6 декабря 2019 г. О ранней профилактике семейной беды - к законопроекту "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации".
06.12.2019
Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Заместителю Председателя Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н. КАРЕЛОВОЙ
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
О.В. ПУШКИНОЙ
Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации,
Председателю Правительственной
комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Т.А. ГОЛИКОВОЙ
Глубокоуважаемые Валентина Ивановна, Галина Николаевна,
Оксана Викторовна и Татьяна Алексеевна!
Обращаюсь к Вам как соавторам законопроекта «О профилактике
семейно-бытового насилия в Российской Федерации», а также к Татьяне
Алексеевне Голиковой как руководителю Правительственной комиссии,
отвечающей за практическую реализацию положений Федерального закона от
24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
«Профилактика», то есть система мер по предупреждению, недопущению
в будущем той или иной семейной беды является основным словом как в
обсуждаемом законопроекте, так и в указанном действующем законе № 120-ФЗ.
Признавая важность и актуальность законопроекта «О профилактике
семейно-бытового насилия в Российской Федерации», с сожалением отмечаю,
что ключевой вопрос об эффективной организации ранней профилактическивосстановительной работы не нашел в нем отражения. И если в Статье 5
законопроекта «Субъекты профилактики семейно-бытового насилия»
совершенно справедливо назван Уполномоченный при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка, то непонятно, почему в этом списке отсутствуют
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, хотя именно
комиссии наделены законом № 120-ФЗ особыми полномочиями координатора
работы всей системы профилактики на местах?
В целом представляется целесообразной некая содержательная увязка
законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской
Федерации» с действующим законом № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики…», тем более, что мы все понимаем, что проблема насилия в
семьях, имеющих несовершеннолетних детей, - основная часть проблемы
семейно-бытового насилия в целом.
При этом, также с великим сожалением, приходится констатировать, что
фундаментальные установки Федерального закона № 120-ФЗ 1999 года об
организации хорошо координированной межведомственной индивидуальной
профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социальноопасном положении (что зачастую включает и угрозу семейно-бытового
насилия), до сих пор на практике не реализуются. С какой болью говорят и
пишут сотрудники комиссий регионов России – участники «Соглашения
о совместной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав субъектов Российской Федерации» - о том, как они задавлены
формалистикой административной правоприменительной практики и как им
невозможно исполнять главную, предусмотренную законом, функцию
координатора индивидуальной профилактической работы !
Невозможность эта, то есть трагическое отсутствие в нашей стране
системы профилактики, предупреждения семейных несчастий, обусловлена
известными пробелами в федеральном законодательстве, минимальная
корректировка которого способна запустить искомую систему профилактики.
Предложения такого рода, основанные на замечательном пилотном
региональном опыте, практики комиссий не раз направляли в Министерство
просвещения РФ, исполняющее функцию аппарата Правительственной
комиссии по делам несовершеннолетних. Но всё безрезультатно!
В приложении к этому письму – предложения по корректировке
законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской
Федерации», которые, в принципе, также могут повлечь ту корректировку
федеральных законов, о которой давно говорят практики комиссий на местах.
С уважением
Альтшулер Борис Львович,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Лауреат Премии «Родительское спасибо - 2019»
Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.
8-985-477-93-87 baltshuler@yandex.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предложения по корректировке проекта федерального закона «О
профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в
части конкретизации его профилактической направленности.
1) Статью 2 «Основные понятия» дополнить абзацем:
«Ранняя профилактика семейно-бытового насилия – социальнопсихологическая работа по нормализации обстановки в семье,
осуществляемая по тревожным сигналам при обязательном условии
добровольного согласия на это членов семьи»;
2) Статью 3 «Правовая основа профилактики семейно-бытового
насилия» дополнить указанием на Федеральный закон от 24 июня1999 года №
120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»;
3) часть 1 Статьи 5 «Субъекты профилактики семейно-бытового
насилия» дополнить пунктом: «Комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав»;
4) часть 2 Статьи 5 дополнить указанием на Федеральный закон от 24
июня1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»;
5) Дополнить законопроект статьей «Статья ?. Полномочия комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав в осуществлении мер
профилактики семейно-бытового насилия», предусмотрев роль комиссий как
координатора этой профилактической работы на местном уровне, что
потребует некоторого расширения полномочий комиссий;
6) Дополнить законопроект указанием на необходимость организации в
субъектах РФ «горячих линий» по приему тревожных сигналов о семейнобытовом насилии и о неблагополучных семейных ситуациях, потенциально
угрожающих семейно-бытовым насилием.
7) Дополнить законопроект целевой статьей «Ранняя профилактика
семейно-бытового насилия», в которой предусмотреть обязанность органов
социальной защиты населения учредить штатную специализацию «куратор
семьи» – специалистов профиля «семейный психолог», которые обязаны
незамедлительно реагировать на тревожную информацию «горячей линии»,
основное «место работы» которых «в поле», то есть непосредственно по месту
жительства граждан, и которые – и это очень важно – не наделены правами
принудительного вмешательства в жизнедеятельность семьи (известный нам
опыт г. Перми, где «горячие линии» были организованы при районных
комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и где в результате
такой ранней профилактики семейного неблагополучия опустели дома ребенка
и младшие группы детских домов).
РОО «Право ребенка», 06.12.2019г.
Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Заместителю Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
Г.Н. КАРЕЛОВОЙ
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
О.В. ПУШКИНОЙ
Заместителю Председателя Правительства РФ,
Председателю Правительственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
Т.А. ГОЛИКОВОЙ
Глубокоуважаемые Валентина Ивановна, Галина Николаевна,
Оксана Викторовна и Татьяна Алексеевна!
Обращаюсь к Вам как соавторам законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», а также к Татьяне Алексеевне Голиковой как руководителю Правительственной комиссии, отвечающей за практическую реализацию положений Федерального закона от24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
«Профилактика», то есть система мер по предупреждению, недопущениюв будущем той или иной семейной беды является основным словом как вобсуждаемом законопроекте, так и в указанном действующем законе № 120-ФЗ.
Признавая важность и актуальность законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», с сожалением отмечаю, что ключевой вопрос об эффективной организации ранней профилактически восстановительной работы не нашел в нем отражения. И если в Статье 5 законопроекта «Субъекты профилактики семейно-бытового насилия» совершенно справедливо назван Уполномоченный при Президенте РоссийскойФедерации по правам ребенка, то непонятно, почему в этом списке отсутствуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, хотя именнокомиссии наделены законом № 120-ФЗ особыми полномочиями координатора работы всей системы профилактики на местах?
В целом представляется целесообразной некая содержательная увязка законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» с действующим законом № 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики…», тем более, что мы все понимаем, что проблема насилия всемьях, имеющих несовершеннолетних детей, - основная часть проблемы семейно-бытового насилия в целом.
При этом, также с великим сожалением, приходится констатировать, что фундаментальные установки Федерального закона № 120-ФЗ 1999 года оборганизации хорошо координированной межведомственной индивидуальнойпрофилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социальноопасном положении (что зачастую включает и угрозу семейно-бытовогонасилия), до сих пор на практике не реализуются. С какой болью говорят ипишут сотрудники комиссий регионов России – участники «Соглашенияо совместной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации» - о том, как они задавлены формалистикой административной правоприменительной практики и как им невозможно исполнять главную, предусмотренную законом, функцию координатора индивидуальной профилактической работы !
Невозможность эта, то есть трагическое отсутствие в нашей странесистемы профилактики, предупреждения семейных несчастий, обусловлена известными пробелами в федеральном законодательстве, минимальная корректировка которого способна запустить искомую систему профилактики. Предложения такого рода, основанные на замечательном пилотном региональном опыте, практики комиссий не раз направляли в Министерство просвещения РФ, исполняющее функцию аппарата Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Но всё безрезультатно!
В приложении к этому письму – предложения по корректировке законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», которые, в принципе, также могут повлечь ту корректировку федеральных законов, о которой давно говорят практики комиссий на местах.
- С уважением Альтшулер Борис Львович,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Лауреат Премии «Родительское спасибо - 2019»
Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предложения по корректировке проекта федерального закона «Опрофилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» вчасти конкретизации его профилактической направленности.
1) Статью 2 «Основные понятия» дополнить абзацем:«Ранняя профилактика семейно-бытового насилия – социально психологическая работа по нормализации обстановки в семье, осуществляемая по тревожным сигналам при обязательном условии добровольного согласия на это членов семьи»;
2) Статью 3 «Правовая основа профилактики семейно-бытового насилия» дополнить указанием на Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
3) часть 1 Статьи 5 «Субъекты профилактики семейно-бытового насилия» дополнить пунктом: «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
4) часть 2 Статьи 5 дополнить указанием на Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних»;
5) Дополнить законопроект статьей «Статья ?. Полномочия комиссий поделам несовершеннолетних и защите их прав в осуществлении мер профилактики семейно-бытового насилия», предусмотрев роль комиссий как координатора этой профилактической работы на местном уровне, что потребует некоторого расширения полномочий комиссий;
6) Дополнить законопроект указанием на необходимость организации всубъектах РФ «горячих линий» по приему тревожных сигналов о семейно бытовом насилии и о неблагополучных семейных ситуациях, потенциально угрожающих семейно-бытовым насилием.
7) Дополнить законопроект целевой статьей «Ранняя профилактика семейно-бытового насилия», в которой предусмотреть обязанность органов социальной защиты населения учредить штатную специализацию «кураторсемьи» – специалистов профиля «семейный психолог», которые обязаны незамедлительно реагировать на тревожную информацию «горячей линии», основное «место работы» которых «в поле», то есть непосредственно по месту жительства граждан, и которые – и это очень важно – не наделены правами принудительного вмешательства в жизнедеятельность семьи (известный нам опыт г. Перми, где «горячие линии» были организованы при районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и где в результате такой ранней профилактики семейного неблагополучия опустели дома ребенка и младшие группы детских домов).
РОО «Право ребенка», 06.12.2019г.