ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел.: (495) 221-83-63,
факс: (499) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru
______________________________________________________
«19» _мая_ 2014 г. № 4ОП-Ч/_______
В Общественные палаты
субъектов Российской Федерации
Уважаемые коллеги!
На встрече с Правительством РФ 7 мая с.г., посвященной 2-летию «социальных» указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Президент РФ В.В. Путин отметил недопустимость дальнейшего затягивания вопроса о создании системы, позволяющей гражданам оценивать качество государственных и муниципальных услуг. Эту критику Президента нельзя не признать справедливой, поскольку соответствующими нормативными актами Правительства РФ (Постановление от 30.03.2013г. № 286, а также разработанный Минтрудом весной с.г. законопроект «… по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования») эта оценка возлагается на общественные советы, формируемые федеральными либо региональными уполномоченными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся оцениваемые организации, тогда как оценка гражданами «самостоятельно и по их инициативе» допустима только с использованием «общедоступной информации».
Принципиально иной подход, обеспечивающий независимость процедур оценки и недопущение конфликта интересов, заключен в проекте федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», внесенного Президентом РФ и принятого в первом чтении 23 апреля с.г. Оценка гражданами качества государственных и муниципальных услуг является важнейшей задачей общественного контроля, тем самым осуществлять эту оценку призваны субъекты общественного контроля, предусмотренные указанным законопроектом – Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и т.п. Технология оценки качества работы органов и организаций – поставщиков услуг во многом определена Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 и проектом закона об общественном контроле: общественное визитирование, слушания, привлекаемые «внешние» профессиональные экспертизы (аудиты), публичные рейтинги (социологические опросы). Организация этих мероприятий - в плановом либо при необходимости в инициативном порядке – задача субъектов общественного контроля. Полагаем, что в перспективе законодательство должно предусмотреть финансирование этих мероприятий отдельной строкой бюджетов Общественной палаты РФ и региональных общественных палат.
Уважаемые коллеги, дети – будущее нашей страны, и в качестве первого шага в организации системы общественного контроля прошу Вас рассмотреть вопрос о создании при общественной палате Вашего субъекта РФ целевой рабочей группы: Общественной наблюдательной комиссии по оценке качества услуг детям и семьям с детьми, предоставляемых в Вашем регионе согласно приоритетам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
С учетом поступающих к нам поистине отчаянных просьб о помощи считаем, что в первую очередь необходимо оценить способность социальной системы к адекватному реагированию на чрезвычайные по трудности ситуации:
- неприемлемые жилищные условия семей с детьми, включая случаи выселения детей из единственного жилья (в этом плане необходимо оценить исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о создании доступного арендного фонда, включая арендный фонд оперативного использования, – по этому вопросу Президент также критиковал Правительство на встрече 7 мая с.г.);
- ситуации крайней бедности семей с детьми (реализуются ли программы социального питания детей, обеспечения их предметами первой необходимости);
- дети-инвалиды в семье и в учреждениях;
- ситуации разделения детей и родителей (как организована работа по профилактике социального сиротства и восстановлению семьи);
- доступность детских садов и ясель;
- ситуации, угрожающие здоровью и жизни ребенка, включая предусмотренные Национальной стратегией меры по предотвращению «вертикальной передачи» ВИЧ-инфекции от матери к новорожденному ребенку (доступность заменителей грудного молока и т.п.) – необходимо оценить качество работы службы скорой помощи, в том числе в сельских районах, обеспечение детских больниц медикаментами и др.
Полагаем, что данная работа может быть организована в тесном взаимодействии с Общественной палатой РФ – в рамках деятельности Совета общественных палат России и с учетом того, что 50% нового состава Общественной палаты РФ – представители общественных палат субъектов РФ.
Мы будем благодарны, если Вы выскажете свое мнение и свои соображения по существу предлагаемого механизма системы оценки качества услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми, и общественного контроля в вопросе исполнения в Вашем регионе приоритетов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.
Прилагаю – на обсуждение тезисы Положения о порядке формирования и деятельности указанной Общественной наблюдательной комиссии.
С уважением
Заместитель Председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Общественного совета Минстроя России
Альтшулер Борис Львович
|
|
Приложение
Проект
Тезисы
Положение об Общественной наблюдательной комиссии Общественной палаты субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми, предоставляемых в субъекте РФ согласно приоритетам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы –
Далее: ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми
1. Задачей ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми является организация независимой оценки качества услуг и выяснение мнения граждан о качестве услуг в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры и досуга, жилищной и продовольственной обеспеченности и иных факторов, определяющих качество жизни детей и семей с детьми, с упором на выявление чрезвычайных по трудности ситуаций и совместную с органами власти работу по разрешению этих ситуаций.
2. Формы деятельности ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми:
- организация общественных приемных (возможно на базе привлеченных НКО): работа по индивидуальным обращениям, в том числе с органами власти; выяснение причин, не позволяющих оказать услуги, необходимые для преодоления ребенком (семьёй) трудной жизненной ситуации;
- организация плановых либо, при необходимости, внеплановых мероприятий общественного визитирования организаций и учреждений - с привлечением специалистов (экспертов, аудиторов) необходимого профиля;
- организация «локальных» социологических опросов (публичных рейтингов);
- организация тематических общественных слушаний и экспертиз.
3. Членами ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми могут быть члены Общественной палаты субъекта РФ, представители НКО, специалисты. Формирование состава (рассмотрение кандидатур и принятие решения о членстве) ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми осуществляется на паритетных началах профильными комиссиями Общественной палаты субъекта РФ и Общественной палаты РФ.
4. В целом формирование и деятельность ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с Общественной палатой субъекта РФ и Общественной палатой РФ, в том числе с использованием авторитета данных субъектов общественного контроля при взаимодействии с органами власти, ответственными за повышение качества услуг детям и семьям с детьми.
5. Периодические либо, при необходимости, инициативные отчеты по результатам деятельности ОНК субъекта РФ по оценке качества услуг детям и семьям с детьми представляются в Общественную палату субъекта РФ, в Общественную палату РФ, Уполномоченным по правам человека и правам ребенка субъекта РФ, Федеральным Уполномоченным по правам человека и по правам ребенка, в государственные и муниципальные органы власти, ответственные за различные сферы услуг детям и семьям с детьми, а также размещаются в открытом доступе в сети интернет.