РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Порядок организации общественной оценки (общественного контроля и публичного мониторинга) качества социальных услуг
Порядок организации общественной оценки (общественного контроля и публичного мониторинга) качества социальных услуг

14.07.2014. РОО «Право ребенка»: «Порядок организации общественной оценки (общественного контроля и публичного мониторинга) качества социальных услуг». Интервью с Б.Альтшулером. Письмо Президенту Российской Федерации:

Источник: Бюрократический тупик - Общественное движение «Сопротивление»

__________________________________________________________

 

Председатель правления общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер направил Президенту России Владимиру Путину открытое письмо. В обращении экс-член Общественной палаты РФ просит главу государства обратить внимание на неисполнение «майских» указов 2012 года, в частности, на незаслуженно забытое создание в России системы  независимой оценки гражданами качества государственных и муниципальных услуг.

Правозащитник отмечает, что «принципиальным шагом вперед к созданию в РФ истинно независимой системы общественного контроля (а значит и системы общественной оценки качества социальных услуг) стало учреждение 7 июля 2014 г. «Российской ассоциации общественного контроля».

Своим взглядом на работу государства и общественных организаций по созданию в России независимой системы оценки качества социальных услуг Борис Альтшулер поделился с Интернет-порталом социальной правозащиты «Сопротивление».

Сопротивление: Борис Львович, в чем заключаются Ваши предложения Президенту России, общественным деятелям?

Борис Альтшуллер: Идея о том, чтобы один из органов общественного контроля – Общественная палата России - аккредитовала специализированную общественную организацию – чрезвычайно плодотворна. Почему? Да потому что и сегодня общественные организации выполняют эти функции. Но они не обличены полномочиями и ответственностью.

Пример. Экс-член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева год назад создала систему «ЖКХ Контроль». Руководители отделений «ЖКХ Контроля» назначаются не местной властью, а общим советом федерального органа управления «ЖКХ Контроля». Формирование органов общественного контроля выведено за рамки полномочий местных элит. Так вот местные органы всерьез к активистам не относятся. А вот, если бы эти грамотные, честные и преданные своему делу активисты получили аккредитацию со стороны Общественной палаты – это кардинально изменило бы отношение чиновников к их конструктивной критике.

Не ожидая, когда у нас, наконец, образуются независимые общественные советы, в рамках полномочий региональных Общественных палат можно организовывать оценку вневедомственно. Главная наша задача – вырваться за рамки местничества в формировании оценки качества социальных услуг. Как мне кажется, это одна из важнейших  задач определенных на встрече Президента РФ с новыми членами Общественной палаты 9 июля.

Сопротивление: В документах, направленных Президенту, Вы отмечаете, что критерии оценки определяются аккредитованным органом общественного контроля…

Борис Альтшуллер: Критерии оценки вырабатывает субъект общественного контроля с привлечением специалистов высшего класса. Сегодня в постановлениях Правительства написано, что критерии оценки ведомства вырабатываются самими ведомствами. Никто не возражает, что мнение ведомства надо спрашивать и учитывать. Но делать так, чтобы ведомства утверждали критерии, по которым будут оценивать их работу – бюрократический тупик. Эта формалистика ничего не характеризует. Достаточно любого внешнего аудитора, которому плевать на руководство региона, и весь этот карточный домик сломается.

Проведение публичного рейтинга, замеров удовлетворенности людей способно реально изменить ситуацию. Специалисты должны получить право конфиденциальных неподотчетных руководству региона бесед с людьми. И ни в коем случае нельзя оглашать имена опрашиваемых.

Я думаю, если Общественная палата сегодня плотно займется вопросами общественного контроля, определением критериев оценки качества социальных услуг - коррупционерам мало не покажется!

______________________________________________________________________

Открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину

Президенту Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ

Уважаемый Владимир Владимирович !

На встрече с Правительством РФ 7 мая с.г., посвященной 2-летней годовщине Ваших «социальных» указов от 7 мая 2012 г., Вы справедливо критиковали Правительство за то, что в течение двух лет так и не создана система независимой оценки гражданами качества государственных и муниципальных услуг.

Предлагаю Вашему вниманию разработанный РОО «Право ребенка» проект «Порядка организации общественной оценки (общественного контроля и публичного мониторинга) качества социальных услуг», обеспечивающий, как нам представляется, истинную независимость процедур оценки от органов управления подлежащими оценке организациями. Основная идея предлагаемого «Порядка»: оценка гражданами качества услуг – одна из форм общественного контроля.

Приложение на 5 листах

С уважением
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Альтшулер Борис Львович

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проект (скачать обращение и приложение)

 

Порядок организации общественной оценки (общественного контроля и публичного мониторинга) качества социальных услуг

Данный «Порядок» был разработан РОО «Право ребенка» в рамках проекта «Дать шанс ребенку», поддержанного ООО «Лига здоровья нации» - грантовое направление «Разработка проектов в сфере развития инструментов общественного контроля и публичного мониторинга качества социальной сферы»

I. Общие положения.

1. Система независимой общественной оценки качества социальных услуг и качества работы организаций – поставщиков социальных услуг (далее оценка качества социальных услуг) является частью общей системы общественного контроля в Российской Федерации.

2. Организация оценки качества социальных услуг осуществляется независимо от уполномоченных органов государственной власти, от органов местного самоуправления, в ведении которых находятся учреждения, подлежащие оценке, а также независимо от высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Объектами оценки качества социальных услуг являются государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие социальные услуги, а также уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в ведении который находятся данные учреждения.

4. Целью независимой оценки качества социальных услуг является выявление недостатков в предоставлении социальных услуг и совершенствование системы предоставления социальных услуг.

5. Мероприятия оценки качества социальных услуг осуществляются на основе приоритета прав и свобод человека, законности, публичности и открытости.

II. Субъекты осуществления оценки качества социальных услуг.

Субъектами осуществления мероприятий оценки качества социальных услуг являются:

- субъекты общественного контроля, установленные законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;

- профильные некоммерческие организации, общественные наблюдательные комиссии, целевые группы специалистов-профессионалов (врачи, специалисты в финансовой сфере, сотрудники федеральных либо региональных социологических центров и т.п.), аккредитуемые Общественной палатой Российской Федерации и другими субъектами общественного контроля, в том числе по представлению «Российской ассоциации общественного контроля».

III. Методика осуществления оценки качества социальных услуг.

1. Мероприятия по оценке качества социальных услуг включают:

- экспертизу нормативных актов в сфере социальных услуг;

- посещение организаций – поставщиков социальных услуг с правом доступа к необходимой документации, включая персональные данные, финансовую документацию и т.п., и с правом конфиденциальных собеседований с сотрудникам организации и с клиентами, которых данная организация обслуживает;

-  профессиональные «внешние» аудиты различной направленности;

- социологические замеры – «публичные рейтинги» организаций поставщиков социальных услуг и т.п.

2. Мероприятия по оценке качества социальных услуг могут осуществляться как в плановом, так и в инициативном порядке при поступлении тревожной информации о нарушениях прав получателей социальных услуг.

3. Общие критерии и показатели оценки качества работы организаций – поставщиков социальных услуг вырабатываются субъектами общественного контроля с привлечением для этого профильных специалистов высшего уровня.

4. Мероприятия оценки качества социальных услуг ориентированы в первую очередь не на установление общестатистических формальных показателей качества работы организаций – поставщиков социальных услуг, а на выявление «болевых точек» в сфере предоставления социальных услуг и степени удовлетворенности получателей социальных услуг.

IV. Результаты оценки качества социальных услуг.

1. По результатам конкретных мероприятий оценки качества социальных услуг готовятся соответствующие отчеты, которые представляются в уполномоченные органы государственной (муниципальной) власти, в ведении которых находятся оцениваемые учреждения, в Общественную палату Российской Федерации, в Общественную палату данного субъекта РФ, уполномоченным по правам человека и по правам ребенка федерального и регионального уровней и при необходимости в прокуратуру, а также размещаются в открытом доступе в сети интернет с исключением персональных данных и иной запрещенной законом к разглашению информации.

2. В конце отчетного периода субъекты общественного контроля и организации, аккредитованные ими в целях исполнения мероприятий оценки качества социальных услуг, выпускают суммирующие отчеты, резулятивной частью которых должна быть Таблица рейтинга организаций – поставщиков социальных услуг.

3. Рейтинги организаций – поставщиков социальных услуг, составленные на основе мероприятий независимой оценки качества социальных услуг, должны учитываться главными распорядителями бюджетных средств при решении вопроса о бюджетной поддержке деятельности организаций – поставщиков социальных услуг.

V. Финансовое обеспечение мероприятий по оценке качества
социальных услуг.

1. Деятельность субъекта общественного контроля - Общественной палаты Российской Федерации по организации мероприятий оценки качества социальных услуг финансируется отдельной строкой бюджета Общественной палаты Российской Федерации.

2. Деятельность субъектов общественного контроля – общественных палат субъектов Российской Федерации по организации мероприятий оценки качества социальных услуг финансируется отдельной строкой бюджетов общественных палат субъектов Российской Федерации.

3. Мероприятия оценки качества социальных услуг могут финансироваться на средства, получаемые некоммерческими организациями, аккредитованными согласно Разделу II данного «Порядка», из разрешенных законодательством внебюджетных источников.

4. Финансирование мероприятий оценки качества социальных услуг может осуществляться также с использованием механизма «добровольной сертификации». Порядок осуществления мероприятий оценки качества социальных услуг на основе добровольной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

VI. Ответственность участников мероприятий оценки качества социальных услуг.

Физические лица – участники мероприятий оценки качества социальных услуг, а также привлекшие их к данным мероприятиям юридические лица, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение персональных данных или иной законодательно запрещенной для разглашения информации, ставшей им известной в процессе исполнения мероприятий оценки качества социальных услуг.

Пояснительная записка

К сожалению, Поручение Президента Российской Федерации Правительству РФ о создании «к 1 апреля 2013 г.» механизма независимой оценки качества социальных услуг (в сферах социального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры и спорта) и качества работы организаций – поставщиков таких услуг  (подпункт «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») было исполнено Правительством формально и не обеспечило независимости оценки от подлежащих оценке органов и учреждений.

Действительно Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. №487-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы» устанавливают, что организацию проведения независимой оценки в субъекте Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия учредителя учреждений соответствующей сферы (образования, социального обслуживания, здравоохранения, культуры, спорта), и что «В целях содействия проведению независимой оценки Уполномоченным органом в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации соответственно, формируется общественный совет».

После выхода указанных правительственных нормативных актов в течение 2013 года многие субъекты РФ приняли свои нормативные акты, повторяющие модель организации «независимой» оценки, предложенную Правительством РФ.

Этот «конфликт интересов», обеспечивающий отсутствие независимости оценки качества социальных услуг, устанавливается также и разработанным Минтрудсоцразвития России и представленном на экспертизу в Общественную палату РФ  в мае 2014 г. проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

Таким образом, оценка качества социальных услуг возложена на региональные органы управления учреждениями – поставщиками этих услуг.

Необходимо указать, что 7 мая 2014 г. на встрече с Правительством, посвященной 2-летию «социальных указов», Президент Российской Федерации указал, что Правительство за два года так и не создало систему, позволяющую гражданам оценивать качество государственных и муниципальных услуг.

Проблема обеспечения истинной независимости при организации оценки качества услуг стала предметом главной озабоченности представителей 55 субъектов РФ, собравшихся на Слушания, организованные 18 декабря 2013 г. РОО «Право ребенка» совместно с Комиссией Общественной палаты РФ IV состава по социальной политике на тему «Общественный мониторинг реализации на местах Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Данные слушания выявили по сути тупиковую ситуацию в вопросе организации независимой от органов власти общественной оценки. Надежду – с перспективой на будущее – дало лишь выступление Заместителя председателя Общественной палаты Пермского края, которая сообщила, что в число субъектов оценки качества социальных услуг, предусмотренных приоритетами Национальной стратеги действий в интересах детей, Правительство Края включило и Общественную палату Пермского края.

Слушания 18 декабря 2013 г. стали платформой для последующей работы РОО «Право ребенка» в рамках исполнения задачи проекта «Дать шанс ребенку» по разработке Порядка общественной оценки качества социальных услуг. Основные этапы этой работы:

- участие в экспертизе Общественной палатой РФ проекта Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (март. 2014 г. – см. публикацию «Общественный контроль – с участием общества или без него?» -  );http://www.oprf.ru/blog/?id=1461

- открытое обращение к общественным палатам субъектов РФ (май 2014  –   );http://right-child.ru/193-oprf.html

- также 2 июня 2014 г. руководству Общественной палаты РФ были представлены предложения для Экспертного заключения по указанному выше проекту Федерального закона «… по вопросам проведения независимой оценки качества…», в которых намечены контуры предлагаемого «Порядка оценки…».

В основу данного «Порядка» положен указанный опыт Пермского Края, обобщенный с учетом закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», внесенного Президентом РФ в Госдуму в марте 2013 г. и принятого в трех чтениях в начале июля 2013 г.

Основная идея предлагаемого «Порядка»: общественная оценка качества социальных услуг – естественная компонента системы общественного контроля, и для организации общественной оценки должны использоваться те же субъекты общественного контроля, которые установлены законом «Об основах общественного контроля  в Российской Федерации», главными из которых являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ.

Принципиальным шагом вперед к созданию в РФ истинно независимой системы общественного контроля (а значит и системы общественной оценки качества социальных услуг) стало учреждение 7 июля 2014 г. «Российской ассоциации общественного контроля».

Предлагаемый «Порядок» является плодом непростого коллективного творческого процесса, направленного на решение, казалось бы, неразрешимой задачи: создания организационного механизма истинно независимой и не заформализованной общественной оценки качества социальных услуг.



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...