Американские санкции как спасательный круг для бедствующих
российских семей с детьми: от персональных наказаний олигархов и
коррупционеров – к международной кооперации в деле преодоления
коррупции и монополизма
Вопрос журналиста: «Скоро ли будет виден свет в конце туннеля
российских реформ?». Ответ эксперта: «В туннель ещё не въехали».
Шутка 1990-х, актуальная и сегодня
Барон Мюнхгаузен:
«…Конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись
в жидкую грязь… Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из
болота себя вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами»
Конечная задача правозащитной деятельности – помощь гражданам, права
которых нарушаются. И если в рамках существующих законов и реальности это
представляется невозможным, то мы не отступаем, а ищем нетривиальные пути
решения проблемы, включая обращения на высший политический уровень в
нашей стране и за рубежом.
Более 20 лет назад у многодетной семьи Ликановых в Тверской области сгорел
дом – семья до сих пор без жилья и регистрации по месту жительства. Так же
как уже 10 лет живущая в гараже в Сочи многодетная семья Ермаковой-Бройко.
Две многодетные семьи в одной комнате 18 кв.м. – на очереди более 10 лет; три
многодетные семьи в однокомнатной квартире – на очереди 27 лет, и т.п.
(Москва). Одинокая мама с четырьмя маленькими детьми на 9 кв. метрах с
сыростью и плесенью – на очередь не ставят (Московская область) и т.п. и т.д.
Аналогичная тупиковая ситуация с бедностью семей с детьми, с массовым
хроническим недоеданием детей по причине несопоставимости доходов семей
со стоимостью продуктов первой необходимости. А в Госдуме несколько лет
назад даже были проведены специальные слушания о недоедании беременных
мам, из-за чего рождаются больные малыши. И что? Да ничего.
2,5 года назад Минпромторг России разработал основанную на мировом опыте
программу продовольственных электронных карт для бедных,
ориентированную одновременно на поддержку массового российского
фермерства. Программа заблокирована Минсельхозом России, основная
функция которого – перекачка бюджетных миллиардов в карманы
ограниченного числа агро-олигархов, главный из которых Министр Александр
Ткачев.
Почти 6 лет назад Президент РФ Владимир Путин издал «жилищный» Указ №
600 от 7 мая 2012 года, в котором поручил развернуть строительство жилья «для
граждан с невысоким уровнем дохода», создать доступные арендные жилищные
фонды, а также разработать эффективные меры по преодолению монополизма и
недобросовестной конкуренции в сфере жилищного строительства. Не
выполнено ничего. Ответственный - вице-премьер Игорь Шувалов, главный
идеолог и практик грабительской жилищной ипотеки по монопольно
«накрученным» ценам кв. метра, а также владелец небедного жилья в Лондоне с
видом на Темзу.
В картельных «накрутках» цен на самое необходимое (жилье, продукты
питания, лекарства), в монопольном подавлении малого и среднего бизнеса и
сбивающей цены свободной конкуренции – основная причина крайней бедности
и невыносимых жилищных условий миллионов российских семей с детьми.
Масштаб проблемы признается на самом высоком уровне:
- в заявлениях Директора Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
Игоря Артемьева и в Докладе ФАС 2017 года, где говорится о «картельных
ценовых сговорах с участием государственных органов», поразивших в ряде
отраслей до 80% экономической деятельности, причем особые претензии ФАС к
строительному и фармацевтическому комплексам (налицо деяния, наказуемые
по статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» и др. – не работает ничего!);
- в поручении Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г. № Пр-
1525 «ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным
комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации разработать межведомственную программу мер
по выявлению и пресечению деятельности картелей и при необходимости
создать соответствующий межведомственный координационный орган.
Срок – 1 октября 2017 г. »;
- в заявлении от 11 сентября 2017 г. профильной комиссии Совета
Безопасности РФ о том, что картельные ценовые сговоры угрожают
экономической безопасности России и что для борьбы с ними необходимо
международное сотрудничество;
- в Указе Президента РФ от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных
направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Увы, можно с уверенностью сказать, что эти антикоррупционные и
антимонопольные распоряжения высшего уровня, как и многие прежние,
останутся на бумаге, поскольку в стране отсутствует инструмент их реализации.
Таким инструментом везде и всюду являются правоохранительные и судебные
органы. Но в Российской реальности эти органы, к великому сожалению, сами,
зачастую, являются «частью проблемы». «Паралич органов защиты закона и
Конституции – угроза каждому гражданину Российской Федерации и России в
целом», - так я назвал свой доклад на «Всероссийском съезде в защиту прав
человека» в ноябре 2017 г.
Вот где надо наводить порядок!
И задача, казалось бы, не мудрая, ведь устроено это как-то в других странах, что
коррупционные деяния выявляются с неизбежностью, а ответственность более,
чем серьезная. Да, в Германии, если судье поступил, например, звонок в попытке
повлиять на решение суда и если судья не сообщил об этом куда следует в
течение получаса, то результатом будет пожизненная дисквалификация судьи. И
уж точно, что и в США и везде организована постоянная внутриведомственная и,
главное, межведомственная профилактическая слежка за сотрудниками – то, что
можно назвать «целевая профилактическая оперативно-розыскная деятельность»
- ЦП ОРД. Уж не знаю, дают ли граждане США при поступлении на работу в
полицию, ФБР, ЦРУ и т.п., и т.д. обязательную подписку о добровольном
согласии на такое нарушение принципа неприкосновенности личной жизни, т.е.
на ЦП ОРД в отношении их самих и их ближайших родственников. Но в любом
случае следят там эффективно и наказывают сурово. А наша Федеральная
антимонопольная служба, при всей поддержке со стороны Президента России –
все равно карлик, пигмей в сравнении с возможностями аналогичных служб в
США и других странах.
Факт налицо: навести порядок у нас почему-то не получается, несмотря на все
попытки самого высшего уровня, несмотря на то, что страдает от этого
безобразия все население Российской Федерации. Как сказал поэт: «У нас свой
счёт, своё искусство, / Своя морковка, свой укроп. / Прочь, ненавистный
случайно, а в соответствии с фундаментальными законами механики Ньютона,
согласно которым невозможно вытащить самого себя за волосы из болота – см.
эпиграф из барона Мюнхгаузена.
Говоря о целевой слежке за сотрудниками, полезно вспомнить, что предложения
по кардинальному повышению антикоррупционной эффективности Службы
собственной безопасности МВД России еще декабре 2009 года озвучил в
«Российской газете» тогдашний Министр МВД Рашид Нургалиев. Он предложил
подчинить всю ССБ МВД исключительно центральному аппарату МВД – чтобы
даже руководители ГУВД Москвы и других субъектов РФ не знали, кто тут за
ними следит. Конечно, это полумера, главное – это внешний, независимый от
ведомства контроль. Но даже такая полумера могла бы кардинально уменьшить
коррупцию в милиции-полиции на местах. Однако предложение это не было
поддержано высшим аппаратом МВД, не пожелавшим «вылезать из болота», –
опять же см. эпиграф.
Да, нужна внешняя точка опоры. Поэтому зарубежные санкции в отношении
российских сверхвлиятельных коррупционеров и олигархов-монополистов в
сочетании с использованием зарубежного Ноу-Хау в этой сфере (см. выше о
призыве комиссии Совета Безопасности РФ к международному сотрудничеству
в борьбе с картелями) могут стать спасательным кругом и для бедствующих
семей с детьми, и для России в целом. Здесь необходимо заметить, что только что
опубликованный в США «Кремлевский доклад» - это еще не санкции, санкции
будут впереди. А сам этот доклад крайне формален, содержит имена, заведомо не
принадлежащие к искомым категориям, и «забыл» кое-кого, кто заведомо должен
быть включен в этот Список.
А что касается пользы санкций, то сошлюсь на мнение Председателя Совета
Федерации Валентины Матвиенко, которая еще три года назад справедливо
заметила, что ограничения поставок в РФ зарубежного продовольствия помогут
отечественному сельскому хозяйству. Жаль только, что этот «подарок» не
остановил тотальную деградацию села, не помог массовому отечественному
фермеру, и его результатом не стал «Новый НЭП», наполнивший магазины
доступными для народа продуктами. Почему? Да все потому же. Потому что
везде царствуют монополии – и в производстве, и в торговле продуктами
питания. Достаточно сказать, что результатом пролоббированных сетевиками-
монополистами федеральных законов о рынках стало четырехкратное
сокращение в течение последних 10 лет общей площади сельскохозяйственных
продовольственных рынков России !
Между тем, отчаянные просьбы о помощи от бедствующих семей с детьми и по
жилищным проблемам продолжают поступать к нам, в другие НКО, к
Уполномоченному по правам человека в РФ, к Уполномоченному по правам
ребенка при Президенте РФ, к Уполномоченному по правам человека в г. Москве,
в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам
человека и т.п. И помочь этим семьям никто не может. А строительные и прочие
монополисты, в сговоре с «крышующими» их чиновниками, продолжают бешено
наживаться на народной беде.
В этой ситуации я и написал в октябре 2017 года прилагаемое благодарственное
письмо американскому сенатору от штата Айова Чарльзу Грассли,
председателю Юридического комитета Сената США и одному из главных
инициаторов закона о санкциях. Англоязычный оригинал письма размещен в
интернете в качестве приложения к переводу статьи «К 100-летию Октябрьской
Революции: тотальный монополизм как причина народной беды и в прошлом, и
сегодня», в которой – о том же, о чем и в данной заметке. То есть о том, что «в
туннель еще не въехали», - см. эпиграф.
Борис Альтшулер
Председатель Правления РОО «Право ребенка», член Московской Хельсинкской
группы, лауреат Премии «Спешите делать добро» 2017 года Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации.
Американские санкции как спасательный круг для бедствующих российских семей с детьми: от персональных наказаний олигархов и коррупционеров – к международной кооперации в деле преодоления коррупции и монополизма
"Американские санкции...", читать на сайте: Московская Хельсенская группа
"Помогут ли санкции многодетным семьям?" - читать на сайте Новые Известия
Вопрос журналиста: «Скоро ли будет виден свет в конце туннеляроссийских реформ?».
Ответ эксперта: «В туннель ещё не въехали».
Шутка 1990-х, актуальная и сегодня
Барон Мюнхгаузен:
«…Конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулисьв жидкую грязь…
Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил изболота себя вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами»
Конечная задача правозащитной деятельности – помощь гражданам, права которых нарушаются. И если в рамках существующих законов и реальности это представляется невозможным, то мы не отступаем, а ищем нетривиальные пути решения проблемы, включая обращения на высший политический уровень в нашей стране и за рубежом.
Более 20 лет назад у многодетной семьи Ликановых в Тверской области сгорел дом – семья до сих пор без жилья и регистрации по месту жительства. Так же как уже 10 лет живущая в гараже в Сочи многодетная семья Ермаковой-Бройко. Две многодетные семьи в одной комнате 18 кв.м. – на очереди более 10 лет; три многодетные семьи в однокомнатной квартире – на очереди 27 лет, и т.п.(Москва). Одинокая мама с четырьмя маленькими детьми на 9 кв. метрах с сыростью и плесенью – на очередь не ставят (Московская область) и т.п. и т.д. Аналогичная тупиковая ситуация с бедностью семей с детьми, с массовым хроническим недоеданием детей по причине несопоставимости доходов семей со стоимостью продуктов первой необходимости. А в Госдуме несколько лет назад даже были проведены специальные слушания о недоедании беременных мам, из-за чего рождаются больные малыши. И что? Да ничего.
2,5 года назад Минпромторг России разработал основанную на мировом опыте программу продовольственных электронных карт для бедных, ориентированную одновременно на поддержку массового российского фермерства. Программа заблокирована Минсельхозом России, основная функция которого – перекачка бюджетных миллиардов в карманы ограниченного числа агро-олигархов, главный из которых Министр Александр Ткачев.
Почти 6 лет назад Президент РФ Владимир Путин издал «жилищный» Указ №600 от 7 мая 2012 года, в котором поручил развернуть строительство жилья «для граждан с невысоким уровнем дохода», создать доступные арендные жилищные фонды, а также разработать эффективные меры по преодолению монополизма и недобросовестной конкуренции в сфере жилищного строительства. Невыполнено ничего. Ответственный - вице-премьер Игорь Шувалов, главный идеолог и практик грабительской жилищной ипотеки по монопольно «накрученным» ценам кв. метра, а также владелец небедного жилья в Лондоне свидом на Темзу.
В картельных «накрутках» цен на самое необходимое (жилье, продукты питания, лекарства), в монопольном подавлении малого и среднего бизнеса исбивающей цены свободной конкуренции – основная причина крайней бедностии невыносимых жилищных условий миллионов российских семей с детьми. Масштаб проблемы признается на самом высоком уровне:
- в заявлениях Директора Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева и в Докладе ФАС 2017 года, где говорится о «картельныхценовых сговорах с участием государственных органов», поразивших в рядеотраслей до 80% экономической деятельности, причем особые претензии ФАС кстроительному и фармацевтическому комплексам (налицо деяния, наказуемыепо статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» и др. – не работает ничего!);
- в поручении Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 г. № Пр-1525 «ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей и при необходимости создать соответствующий межведомственный координационный орган.Срок – 1 октября 2017 г. »;
- в заявлении от 11 сентября 2017 г. профильной комиссии Совета Безопасности РФ о том, что картельные ценовые сговоры угрожают экономической безопасности России и что для борьбы с ними необходимо международное сотрудничество;
- в Указе Президента РФ от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Увы, можно с уверенностью сказать, что эти антикоррупционные иантимонопольные распоряжения высшего уровня, как и многие прежние,останутся на бумаге, поскольку в стране отсутствует инструмент их реализации. Таким инструментом везде и всюду являются правоохранительные и судебные органы. Но в Российской реальности эти органы, к великому сожалению, сами, зачастую, являются «частью проблемы». «Паралич органов защиты закона и Конституции – угроза каждому гражданину Российской Федерации и России вцелом», - так я назвал свой доклад на «Всероссийском съезде в защиту прав человека» в ноябре 2017 г.
Вот где надо наводить порядок!
И задача, казалось бы, не мудрая, ведь устроено это как-то в других странах, что коррупционные деяния выявляются с неизбежностью, а ответственность более,чем серьезная. Да, в Германии, если судье поступил, например, звонок в попытке повлиять на решение суда и если судья не сообщил об этом куда следует в течение получаса, то результатом будет пожизненная дисквалификация судьи. И уж точно, что и в США и везде организована постоянная внутриведомственная и, главное, межведомственная профилактическая слежка за сотрудниками – то, что можно назвать «целевая профилактическая оперативно-розыскная деятельность»- ЦП ОРД. Уж не знаю, дают ли граждане США при поступлении на работу в полицию, ФБР, ЦРУ и т.п., и т.д. обязательную подписку о добровольном согласии на такое нарушение принципа неприкосновенности личной жизни, т.е. на ЦП ОРД в отношении их самих и их ближайших родственников. Но в любом случае следят там эффективно и наказывают сурово. А наша Федеральная антимонопольная служба, при всей поддержке со стороны Президента России – все равно карлик, пигмей в сравнении с возможностями аналогичных служб в США и других странах.
Факт налицо: навести порядок у нас почему-то не получается, несмотря на все попытки самого высшего уровня, несмотря на то, что страдает от этого безобразия все население Российской Федерации. Как сказал поэт: «У нас свойсчёт, своё искусство, / Своя морковка, свой укроп. / Прочь, ненавистный русофоб». Не получается, конечно, неслучайно, а в соответствии с фундаментальными законами механики Ньютона, согласно которым невозможно вытащить самого себя за волосы из болота – см. эпиграф из барона Мюнхгаузена.
Говоря о целевой слежке за сотрудниками, полезно вспомнить, что предложения по кардинальному повышению антикоррупционной эффективности Службы собственной безопасности МВД России еще декабре 2009 года озвучил в «Российской газете» тогдашний Министр МВД Рашид Нургалиев. Он предложил подчинить всю ССБ МВД исключительно центральному аппарату МВД – чтобы даже руководители ГУВД Москвы и других субъектов РФ не знали, кто тут заними следит. Конечно, это полумера, главное – это внешний, независимый отведомства контроль. Но даже такая полумера могла бы кардинально уменьшить коррупцию в милиции-полиции на местах. Однако предложение это не было поддержано высшим аппаратом МВД, не пожелавшим «вылезать из болота», – опять же см. эпиграф.
Да, нужна внешняя точка опоры. Поэтому зарубежные санкции в отношении российских сверхвлиятельных коррупционеров и олигархов-монополистов в сочетании с использованием зарубежного Ноу-Хау в этой сфере (см. выше опризыве комиссии Совета Безопасности РФ к международному сотрудничеству в борьбе с картелями) могут стать спасательным кругом и для бедствующих семей с детьми, и для России в целом. Здесь необходимо заметить, что только что опубликованный в США «Кремлевский доклад» - это еще не санкции, санкции будут впереди. А сам этот доклад крайне формален, содержит имена, заведомо непринадлежащие к искомым категориям, и «забыл» кое-кого, кто заведомо должен быть включен в этот Список.
А что касается пользы санкций, то сошлюсь на мнение Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая еще три года назад справедливо заметила, что ограничения поставок в РФ зарубежного продовольствия помогут отечественному сельскому хозяйству. Жаль только, что этот «подарок» не остановил тотальную деградацию села, не помог массовому отечественному фермеру, и его результатом не стал «Новый НЭП», наполнивший магазины доступными для народа продуктами. Почему? Да все потому же. Потому что везде царствуют монополии – и в производстве, и в торговле продуктами питания. Достаточно сказать, что результатом пролоббированных сетевиками-монополистами федеральных законов о рынках стало четырехкратное сокращение в течение последних 10 лет общей площади сельскохозяйственных продовольственных рынков России !
Между тем, отчаянные просьбы о помощи от бедствующих семей с детьми и пожилищным проблемам продолжают поступать к нам, в другие НКО, к Уполномоченному по правам человека в РФ, к Уполномоченному по правамребенка при Президенте РФ, к Уполномоченному по правам человека в г. Москве, в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и т.п. И помочь этим семьям никто не может. А строительные и прочие монополисты, в сговоре с «крышующими» их чиновниками, продолжают бешено наживаться на народной беде. В этой ситуации я и написал в октябре 2017 года прилагаемое благодарственноеписьмо американскому сенатору от штата Айова Чарльзу Грассли, председателю Юридического комитета Сената США и одному из главных инициаторов закона о санкциях. Англоязычный оригинал письма размещен в интернете в качестве приложения к переводу статьи «К 100-летию Октябрьской Революции: тотальный монополизм как причина народной беды и в прошлом, и сегодня», в которой – о том же, о чем и в данной заметке. То есть о том, что «в туннель еще не въехали», - см. эпиграф.
Борис Альтшулер
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
член Московской Хельсинкскойгруппы,
лауреат Премии «Спешите делать добро» 2017 года Уполномоченногопо правам человека в Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
от 20 октября 2017 г. Сенатору Чарльзу Грассли 135 Харт сенате оффисе билдинг, Вашингтон ДС 20510 читать >>>