РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА



РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Правовые аспекты реформирования психоневрологических интернатов
Правовые аспекты реформирования психоневрологических интернатов

21 мая 2014 – заседание Совета по попечительству в социальной сфере  «О положении лиц с инвалидностью, проживающих в психоневрологических интернатах».

 

Тезисы к выступлению

 

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТАХ 

 

Правовые аспекты реформирования психоневрологических интернатов.    Развитие сферы   социальных услуг  как необходимого сопутствующего процесса реформы интернатов

 

Заблоцкис Елена Юрьевна, эксперт Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с нарушениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике Общественной палаты Российской Федерации, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики». 

 

         1. Изменение модели опеки над гражданами,  признанными недееспособными

          В настоящее время функции опекуна могут исполнять физические лица и организации, в которых гражданин проживает «под надзором».

         В Гражданском кодексе РФ установлен приоритет исполнения функций опекуна в отношении гражданина, признанного недееспособным, проживающим под надзором организации, самой этой организацией. При этом определено, что ранее назначенный опекун (в том числе родители),  освобождаются от исполнения функций опекуна.

         Также если для гражданина, признанного недееспособным, не находится опекун-физическое лицо, гражданин помещается в интернат, т.к. другой способ обеспечения опекуном отсутствует.

         Налицо конфликт интересов. Государство не может обеспечить гражданина опекуном и фактически вынуждает его выбирать определенные условия жизни, а именно – проживание в психоневрологическом интернате (ПНИ). При этом ПНИ становится законным представителем такого гражданина и исполнителем социальных услуг в его отношении («сам заказываю, сам исполняю, сам контролирую»).

         Зарубежное законодательство регулирует такие вопросы по-другому. Так, в Германии организация, в которой гражданин проживает, не может исполнять функции опекуна. Предпочтение всегда отдается опекуну-физическому лицу. При отсутствии опекуна-физического лица предусмотрены иные модели, в т.ч.   организация-опекун, несколько опекунов.

         Предлагается: изменить нормы Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве», предусмотрев приоритет исполнения функций опекуна в отношении недееспособного гражданина, проживающего под надзором организации, лицами, не представляющими такую организацию, и прежде всего физическими лицами.

         Для увеличения возможностей поиска «внешнего» опекуна -  расширить круг лиц, которые могут исполнять функции опекуна, включив в него организации, в которых гражданин не проживает.

         Появление «внешнего» опекуна «открывает» интернаты для общества, повышает возможности защиты прав и законных интересов подопечных в ПНИ.

 

        

2. Исполнение функций опекуна организациями.

         В настоящее время к исполнению ПНИ функций опекуна или попечителя  не предъявляются какие-либо требования, помимо общих для всех опекунов. Однако исполнение опекунских функций организациями – достаточно специфическая задача. В связи с этим,  а также  предложением расширить круг лиц, которые могут исполнять функции опекуна, за счет организаций, в которых граждане не проживают, необходимо  регламентировать исполнение организациями функций опекуна.

         Предлагаются следующие требования:

1) утвержденный организацией локальный акт об осуществлении функций опекуна, включающий в себя порядок исполнения функций;

 

2) работники, непосредственно осуществляющие функции организации по опеке:

- должны отвечать требованиям, предъявляемым к опекунам-физическим лицам Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейным кодексом РФ;

- должны иметь профессиональную или иную подготовку, требования к которой устанавливаются Правительством РФ;

- не могут оказывать подопечному медицинские, образовательные, социальные услуги.

 

3) недопустимость возложения функций опекуна на организацию, которая ранее была отстранена от исполнения таких функций по «виновным» основаниям (например, использование функций опекуна в корыстных целях).

 

         3. Изменение оснований и порядка приема в ПНИ и выписки из него.

         Прием и выписка регулируется Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Отсылочная норма содержится и в новом ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», вступающего в силу с 2015г.

         В соответствии с действующими нормами права (ст. 41 Закона РФ «О психиатрической помощи…») прием гражданина в ПНИ осуществляется по заявлению гражданина и справке психиатра о наличии психического расстройства.

         Выписка из ПНИ (ст. 44 Закона РФ «О психиатрической помощи…»):

гражданин (дееспособный и недееспособный) может выписаться из ПНИ, если врачебная комиссия признает, что по состоянию здоровья гражданин может проживать самостоятельно.

         Если такого заключения нет, то:

- у дееспособного гражданина есть возможность «выйти» из ПНИ, только если его признают недееспособным, поскольку если у недееспособного гражданина появляется опекун, готовый «забрать» подопечного из ПНИ, то по заявлению такого опекуна гражданин может выписаться.

         Таким образом, в нормах о выписке скрыто недобровольное продолжение пребывания в ПНИ (фактически – недобровольное помещение в ПНИ). Такое положение противоречит Конвенции ООН о правах инвалидов, а также именно об этом идет речь в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2011 г. № 114-О-П по жалобе А.И. Ибрагимова.

         Предлагается:

         ПНИ, прежде всего, является местом проживания человека, нуждающегося в социальном обслуживании, а не в стационарном психиатрическом лечении. Прием в ПНИ и выписка из него соответственно должны исходить из принципов социального обслуживания, регулируемых соответствующим законодательством.

         Прием в ПНИ должен осуществляется  в порядке, определенном ФЗ «Об основах социального обслуживания…», а именно: при определении уполномоченными в сфере социального обслуживания органами нуждаемости в социальном обслуживании в стационарной форме в установленном порядке. Здесь важно установить четкие критерии выбора стационарной формы социального обслуживания в подзаконных нормативных актах, в частности в рекомендациях по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, которые должны быть разработаны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

         Выписка из ПНИ должна осуществляться по заявлению гражданина с подтверждением получения помощи после выписки. Предоставление помощи подтверждает уполномоченный в сфере социального обслуживания орган исполнительной власти или опекун в отношении недееспособного гражданина. Таким образом, выписка становится процессуальным вопросом, решение которого зависит от подбора уполномоченным в сфере социального обслуживания органом видов социальных услуг и формы социального обслуживания в соответствии с потребностями гражданина: иной интернат, в том числе с другой формой организации жизни, включая негосударственные организации, обслуживание на дому. Продолжение обслуживания в ПНИ должно быть возможно только с согласия гражданина.

         Такая схема заработает только при разнообразии форм и методик социального обслуживания граждан с психическими расстройствами.

 

         4. Усиление контроля добровольности помещения в интернаты, продолжения пребывания в них, оказания медицинской помощи.

         Предлагается:

         Создание службы защиты прав пациентов (предусмотрено ст. 38 Закона РФ «О психиатрической помощи…»), расширение ее функционала до защиты прав проживающих в ПНИ.

         Возложение новых функций: проверка соблюдения требований законодательства о добровольности помещения в интернат, продолжения пребывания в нем, добровольности медицинских вмешательств.

         Возможность «делегирования» полномочий негосударственным организациям.

 

13.07.2014



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...