсутствие в Семейном кодексе Российской Федерации правовых оснований для оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.».
7. В следующем абзаце необходимо внести исправление – жирно: «В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в конце 2013 года находилось на воспитании 88,7 тыс. детей-сирот и около 200 тысяч детей, временно проживающих «в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка» (п. 2 ст. 155-1 Семейного Кодекса РФ), в основном это дети с ограниченными возможностями здоровья.».
8. Абзац «Среди основных проблем, которые необходимо решить с целью создания условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности каждой российской семьи…» (Раздел II, стр. 11) дополнить словами: «зависимость качества жизни семьи от места жительства и правовая и социальная дискриминация при отсутствии регистрации по месту жительства либо «ценза оседлости», установленного в регионе фактического проживания семьи».
9. Абзац о вариативных формах присмотра и ухода за детьми (Раздел III, стр. 15) изложить в следующей редакции: «организацию вариативных формах присмотра и ухода за детьми, в том числе путем организации работы семейных дошкольных групп».
ПОЯСНЕНИЕ: «25 февраля 2014 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к так называемым «домашним» детским садам, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68 (СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»).
Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по уходу и присмотру, а также деятельности по воспитанию и/или обучению детей в дошкольных группах, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и являются обязательными для всех граждан и организаций, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по присмотру и уходу за детьми.».
10. Полностью поддерживаю изложенное ниже в Резюме Н.Ю. Слабжанина предложение о конкретизации в Разделе VI («Этапы реализации КГСП») названных в первом абзаце данного Раздела «поэтапных федеральных планов реализации КГСП» (по формуле Н.Ю. Слабжанина: «Дорожные карты по реализации КГСП»). Проблемы российских семей серьезны, и решение многих из них не терпит отлагательства. Поэтому представляется недопустимым, что разделы, посвященные реализации КГСП (Раздел IV «Реализация КГСП на региональном уровне», Раздел V «Механизмы и ресурсы реализации КГСП» и Раздел VI «Этапы реализации КГСП») носят сугубо конспективный характер, являются искусственно короткими, состоят из общих мест и явно недоработаны. Резюме Н.Ю. Слабжанина содержит указание на конкретные позиции искомой «Дорожной карты».
РЕЗЮМЕ Н.Ю. СЛАБЖАНИНА
1. Структура документа
1.1.Следует отметить допустимость данного документа, как документа, имеющего обозначение общих концептуальных подходов, направлений и действий для реализации КГСП. В то же время в разделе «VI. Этапы реализации Концепции государственной семейной политики» рекомендуется ввести понятие «Плана реализации КГСП» (Дорожной карты по реализации КГСП) и необходимость его создания, в данном документе была бы произведена консолидация всех основные действия по реализации КГСП со стороны Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
1.2.Необходимо прописать в концепции о создании дорожной карты по реализации данного документа, где будут указаны действия и сроки для их выполнения, что позволит создать инструмент мониторинга и контроля по реализации дорожной карты.
1.3.В разделе «Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики» провести структуризацию в соответствии основными направлениями ГСП[1]:
- Создание условий для повышения доходов семей с детьми;
- Государственная поддержка семей с детьми;
- Развитие инфраструктуры детства («Развитие инфраструктуры семьи и детства» - предложение экспертов);
- Обеспечений гарантий права на жилье семье;
- Создание условий для укрепления здоровья родителей и детей;
- Профилактика семейного неблагополучия и семейное устройство детей;
- Развитие институтов поддержки и защиты прав семьи и детей;
- Укрепление института семьи, популяризация семейных ценностей;
2. Понятийный аппарат, используемый в представленном проекте
2.1.В раздел «I.Общие положения» в части определения Государственной семейной политики (ГСП) как много субъектной дополнить перечень субъектов понятием «семья», с учетом определения активной роли «семьи» в процессе реализации ГСП.
2.2.Требуется введение определения основных понятий или ссылок на уже используемые в законодательстве основные понятия, которые употребляются в рамках КГСП, например, таких как многодетная семья; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, и т.д. В то же время не рекомендуется подготовка единого термина «семья», в связи с уже использованием перечня понятий «семья», характеризующих ее на разных этапах развития и жизнедеятельности.
2.3.Понятие «приемных семей» необходимо заменить на «замещающие семьи», с учетом того, что существует многообразие семей, вовлеченных в семейное устройство детей-сирот.
2.4.Снабдить слова «ответственного родительства» примечанием следующего содержания:
«Под ответственным родительством, отцовством и материнством в рамках настоящей КГСП понимается заботливое отношение родителей, отцов и матерей к воспитанию детей, забота родителей о создании условий, необходимых для их жизни и развития, обеспечения их содержания».
2.5.
3. В раздел III «Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики», необходимо дополнить следующее
3.1. введение принципа доступности равной социальной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации на всей территории Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства
3.2. необходимость достаточного для сохранения семьи вмешательства государства в семью, вмешательство в семью не должно быть избыточным, оно должно быть юридически обосновано.
3.3.признание семьи, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с жилищными проблемами и установление нуждаемости в назначении компенсационных выплат за наём жилья (возможно частичных и до момента преодоления трудной ситуации) осуществляются органами социальной защиты субъекта Российской Федерации по месту фактического нахождения гражданина/семьи и независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства (в этом случае одновременно с заселением в наемное жилье граждане/семьи/дети получают и регистрацию по месту пребывания как этого требует федеральное законодательство) в прямом соответствии с конституционным правом на жилище и ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»),
3.4.использование «материнского капитала» для целей ремонта единственного жилого помещения семьи с детьми – в случае признания соответствующей нуждаемости органом социальной защиты субъекта РФ по месту фактического нахождения семьи (также в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
3.5.необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы «Социальное питание»;
3.6.недопустимость существующего разрыва между доходами большинства семей с несовершеннолетними детьми и стоимостью продуктов и товаров первой необходимости (результатом чего, среди прочего, является массовое хроническое недоедание детей и беременных женщин), увязав тем самым вопрос преодоления бедности и вопрос развития отечественного производства качественных товаров детского и «семейного» ассортимента;
3.7.конкретные меры создания благоприятных условий (инфраструктуры хранения и доставки потребителю, доступ на рынки сбыта, льготное кредитование…) для насыщения рынка продуктами питания и товарами детского и «семейного» ассортимента отечественного производства, что будет способствовать сокращению указанного разрыва доходов и розничных цен, а также росту доходов семей с детьми за счет развития самозанятости. (См. подробнее Рекомендации Общественной палаты РФ «Преодоление бедности и трудовые отношения в контексте семьи и детства»
3.8. Преодоление бедности семей с детьми «Сокращение бедности среди семей с детьми, в том числе за счёт создания условий совмещения профессиональных и семейных обязанностей женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, и родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
3.9. Развивать доступность услуг по присмотру и уходу за детьми, равно как доступность дошкольного образования для детей возраста от 2 месяцев до семи лет являются основой необходимой для решения демографической проблемы возможности совмещения женщиной трудовых и родительских обязанностей и недопустимость ограничений в этой сфере по признакам возраста ребенка либо регистрации по месту жительств.
3.10. развивать доступность спортивно-досуговой деятельности и развитие форм семейно-ориентированного досуга через включение в обязательный федеральный стандарт благоустройства территорий, требований по созданию встроенных/пристроенных помещений и доступных спортивных комплексов для организации спортивно-досуговой деятельности по месту жительства (включая формы семейно-ориентированного досуга), введение штатной должности педагога-организатора по месту жительства, а также возложение финансового обеспечения учреждений дополнительного образования на бюджеты субъектов РФ.
3.11. необходимости разработки и реализации Федеральной целевой программы «Ответственное родительство и репродуктивное здоровье», предполагающей организацию доступного консультирования (включая анонимное консультирование) по острым для семьи вопросам семейных, детско-родительских отношений и здорового образа жизни в сфере семейных отношений.
- Необходимо определить статус многодетных семей как значимость и ценность государственной политики, определив важность поддержки в том числе внеся отпуск по уходу за ребёнком в трудовой стаж родителей.
- Создание государственных социальных домов. Введение государственного сертификата найма жилого помещения.
В Раздел III («Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики»), часть раздела, относящаяся к принципам государственной семейной политики –
включить следующие принципы:
- Приоритет прав семьи и родителей по отношению к другим субъектам государственной семейной политики, преимущественное право родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами[2].
- Последовательная ориентация на уважение к семье, роли, авторитету и статусу родителей в деятельности всех субъектов государственной семейной политики, любых должностных лиц и служб, взаимодействующих с семьей.
- Суверенность семьи, недопустимость произвольного вмешательства государства во внутренние дела семьи, за исключением случаев, связанных с нарушением закона и требующих правового регулирования семейных отношений[3], презумпция добросовестности поведения родителей[4].
- Интеграция приоритета защиты и поддержки семьи, действий в интересах семьи и родителей с детьми во все области государственной политики, затрагивающие интересы семьи, на всех уровнях государственной власти.
В Раздел III («Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики»), часть раздела, посвященная задачам государственной семейной политики -
Дополнить перечень задач государственной семейной политики следующими задачами, спроектировав систему мер по их решению в рамках доработки проекта Концепции:
- Совершенствование правовой защиты семьи и прав родителей, создание правовых условий для укрепления и поддержки семьи;
- Создание ценностных условий для укрепления семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, культурная и информационная поддержка государственной семейной политики;
В Раздел III («Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики»), часть раздела, описывающая конкретные меры по решению задач государственной семейной политики –
Включить в проект следующие меры по решению задач государственной семейной политики, отнеся их к соответствующим направлениям:
- Системный пересмотр норм семейного права и иных норм федерального и регионального законодательства, затрагивающих интересы семьи и родителей с детьми исходя из необходимости содействия укреплению семьи и семейных отношений.
- Обеспечение раскрытия и конкретизации в нормах семейного права таких принципов, как принцип суверенности (автономии) семьи[5], принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в семейную жизнь[6] и принцип презумпции добросовестности действий родителей в отношении их детей[7].
- Законодательное закрепление правосубъектности семьи [8], признание семьи субъектом прав и правоотношений.
- Расширение законодательной защиты прав родителей несовершеннолетних детей, включая законодательное признание основополагающих прав родителей в сфере воспитания детей, руководства ими, защиты их интересов, а также создание эффективных законодательных механизмов защиты прав семьи и родителей.
- Внедрение в деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных субъектов и специалистов, взаимодействующих с семьями, подходов, ориентированных на соблюдение уважения к семье, родителям несовершеннолетних детей, их роли в жизни детей, авторитету родительской власти, гарантирующих соблюдение принципов автономии семьи, презумпции добросовестности поведения родителей, недопустимости произвольного вмешательства в семейную жизнь.
- Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективный прямой общественный контроль за деятельностью органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, и иной деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанной с вмешательством в семейную жизнь граждан.
- Законодательное обеспечение приоритета устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи их родственников в любой форме по отношению к любым формам неродственного устройства таких детей.
- Законодательное и практическое обеспечение возможности общесемейного отдыха семей с детьми, создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность совместного отдыха всей семьей для многодетных семей, совершенствование трудового законодательства с целью обеспечения возможности одновременного получения отпуска родителями, имеющими несовершеннолетних детей, в подходящее для общесемейного отдыха время.
- Создание условий для упрощения усыновления и иных форм семейного устройства детей, утративших попечение родителей, в семьи граждан Российской Федерации, поддержки российских усыновителей, в целях увеличения числа усыновленных россиянами детей и снижения числа детей, передаваемых на усыновление в семьи иностранных граждан.
- Расширение признания роли семьи как субъекта образовательной и воспитательной деятельности. Эффективное обеспечение возможности реализации права родителей на выбор для своих детей любых форм образования и обучения, предусмотренных законом, включая семейное образование, независимо от места проживания детей и иных обстоятельств.
- Финансовая поддеркжа семейного образования путем выплаты семье, осуществляющей образование ребенка в форме семейного образования компенсации в объеме норматива финансирования на обучение ребенка в общеобразовательной организации.
- Создание эффективных законодательных гарантий права родителей обеспечивать образование ребенка, соответствующее религиозным, философским и педагогическим взглядам и национальным традициям семьи.
- Внедрение в систему дошкольного и общего образования и в деятельность образовательных организаций подходов, направленных на обеспечение гарантий соблюдения прав семьи и родителей в области образования, создания в образовательных организациях условий, дружественных по отношению к семье и родителям, усиление роли родительских советов и общественных объединений родителей в управлении общеобразовательными организациями.
- Интеграция обучения подходам, ориентированным на соблюдение уважения к семье, родителям несовершеннолетних детей, их роли в жизни детей, авторитету родительской власти, гарантирующим соблюдение принципов автономии семьи, презумпции добросовестности поведения родителей, недопустимости произвольного вмешательства в семейную жизнь в программы профессионального образования и подготовки всех специалистов, взаимодействующих с семьями, включая педагогов, социальных работников, иных специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Государственная поддержка и стимулирование работодателей, создающих благоприятные условия для работников, имеющих семью и детей, включающих меры, ориентированные на поддержку семей в пакеты социальных гарантий для своих работников.
- Создание правовых и экономических условий (в том числе путем государственной поддержки и стимулирования работодателей, принимающих на работу сотрудников, имеющих семью и несовершеннолетних детей) для расширения возможности получения работающими супругами «семейного дохода» (дохода, достаточного для содержания не только самого работника, но и его семьи, включая неработающего супруга и несовершеннолетних детей).
- Законодательное закрепление понятия «семейного бизнеса» и «семейного предпринимательства» с установлением для соответствующих предприятий и организаций льготного режима налогообложения и благоприятных правовых условий, отвечающих специфике семейного бизнеса и предпринимательства.
- Реализация программ жилищного строительства, учитывающего реальные потребности многодетных семей, потребности семьи в пространстве для семейного отдыха, общения и общесемейных видах деятельности.
- Расширение социальной поддержки семей, в особенности многодетных, в том числе обеспечение выплата многодетным семьям, в которых неработающие матери осуществляют домашнее воспитание детей, пособия в объеме не менее средней заработной платы по региону, с целью обеспечения экономической свободы многодетных матерей (возможности многодетной матери свободно выбирать между трудовой занятостью вне семьи и посвящением себя семейным обязанностям без риска попадания семьи в зону бедности в последнем случае).
- Ориентация сферы охраны репродуктивного здоровья населения на пронаталистские подходы, сохранение репродуктивного потенциала и долголетия семьи, укрепление ее естественных репродуктивных ресурсов, направленность здравоохранения на решение этих задач.
- Совершенствование системы медицинской и социальной помощи беременным и роженицам с целью обеспечения благополучного исхода беременности как для матери, так и для ребенка, сокращения числа абортов и профилактики отказов от ребенка.
- Реализация всех программ в области поддержки и защиты репродуктивного здоровья, санитарно-гигиенического просвещения молодежи исключительно на профессиональном уровне и без включения в систему общего образования.
- Государственная поддержка информационных кампаний и социальной рекламы, направленных на пропаганду нравственных семейных ценностей, повышение общественного престижа семьи, отцовства, материнства и многодетности, рождения и воспитания детей.
- Увеличение осведомленности населения об общественной значимости семьи и брака, их позитивном влиянии на воспитание и развитие детей, различные стороны общественной жизни, негативных последствиях абортов, разводов и иных явлений, наносящих ущерб семье и семейным отношениям.
- Создание правовых, ценностных и социально-экономических условий, содействующих заключению брака, способствующих предотвращению разводов и стабильности брачных отношений.
- Создание правовых, ценностных и социально-экономических условий, способствующих повышению рождаемости детей в полных семьях с родителями, состоящими в браке, увеличению доли многодетных семей в общей численности российских семей.
- Государственная поддержка деятельности общественных организаций, включая традиционные религиозные конфессии, направленной на повышение общественного престижа семьи и брака, содействие стабильности брачных отношений, сохранение и пропаганду нравственных семейных ценностей.
- Активная защита и продвижение во внешней политике Российской Федерации, в том числе в межгосударственных организациях, членом которых является Российская Федерация, позиций, направленных на отстаивание приоритета семейных ценностей, противодействие утверждению на международном уровне позиций и подходов, ущемляющим основополагающие права семьи, родителей и детей.
4. В раздел «V. Механизмы и ресурсы реализации Концепции государственной семейной политики», дополнить
4.1. совершенствование и приведение в соответствие КГСП существующей нормативно- правовой базы, включая законодательство Российской Федерации.
4.2.необходимостью законодательства о единых обязательных минимальных стандартах качества жизни семьи, социальных услуг, семейной политики, жилищной обеспеченности семьи, обеспеченности детскими садами и яслями в различных их формах и т.п., что позволит сохранить социальную целостность Российской Федерации в условиях существующего распределения полномочий между федеральным центром и регионами.
4.3. необходимостью законодательства об обязательности фамилистической экспертизы проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов на предмет их возможного негативного воздействия на положение семей с несовершеннолетними детьми.
5. В Раздел VII (“Ожидаемые результаты реализации Концепции государственной семейной политики”), часть раздела, посвященная индикаторам эффективности реализации государственной семейной политики –
5.1.обозначение общественного контроля и независимой общественной оценки реализации Концепции государственной семейной политики.
5.2.Внести следующие дополнительные индикаторы:
- Увеличение доли детей, рождающихся в браке и воспитывающихся в полных родных семьях, по отношению к общей численности детей;
- Увеличение отношения числа браков к числу разводов на 1000 населения;
- Отсутствие случаев необоснованного отобрания детей у родителей.
- Уменьшение числа выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
- Уменьшение числа детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей.
- Уменьшение числа детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах.
- Увеличение числа детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, числа родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах.
- Увеличение числа детей, ранее лишившихся попечения родителей, возвращенных в родную семью.
- Сокращение числа впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.
- Увеличение числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, усыновленных семьями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Изменения к тексту проекта Концепции государственной семейной политики
№ п/п
|
Исходный текст
|
Измененный текст (предложение)
|
Пояснения
|
I. Общие положения
|
1
|
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на развитие института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
|
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, создание условий, содействующих благополучной и стабильной семейной жизни.
|
Понятие «развитие института семьи» является неопределенным и двусмысленным. Семья, основанная на браке между мужчиной и женщиной и направленная на рождение и воспитание детей является естественной основой общества, нуждающейся не в «развитии», а в сохранении, поддержке, укреплении и защите. В основе государственной семейной политики должны лежать традиционные для народов Российской Федерации семейные ценности и культура семейной жизни. Понятие «условий, содействующих благополучной и стабильной семейной жизни» является более комплексным, чем просто «улучшение условий жизни и повышения качества жизни семей», при этом охватывая как эти области, так и преодоление семейного неблагополучия. Как представляется цель должна формулироваться скорее позитивно («содействие благополучной и стабильной семейной жинзи»), чем негативно («преодоление семейного неблагополучия»).
|
2
|
Необходимость разработки и реализации концепции обусловлена стоящими перед обществом задачами социального и демографического развития, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
|
Необходимость разработки и реализации концепции обусловлена стоящими перед обществом задачами социального и демографического развития. Концепция государственной семейной политики взаимосвязана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
|
Исходный текст предполагает, что Концепция государственной семейной политики вторична и имеет подчиненный характер по отношению к другим перечисленным документам. Такой подход представляется неверным. Концепция семейной политики является самостоятельным документом, в свете положений которого могут, в том числе, вноситься коррективы и изменения в положения других концептуальных документов Российской Федерации.
|
3
|
Концепция направлена на актуализацию основных направлений государственной семейной политики на современном этапе развития страны, комплексное решение задач в сфере поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, содействие совмещению функций по воспитанию детей и экономической активности родителей, создание условий для повышения качества жизни нетрудоспособных членов семьи, в том числе пожилых, развитие и популяризацию ценностей семейной жизни.
|
Концепция направлена на актуализацию основных направлений государственной семейной политики на современном этапе развития страны, комплексное решение задач в сфере поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, содействие совмещению функций по воспитанию детей и экономической активности родителей, создание условий для повышения качества жизни нетрудоспособных членов семьи, в том числе пожилых, развитие и популяризацию традиционных семейных ценностей в определенном в Концепции понимании..
|
Понятие «ценности семейной жизни» является недостаточно определенным. В основу Концепции должны быть положены традиционные для народов РФ семейные ценности и культура семейной жизни.
|
II. Современное положение российской семьи
|
4
|
Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизнедеятельности семьи.
|
Современное положение семьи в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные и психологические аспекты жизни семьи.
|
Следует избегать излишних терминов и канцеляризмов. Текст концепции должен быть понятен каждому. Нет никакой необходимости говорить тут о «жизнедеятельности», речь идет именно о разных аспектах жизни российских семей.
|
5
|
Одним из ключевых звеньев единой профилактической среды должна стать семья в партнерстве с государственными органами здравоохранения, работодателями, некоммерческими организациями и местными сообществами.
|
Семья, при поддержке государственных органов здравоохранения, работодателей, некоммерческих организаций и местных сообществ, способна сыграть ключевую роль в достижении этой цели.
|
Использование «риторики долженствования» представляется здесь не вполне уместным. Семья – это не элемент «единой профилактической среды», она играет совершенно уникальную роль в жизни людей. Необходимо признавать центральную роль семьи в жизни ее членов, в том числе в заботе об их здоровье – при поддержке других субъектов семейной политики и системы здравоохранения.
|
6
|
Значительное число семей не имеют достаточного потенциала самостоятельного преодоления трудностей, в том числе, связанных с экономическими проблемами, что зачастую приводит к невыполнению родительских обязанностей и несоблюдению прав и законных интересов детей.
|
Нередко семьи без дополнительной помощи и вспомогательных ресурсов не могут преодолеть жизненные трудности, в том числе связанные с экономическими проблемами. В результате такой ситуации, права и законные интересы детей могут оказываться нарушенными, несмотря на усилия их родителей.
|
Исходная формулировка некорректна. Если семья не в состоянии преодолеть трудности, особенно экономические, без дополнительной помощи, невозможно говорить о «невыполнении родительских обязанностей», поскольку в данном случае нормальное обеспечение потребностей детей выходит за рамки возможностей их родителей. В обязанности родителей не входит совершение невозможного. Так Конвенция о правах ребенка четко говорит об ответственности родителей за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка лишь «в пределах своих способностей и финансовых возможностей» (ст. 27 ч. 2). При этом, как социальное государство Российская Федерация имеет конституционную обязанность предоставить семье необходимую социальную поддержку для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ).
|
8
|
Вместе с тем, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения существенно не снижается и остается на уровне около 1,9% детского населения, 84% из них – социальные сироты, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается несвоевременное выявление кризисных ситуаций в семье, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, отсутствие развитой инфраструктуры услуг для семей с детьми на ранней стадии неблагополучия по месту их жительства, межведомственную разобщенность, недостаточную распространенность современных эффективных методов и технологий профилактической работы с семьей и работы по ее сопровождению.
|
Вместе с тем, доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения существенно не снижается и остается на уровне около 1,9% детского населения, 84% из них – социальные сироты, имеющие в живых одного или обоих родителей. Среди причин такой ситуации отмечается наличие случаев незаконного или необоснованного отобрания детей у родителей, недостаточная доступность для семей помощи в кризисных ситуациях по месту их жительства, сохраняющееся преобладание стационарных форм помощи, недостаточное соответствие предлагаемых форм и видов помощи реальным запросам и потребностям конкретных семей, межведомственная разобщенность при оказании помощи.
|
Исходный текст предполагает, что основная проблема в том, что кто-то не «выявляет» кризисные семьи и не осуществляет эффективную работу с ними. Конституция Российской Федерации запрещает сбор информации о частной и семейной жизни граждан без их согласия. Подход основанный на «выявлении» семей, таким образом, не соответствует этому конституционному принципу и должен быть заменен подходом, основанным на заявительном принципе обращения за помощью. На сегодняшний момент проблема часто состоит в том, что предлагаемые виды помощи семьям не отвечают их реальным пожеланиям, потребностям и запросам, внедряемые формы «помощи» часто оказываются ориентированы не на потребности семей, а на интересы поставщиков услуг, что недопустимо. Фактором увеличения социального сиротства является также необоснованное отобрание детей у родителей, лишение их родительских прав или ограничение в родительских правах без наличия для этого веских и достаточных оснований, по достаточно расплывчатым причинам, зачастую связанным с бедностью семьи.
|
9
|
Сохраняется актуальность проблемы жестокого обращения с детьми.
|
Сохраняется актуальность проблемы бытового насилия в отношении членов семьи, включая детей.
|
Не существует оснований для выделения в отдельную проблему жестокого обращения с детьми в семье. Из приведенных в тексте данных очевидно, что распространенность этой проблемы снижается. Целесообразно говорить о проблеме правонарушений в отношении детей в семье в целом, поскольку реальные корни большинства правонарушений носят системный характер и схожи, проблема жестокого обращения является следствием этих социальных причин наряду с другими правонарушениями в отношении детей.
|
III. Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной семейной политики
|
12
|
В проведении государственной семейной политики роль самой семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
|
В проведении государственной семейной политики роль самой семьи предусматривает ее стремление к экономической самостоятельности, определяющую роль (при поддержке со стороны государства и общества) в обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.
|
Предлагаемая формулировка представляется более уместной для описания субъектности и самостоятельности семьи.
|
13
|
Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития.
|
Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и поддержке семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития.
|
См. выше о «развитии института семьи».
|
14
|
Меры, предусмотренные концепцией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи: репродуктивной, по воспитанию и содержанию детей, участию в экономической деятельности государства, сохранению физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовному развитию членов семьи и всего общества, сохранению и укреплению семейных ценностей.
|
Меры, предусмотренные концепцией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи: по рождению, воспитанию и содержанию детей, участию в экономической деятельности, сохранению физического, психологического и эмоционального здоровья ее членов, а также духовному развитию членов семьи и всего общества, сохранению и укреплению семейных ценностей.
|
Следует избегать излишних специальных терминов. Кроме того, представляется неуместной формулировка про участие семьи в экономической деятельности государства.
|
16
|
профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения в семье, детской безнадзорности и беспризорности;
|
профилактика семейного неблагополучия, совершения правонарушений в семье, детской безнадзорности и беспризорности;
|
Странный упор, сделанный на (отнюдь не самую актуальную) проблему жестокого обращения в семье представляется едва ли оправданным. Профилактика должна относиться ко всем правонарушениям в семье, не акцентируя отдельно эту проблему.
|
17
|
содействие в развитии индивидуального предпринимательства родителей (особенно одиноких родителей), малого семейного бизнеса многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе путем привлечения кредитных организаций для доступного кредитования малого бизнеса, организуемого целевыми категориями граждан;
|
содействие в развитии индивидуального предпринимательства родителей (особенно одиноких родителей), малого семейного бизнеса, поддержка предпринимательской деятельности многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе путем привлечения кредитных организаций для доступного кредитования малого бизнеса, организуемого целевыми категориями граждан;
|
Малый семейный бизнес должен поддерживаться для всех семей, а не только для отдельных их категорий. Семейный бизнес способствует сплочению семьи, формированию общих ценностей, отвечая основным целям государственной семейной политики.
|
|
|
|
|
19
|
организации принудительного обмена жилого помещения с лицами, лишенными родительских прав в отношении таких детей;
|
Исключить
|
Подобные меры в условиях, когда семьи нередко становятся жертвами произвола при отобрании детей и лишении родительских прав, являются откровенно коррупциогенным фактором. Фактически, лишение родительских прав, в данном случае, является «ключом» к манипуляциям с жильем, открывающим возможности для коррупции.
|
20
|
… в том числе путем возможной интеграции в единую ежемесячную выплату предоставляемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки;
|
Исключить
|
Подобная мера является, фактически, фиктивным повышением номинального дохода семьи без его реального увеличения. Пользы семье это не приносит, и служит лишь интересам чиновников, жаждущих отчитаться об улучшении показателей.
|
21
|
разработку и введение системы посемейного налогообложения, учитывающего в качестве объекта налогообложения доходы семьи, семейное положение и число иждивенцев;
|
разработку и введение системы посемейного налогообложения, учитывающего в качестве объекта налогообложения доходы семьи, семейное положение и число иждивенцев, с целью эффективного уменьшения налогового бремени на семьи, имеющие больше детей;
|
Необходимо указать конкретную цель, в противном случае речь может идти только об изменении налоговой формулы без конкретного позитивного результата для семей.
|
22
|
проведение информационной кампании по формированию ценности средне и многодетной семьи, многопоколенной семьи, использование средств массовой информации, рекламы в пропаганде и формировании семейного образа жизни, создание специальных теле и радио передач, ток-шоу, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к супружеству, родительству, полной семье с несколькими детьми, достойного отношения к старшему поколению;
|
проведение информационной кампании по повышению общественного престижа семьи, семейного образа жизни, отцовства, материнства и многодетности, многопоколенной семьи, использование средств массовой информации, рекламы в пропаганде и формировании семейного образа жизни, создание специальных теле и радио передач, ток-шоу, газетных и журнальных рубрик, иных информационных проектов, популяризирующих семейные ценности и способствующих формированию позитивного отношения к супружеству, родительству, полной семье с несколькими детьми, достойного отношения к старшему поколению;
|
Формулировка «формирование ценности» крайне неудачна, создавая впечатление, что у семьи нет объективной ценности и ее надо «формировать». Странно выглядит отдельное упоминание о «среднедетной» семьей.
|
23
|
повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем создания сети родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
|
повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
|
Государство в рамках семейной политики должно не создавать родительские клубы и объединения, а поддерживать их.
|
24
|
расширение сети служб социально-педагогической поддержки семьи и детства, применение инновационных технологий в работе по оздоровлению детско-родительских отношений;
|
обеспечение доступности для желающих семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детства и других областях, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений;
|
В формулировке исходного текста ориентация идет не на потребности семьи, семья представлена не как субъект, а как объект соответствующей деятельности, умаляется субъектность семьи.
|
25
|
формирование системы подготовки молодых родителей к воспитанию детей; проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе путем организации традиционных дней получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов путем привлечения организаций и волонтерских движений;
|
обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей; проведение бесплатных консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, в том числе путем организации традиционных дней получения бесплатной консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов путем привлечения организаций и волонтерских движений;
|
Исходная формулировка вновь умаляет субъектность семьи, необходимо ее изменение. При этом получение подобных знаний может происходить исключительно на добровольной основе.
|
28
|
реализацию комплекса мер, направленных на профилактику социального сиротства и оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними;
|
реализацию комплекса мер, направленных на профилактику социального сиротства и оказанию помощи детям и подросткам в случаях совершения в их отношении правонарушений в семье;
|
См. выше.
|
30
|
создание системы статистического учета и мониторинга семей, находящихся в социально опасном положении, случаев семейного насилия и жестокого обращения в семье.
|
создание системы статистического учета и мониторинга семей, находящихся в социально опасном положении, случаев бытового насилия, других прав правонарушений в семье.
|
См. выше.
|
VI.Этапы реализации Концепции государственной семейной политики
|
31
|
создать условия для сокращения численности малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;
|
создать условия для сокращения численности малоимущих семей с несовершеннолетними детьми путем улучшения экономического положения семей;
|
Снятие двусмысленности исходного текста.
|
33
|
повышение уровня занятости среди женщин с детьми;
|
обеспечение экономической свободы матерей (возможности свободно выбрать между трудовой занятостью вне семьи и нахождением дома с детьми без существенного ухудшения уровня жизни);
|
Домашнее дошкольное воспитание является оптимальным с точки зрения здоровьесбережения, формирования в детях семейных ценностей на раннем этапе их развития, их установки на рождение собственных детей в будущем, что существенно для их будущей семейной жизни. С учетом этого с точки зрения государственной семейной политики недопустимо рассматривать в качестве самоцели повышение уровня занятости женщин, имеющих детей. Такая постановка задачи окажет негативное, а не позитивное влияние на семью. С точки зрения государственной семейной политики необходимо, напротив, максимально содействовать возможности женщины-матери оставаться дома с детьми, путем создания как возможностей получения дополнительного дохода для отцов, так и мер по государственной поддержке семьи и материнства.
|
34
|
увеличение числа семей, получивших своевременную помощь на ранней стадии развития неблагополучия;
|
обеспечение доступности для семей на ранней стадии развития неблагополучия помощи, отвечающей их потребностям и запросам;
|
Постановка задачи в исходном тексте неверна. Задача «увеличение числа» создает у исполнителей заинтересованность в том, чтобы любой ценой увеличить численность семей, «получивших помощь», и будет вести к фактическому принуждению к получению такой помощи вне зависимости от реальной потребности семьи и ее желания таковую получить.
|
[1] На основании Доклада «Государственная политика в сфере семьи, материнства и детства», Государственный Совет Российской Федерации, Череповец, 2014
[2] Основано на тексте «Общественного проекта – Концепции Государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Преимущественное право родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами в настоящее время законодательно закреплено в ст. 44 ч. 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указывает, что «воспитывать и содержать детей» - «естественное право и обязанность родителей» (абзац 5 пункта 2.1 мотивировочной части Постановления).
[3] Аналогичный принцип включен в действующий текст Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695), прямо корреспондирует с конституционным правом на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 ч. 1 Конституции РФ), принципом недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, являющимся одним из основополагающих принципов российского семейного права (ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса РФ), общепризнанными принципами и нормами международного права (см. ст. 16.1 Конвенции о правах ребенка, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
[4] Как установлено Конституционным Судом РФ, данный принцип является общепризнанным и следует из ст. 38 ч. 3 Конституции РФ. См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П и п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П.
[5] Данный принцип закреплен, в частности, в п. 9 Основных направлений государственной семейной политики, утв. Указом Президента РФ от 14.05.1996 N 712.
[6] Данный принцип закреплен в качестве одного из основных принципов российского семейного права ст. 1 п. 1 Семейного Кодекса РФ.
[7] Как установлено Конституционным Судом РФ, данный принцип является общепризнанным и следует из ст. 38 ч. 3 Конституции РФ. См.: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.07.2010 N 17-П и п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 N 13-П.
[8] Данная мера давно рекомендуется рядом экспертов в области семейной политики, см., к примеру: Дармодехин С. В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики (тезисы) // Аналитический вестник № 4 (224) Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, М.: 2004, с. 7.