НАКАНУНЕ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕНОЙ ПАЛАТЫ РФ 20.12.2013 г. -
- Предложения для ежегодных докладов ОПРФ "О состоянии гражданского общества в РФ" и "Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участии в них гражданского общества"
Преамбула
В течение 4 лет моего членства в Общественной палате РФ вопросы строительства гражданского общества и преодоления коррупции были среди основных, обсуждавшихся на уровне всей Общественной палаты.
И если три недели назад Президент Российской Федерации вновь назвал коррупцию главным врагом России – это означает, что ничего практически важного, конкретного в этом плане Общественной палатой пока не предложено.
И если в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Президент РФ - снова в проекции на будущее - говорит о необходимости обществного контроля и о роли общественных советов и общественных палат, которые "не должны быть формальным придатком и декоративной структурой", то значит ничего существеного в этом плане нам за прошедшие годы сделать так и не удалось.
И, отдавая должное огромной активности и самой ОПРФ и ведущих НКО, следует признать, что основная масса населения России остается граждански пассивной и выступает в отношении ОПРФ и НКО, главным образом, в виде жалобщиков. Да, во многих случаях ОПРФ удается помочь людям, обращающимся к нам за помощью. Но эффективных механизмов, увеличивающих их собственный адвокативный потенциал, мы так и не предложили. Хотя идеи такого рода высказывались не раз.
Вопросы преодоления коррупции, монополизма и усиления общественного контроля тесно связаны с проблемой преодоления бедности (имеющей в РФ «детское лицо») и развития отечественного производства, включая малый бизнес – как основной инструмент преодоления бедности, поскольку именно сырьевые, посреднические и проч. монополии, тесно связанные с коррумпированным чиновничеством, ответственны за немыслимые «накрутки» цен на самое необходимое: продукты питания, товары первой необходимости, энергоносители – «питание» отечественного производства и т.п.
Потенциально важным шагом ОП РФ в строительстве гражданского общества стало создание в ОПРФ Совета по взаимодействию Общественной палаты Российской Федерации с общественными палатами (общественными советами), созданными в субъектах Российской Федерации. Однако в условиях, когда сами региональные общественные палаты и муниципальные общественные советы фактически формируются региональными либо муниципальными органами власти, эти «общественные» структуры объективно зависимы от власти и не способны, за редкими исключениями, разговаривать с властью на равных, в том числе при необходимости – достаточно жестко.
Полагаю, что Россия – единственная страна в мире, где общественные структуры, призванные контролировать власть, формируются самой властью. Это и есть наш уникальный «особый путь».
Приведенные ниже тезисы кратко суммируют основные меры, способные, как представляется, кардинально изменить ситуацию в части строительства гражданского общества, преодоления коррупции и монополизма.
1. Строительство гражданского общества.
1.1. Установить федеральным законом (возможно, в виде целевой главы законопроекта «Об общественном контроле в Российской Федерации», разрабатываемого в настоящее время ОПРФ совместно с Советом при Президенте РФ по правам человека), что общественные палаты субъектов РФ и общественные советы муниципальных образований формируются населением соответствующей территории путем прямых выборов населением данной территории, проводимых одновременно с выборами в региональные (муниципальные) законодательные органы власти.
1.2. Общество (во всех смыслах этого слова) должно иметь право и финансовые возможности осуществлять контроль (мониторинг нарушений прав, экспертизу, внешний аудит, оценку качества предоставляемых услуг…) силами приглашаемых независимых профессионалов. Конкретно предлагается:
В готовящийся проект закона «Об общественном контроле в РФ» внести положение о праве общественных палат (общественных советов) приглашать независимых профессиональных инспекторов (внешних аудиторов и т.п.) для проведения целевых проверок деятельности органов власти и подведомственных им учреждений; средства на осуществление этих проверок должны быть предусмотрены в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований (возможно, как целевые средства в бюджетах общественных палат и общественных советов; полагаю, что и Общественная палата РФ должна иметь средства на приглашение указанных «внешних аудиторов»).
Приглашаемые общественными палатами (советами) эксперты должны быть наделены законом правом доступа во все органы, учреждения и к любой документации (доступ к государственной тайне вопрос особый) – при безусловном соблюдении неразглашения персональных данных. (К примеру: кто, кроме врачей психиатров высокого класса, может установить факты злоупотребления психиатрией в отношении воспитанников детских интернатов; но эта контрольная деятельность возможна только, если эти профессиональные эксперты получат возможность контакта с детьми без свидетелей, получат доступ к медицинским картам, а также, если их работа будет оплачена).
1.3. Необходимо «в ускоренном порядке» принять закон об общественном контроле детских интернатов (проект ФЗ № 3138-6) – как это определено Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688. В данном законопроекте роль профессиональных экспертов пункта 1.2 (см. выше) играют «доверенные специалисты», сопровождающие общественных инспекторов при осуществлении инспекционных визитов.
1.4. Общественный контроль судопроизводства: федеральным законом установить статус общественных наблюдателей в судах (в Швеции в каждом суде – специальный столик для такого наблюдателя: сегодня - судебное заседание, а завтра - в газете подробное описание поведения судьи и т.п.).
2. Преодоление коррупции и монополизма.
Невозможно преодолеть коррупцию в органах власти в условиях, когда той же «болезнью» поражены главные инструменты борьбы с коррупцией – правоохранительные органы. В связи с этим предлагается:
2.1. Подчинить Управления собственной безопасности ГУ МВД субъектов РФ исключительно центральному аппарату – чтобы руководство ГУВД субъектов РФ даже и не знало, кто тут за ними следит (нереализованное предложение Р.Г. Нургалиева декабря 2009 г., а также правозащитников – по оценкам экспертов одна эта мера сократит коррупцию в органах внутренних дел на 90%; возможно именно поэтому данное предложение Министра не было поддержано его окружением, о чем на слушаниях в ОПРФ в 2010 году сообщил заместитель министра внутренних дел).
2.2. В целом, следуя опыту демократических стран, законом определить возможность и необходимость профилактической оперативно-розыскной деятельности одних правоохранительных или силовых структур в отношении сотрудников других структур – на взаимной основе. Когда число таких взаимо-следящих и взаимо-разоблачающих структур более трех, то столь знакомая нам ситуация сговора контролирующих с контролируемыми объективно становится существенно неустойчивой.
Также предлагается:
2.3. Ужесточение УК РФ в отношении монопольных сговоров, в том числе в сфере ценообразования стоимости продуктов и товаров первой необходимости и энергоносителей для отечественного производителя и потребителя.
2.4. Разработать и реализовать программу «Антимонопольный общественный контроль и общественный мониторинг доступности рынков для отечественного производителя продуктов и товаров первой необходимости».
2.5. Организация общенационального движения «Энергоресурсы России – для России!» с требованием кардинального удешевления энергоносителей на внутреннем рынке и в том числе под лозунгом «Хватит тратить наши богатства на развитие отечественных экономик стран Западной Европы, Японии, Китая».