РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » 24 марта 2019 г., Фонд «Выход», «ПНИ – это четыре метра на человека за миллион». Правозащитник Борис Альтшулер о 50 миллиардах, выделяемых на интернаты
24 марта 2019 г., Фонд «Выход», «ПНИ – это четыре метра на человека за миллион». Правозащитник Борис Альтшулер о 50 миллиардах, выделяемых на интернаты
Сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, председатель правления РОО «Права ребенка», докладчик II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута» Борис Альтшулер рассказывает о том, какие государственные силы и почему планомерно сопротивляются строительству квартир сопровождаемого проживания.
Кому выгодна модель ПНИ на сотни мест? Кто заказчик?
В свое время заместитель председателя Совета Федерации Галина Николаевна Карелова просила членов нашего Координационного совета не развивать особой активности по поводу альтернативных форм проживания, потому что это сорвет выделение денег на ремонты интернатов, состояние которых плачевное. Вот вам аргумент, который на поверхности.
Но ведь правда. Разве не нужны деньги на ремонт интернатов? Люди во многих ПНИ живут в нечеловеческих условиях.
Деньги нужны, условия надо улучшать, вопрос, как улучшать и на что тратить. Когда в январе, во время совещания на Северном Кавказе, Максим Топилин объявил о выделении 50 млрд бюджетных средств на строительство и реконструкцию домов престарелых и ПНИ, он заявил: «Мы должны перейти на формирование совершенно новой инфраструктуры». Дескать, это будут «другие варианты интернатов», совсем не такие, как раньше. И что же это будут за варианты? А я вам скажу. Например, в Севастополе выделяются огромные деньги на строительство ПНИ. Проблема давно назрела, в этом городе интерната нет вообще, сейчас инвалидов отправляют куда-то в другие концы страны, и это беда – полный отрыв от привычной среды. Зато теперь Севастополь построит собственное образцово-показательное учреждение, причем стоимость одного места обойдется более, чем в 1 млн руб. За эти деньги люди жить будут по 4 человека в комнатах по 16 кв. м. Четыре метра на человека, и вот на это – миллион! Говорят, что будут построены мастерские, обеспечена дневная занятость, спортзал и так далее. Но все равно это тюрьма, казарма, где человек проведет всю оставшуюся жизнь. Пусть они сами – Топилин, Карелова, другие – поселятся в одной комнате с тремя людьми с тяжелой инвалидностью – нет, не на всю жизнь, а хоть на пару дней, и посмотрим. И на это издевательство над человеческой природой выделяются гигантские бюджетные средства. «Совершенно новая инфраструктура» (по выражению М.А. Топилина) тут может быть только одна: та самая, которая была прописана в поручении президента от 23 августа 2017 года о «сопровождаемом совместном проживании малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях». К декабрю 2017-го президент поручил правительству и Минтруду внести в Госдуму проект закона, закрепляющего такую форму проживания малых групп инвалидов в обычной социальной среде. Это поручение президента не выполнено до сих пор.
Кто этому так противится?
Те, кто не хочет направить эти 50 млрд. на строительство квартир сопровождаемого проживания, потому что квартиры – несравненно дешевле. Я как член Общественного совета при Минстрое России прекрасно знаю, что у нас можно строить дешево, быстро и качественно. Только кому это нужно? Интернаты обходятся во много раз дороже, для коррупционеров любых уровней строительство интернатов и капитальный ремонт – самое сладкое. Договариваются с карманными подрядными организациями, фактически тратят по 200-300 тыс. на человека, а на бумаге выходит миллион – разница идет в карманы. И ведь есть способы потратить эти самые 50 млрд руб. куда более эффективно! Человек с инвалидностью или его опекун могли бы получить индивидуальный сертификат на комнату сопровождаемого проживания, так чтобы деньги из бюджета шли продавцу напрямую, без чиновников-посредников. В сравнении с существующим механизмом финансирования, когда воровство с самого начало заложено в «стоимость путевки», механизм сертификатов даст кратное повышение эффективности использования бюджетных средств.
И что делать?
Менять жилищную политику. Жилищное строительство для социальных целей должно стать ответственностью органов социальной защиты. Сегодня этим занимаются строительные комплексы, которым неинтересно строить дешево и эффективно. Но соцзащита может их обязать. В моем недавнем письме губернатору Московской области Андрею Воробьеву я как раз говорю, что налицо – жилищная гуманитарная катастрофа. Московская область строит только для богатых покупателей со всей страны и из ближнего зарубежья. Тогда как для своих «граждан с невысоким уровнем дохода» (цит. Из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600) не строит ни одного квадратного метра.
Как изменить эту политику?
В названном президентском указе от 7 мая 2012 года есть ответ на этот вопрос – сказано о бесплатном предоставлении земли при условии снижения стоимости квадратного метра. Получать бесплатно земельный участок и строить должен тот, кто предлагает дешевле. Если в регионе не реализуется программа строительства доступного жилья, к которому относятся и квартиры сопровождаемого проживания, в том числе для людей с ментальной инвалидностью, то губернаторы должны нести за это личную ответственность, вплоть до отставки. Чтобы преодолеть сопротивление коррупционных кланов, нужна политическая воля.
Какая тут политическая воля, если одна структура власти проверяет эффективность уже существующих ПНИ, а другая в это же самое объявляет о выделении средств на строительство новых?
Увы, все как у Крылова: «А Васька слушает да ест». Выделение 50 млрд. руб. на новые ПНИ, – это вопиющее нарушение обязательств Российской федерации по Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия ратифицировала в 2012 году. Я, честно говоря, надеюсь, что Т.А. Голикова, вице-премьер по социальным вопросам, это понимает. Не случайно она дала поручение в течение двух месяцев проверить все ПНИ страны. Есть информация о том, что она позитивно относится к сопровождаемому проживанию и считает это стратегическим направлением. Но тут такая борьба! Еще Голодец в предыдущем составе Правительства осенью 2017 года поручала Минтруда выполнить поручение президента и подготовить законодательные инициативы по сопровождаемому проживанию, и ничего не было сделано. Минтруда написало доклад президенту о том, что исполнение этого поручения нецелесообразно, поскольку, мол, все нужные законы уже есть. А на самом деле они прекрасно знали, что это лукавство и что имеются 50 миллиардов, которые очень желательно получить.
А может так быть, что их после этого скандала их все-таки не дадут?
Скандал был год назад, тогда эта программа с 50 миллиардами еще не была утверждена, а мы – Координационный совет при Общественной палате – 2 февраля 2018 года обратились к президенту с просьбой вмешаться и обязать перенаправить бюджетные средства на развитие сопровождаемого проживания. Встречались и в Минтруда, и с вице-премьером Ольгой Голодец. Ничего не помогло. А теперь программа утверждена, и Дмитрий Медведев уже подписал решение о выделении первого транша – 2 млрд, из которых 90% пойдет на строительство и реконструкцию ПНИ. Предпринять что-то можно только на президентском уровне и обязать хотя бы часть этих денег направить на создание квартир сопровождаемого проживания. Но пока нет обязывающих норм закона, президентское поручение тоже выполнять не будут – разве что губернаторы испугаются отставки. Так что, в целом рычагов немного.
Какова роль общественных организаций? Например консолидированная группа НКО пишет открытое письмо. Или такие инициативы бессильны?
Когда Ольга Голодец в июне 2012 года была назначена зампредом правительства, она встретилась с Еленой Тополевой-Солдуновой – та передавала ей письмо, которое мы писали вместе. И Ольга Юрьевна сказала тогда ключевую фразу: «Помогайте мне, без вас я с министерскими не справлюсь».
Сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, председатель правления РОО «Права ребенка», докладчик II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута» Борис Альтшулер рассказывает о том, какие государственные силы и почему планомерно сопротивляются строительству квартир сопровождаемого проживания.

Кому выгодна модель ПНИ на сотни мест? Кто заказчик?

В свое время заместитель председателя Совета Федерации Галина Николаевна Карелова просила членов нашего Координационного совета не развивать особой активности по поводу альтернативных форм проживания, потому что это сорвет выделение денег на ремонты интернатов, состояние которых плачевное. Вот вам аргумент, который на поверхности.

Но ведь правда. Разве не нужны деньги на ремонт интернатов? Люди во многих ПНИ живут в нечеловеческих условиях.

Деньги нужны, условия надо улучшать, вопрос, как улучшать и на что тратить. Когда в январе, во время совещания на Северном Кавказе, Максим Топилин объявил о выделении 50 млрд бюджетных средств на строительство и реконструкцию домов престарелых и ПНИ, он заявил: «Мы должны перейти на формирование совершенно новой инфраструктуры». Дескать, это будут «другие варианты интернатов», совсем не такие, как раньше. И что же это будут за варианты? А я вам скажу. Например, в Севастополе выделяются огромные деньги на строительство ПНИ. Проблема давно назрела, в этом городе интерната нет вообще, сейчас инвалидов отправляют куда-то в другие концы страны, и это беда – полный отрыв от привычной среды. Зато теперь Севастополь построит собственное образцово-показательное учреждение, причем стоимость одного места обойдется более, чем в 1 млн руб. За эти деньги люди жить будут по 4 человека в комнатах по 16 кв. м. Четыре метра на человека, и вот на это – миллион! Говорят, что будут построены мастерские, обеспечена дневная занятость, спортзал и так далее. Но все равно это тюрьма, казарма, где человек проведет всю оставшуюся жизнь. Пусть они сами – Топилин, Карелова, другие – поселятся в одной комнате с тремя людьми с тяжелой инвалидностью – нет, не на всю жизнь, а хоть на пару дней, и посмотрим. И на это издевательство над человеческой природой выделяются гигантские бюджетные средства. «Совершенно новая инфраструктура» (по выражению М.А. Топилина) тут может быть только одна: та самая, которая была прописана в поручении президента от 23 августа 2017 года о «сопровождаемом совместном проживании малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях». К декабрю 2017-го президент поручил правительству и Минтруду внести в Госдуму проект закона, закрепляющего такую форму проживания малых групп инвалидов в обычной социальной среде. Это поручение президента не выполнено до сих пор.

Кто этому так противится?

Те, кто не хочет направить эти 50 млрд. на строительство квартир сопровождаемого проживания, потому что квартиры – несравненно дешевле. Я как член Общественного совета при Минстрое России прекрасно знаю, что у нас можно строить дешево, быстро и качественно. Только кому это нужно? Интернаты обходятся во много раз дороже, для коррупционеров любых уровней строительство интернатов и капитальный ремонт – самое сладкое. Договариваются с карманными подрядными организациями, фактически тратят по 200-300 тыс. на человека, а на бумаге выходит миллион – разница идет в карманы. И ведь есть способы потратить эти самые 50 млрд руб. куда более эффективно! Человек с инвалидностью или его опекун могли бы получить индивидуальный сертификат на комнату сопровождаемого проживания, так чтобы деньги из бюджета шли продавцу напрямую, без чиновников-посредников. В сравнении с существующим механизмом финансирования, когда воровство с самого начало заложено в «стоимость путевки», механизм сертификатов даст кратное повышение эффективности использования бюджетных средств.

И что делать?

Менять жилищную политику. Жилищное строительство для социальных целей должно стать ответственностью органов социальной защиты. Сегодня этим занимаются строительные комплексы, которым неинтересно строить дешево и эффективно. Но соцзащита может их обязать. В моем недавнем письме губернатору Московской области Андрею Воробьеву я как раз говорю, что налицо – жилищная гуманитарная катастрофа. Московская область строит только для богатых покупателей со всей страны и из ближнего зарубежья. Тогда как для своих «граждан с невысоким уровнем дохода» (цит. Из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600) не строит ни одного квадратного метра.

Как изменить эту политику?

В названном президентском указе от 7 мая 2012 года есть ответ на этот вопрос – сказано о бесплатном предоставлении земли при условии снижения стоимости квадратного метра. Получать бесплатно земельный участок и строить должен тот, кто предлагает дешевле. Если в регионе не реализуется программа строительства доступного жилья, к которому относятся и квартиры сопровождаемого проживания, в том числе для людей с ментальной инвалидностью, то губернаторы должны нести за это личную ответственность, вплоть до отставки. Чтобы преодолеть сопротивление коррупционных кланов, нужна политическая воля.
Какая тут политическая воля, если одна структура власти проверяет эффективность уже существующих ПНИ, а другая в это же самое объявляет о выделении средств на строительство новых?

Увы, все как у Крылова: «А Васька слушает да ест». Выделение 50 млрд. руб. на новые ПНИ, – это вопиющее нарушение обязательств Российской федерации по Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Россия ратифицировала в 2012 году. Я, честно говоря, надеюсь, что Т.А. Голикова, вице-премьер по социальным вопросам, это понимает. Не случайно она дала поручение в течение двух месяцев проверить все ПНИ страны. Есть информация о том, что она позитивно относится к сопровождаемому проживанию и считает это стратегическим направлением. Но тут такая борьба! Еще Голодец в предыдущем составе Правительства осенью 2017 года поручала Минтруда выполнить поручение президента и подготовить законодательные инициативы по сопровождаемому проживанию, и ничего не было сделано. Минтруда написало доклад президенту о том, что исполнение этого поручения нецелесообразно, поскольку, мол, все нужные законы уже есть. А на самом деле они прекрасно знали, что это лукавство и что имеются 50 миллиардов, которые очень желательно получить.

А может так быть, что их после этого скандала их все-таки не дадут?

Скандал был год назад, тогда эта программа с 50 миллиардами еще не была утверждена, а мы – Координационный совет при Общественной палате – 2 февраля 2018 года обратились к президенту с просьбой вмешаться и обязать перенаправить бюджетные средства на развитие сопровождаемого проживания. Встречались и в Минтруда, и с вице-премьером Ольгой Голодец. Ничего не помогло. А теперь программа утверждена, и Дмитрий Медведев уже подписал решение о выделении первого транша – 2 млрд, из которых 90% пойдет на строительство и реконструкцию ПНИ. Предпринять что-то можно только на президентском уровне и обязать хотя бы часть этих денег направить на создание квартир сопровождаемого проживания. Но пока нет обязывающих норм закона, президентское поручение тоже выполнять не будут – разве что губернаторы испугаются отставки. Так что, в целом рычагов немного.
Какова роль общественных организаций? Например консолидированная группа НКО пишет открытое письмо. Или такие инициативы бессильны?

Когда Ольга Голодец в июне 2012 года была назначена зампредом правительства, она встретилась с Еленой Тополевой-Солдуновой – та передавала ей письмо, которое мы писали вместе. И Ольга Юрьевна сказала тогда ключевую фразу: «Помогайте мне, без вас я с министерскими не справлюсь».

источник: Фонд содействия решению проблем аутизма в России "Выход"



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...