25 апреля 2014г. Заместителю Председателя
Правительства РФ
О.Ю. Голодец
Уважаемая Ольга Юрьевна!
В связи с принятием Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее Положение), хотим обратить Ваше внимание на нижеследующие обстоятельства.
На наш взгляд, в проекте Положения не в полной мере учтены интересы воспитанников детских домов-интернатов для детей-инвалидов с тяжелыми физическими и интеллектуальными нарушениями, являющихся стационарными учреждениями социального обслуживания (ДДИ).
По всей видимости, это связано с тем, что проект Положения готовился Минобразования и науки РФ, в то время как подгруппа детей-инвалидов имеет свои специфические особенности в составе общей группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находится в учреждениях, подведомственных Минтруда и социального обслуживания населения, также имеющих свою специфику.
В данных учреждениях по всей стране проживают всего около 22 тысяч детей-инвалидов, многие из которых находятся в отделениях милосердия. Шансы найти для них замещающую семью или вернуть в кровную семью, к сожалению, в настоящее время очень невелики.
Эти дети нуждаются в специальных условиях проживания, реабилитации и образования именно в связи с тем, что их пребывание в учреждениях, скорее всего – пожизненное, а дети с нарушениями психофизического развития нуждаются в намного большем внимании и объеме разного рода услуг для нормализации их жизни в целом.
Вместе с тем, именно эта категория учреждений является самой многочисленной (до 500 человек!) и закрытой от внешнего контроля, значительное их количество находится вне городской инфраструктуры, образовательных и досуговых учреждений, что фактически способствует пожизненной изоляции воспитанников, многие ДДИ являются градообразующими для поселений, в которых они расположены.
Такое положение дел нуждается в коренной реорганизации, о чем мы неоднократно докладывали в ходе заседаний Совета.
В связи с вышеизложенным:
1. Просим вернуть в Положение норму, ограничивающую численность воспитанников в домах-интернатах для детей-инвалидов системы соцобслуживания населения (ДДИ) до 60 чел.
В соответствии с п.2.4 существующих СанПиН 2.4.990-00 состав в количестве 60 детей считается оптимальным для детских домов-интернатов, где живут обычные дети. В случае ДДИ для детей с нарушениями развития, это число должно рассматриваться как максимальное. Это даст возможность реально повысить качество жизни воспитанников этих учреждений и в целом пересмотреть подходы к организации жизнедеятельности в этих учреждениях.
ДДИ для таких детей должен легко вписываться в окружающую инфраструктуру, не перегружая ее и легко встраиваясь в жизнь обычного города, решить задачу обеспечения условий постоянной социализации детей-инвалидов (организации их полноценной реабилитации, образования, досуга и пр. за пределами интерната) можно одновременно только при сравнительно небольшом их числе в учреждении.
С другой стороны, отдельное проживание людей с нарушениями развития в специализированном учреждении запускает механизм сегрегации.
Поэтому хотелось бы заложить в документе тренд как на физическое разукрупнение ДДИ, так и на создание в перспективе «смешанных» (инклюзивных) организаций с введением ограничения численности детей-инвалидов в составе учреждений любой ведомственной принадлежности.
2. Крайне важно сократить количество детей, имеющих родителей (законных представителей), поступающих в дома-интернаты системы социального обслуживания. В настоящее время ДДИ являются одновременно и организацией для детей-сирот и организацией, в которой предоставляются услуги «родительским» детям в стационарных условиях.
Режим пребывания такого ребенка в доме-интернате не может быть аналогичным режиму пребывания в нем детей-сирот - предпочтительными являются формы пятидневного и ежедневного пребывания.
Помещение «родительского» ребенка в детский дом-интернат на длительный период, на наш взгляд, возможно только в исключительных случаях и только если необходимые семье услуги невозможно предоставить в другой форме и по месту жительства. Для этого необходимо ввести совместную оценку органами социального обслуживания и опеки реальной необходимости в помещении ребенка в ДДИ и подтверждения исчерпания других возможностей помощи семье.
При этом срок пребывания должен быть действительно временным - не более 6 месяцев, до нормализации ситуации в семье.
3. Мы полагаем недопустимым деление детей до 3 лет по принципу ограничений здоровья для помещения в организации того или иного типа, за исключением случаев, требующих постоянного медицинского стационарного обслуживания.
В раннем возрасте компенсаторные возможности ребенка с ОВЗ крайне велики, особенно при условии качественной психолого-педагогический и коррекционной помощи, которая должна быть предусмотрена в учреждениях любого ведомственного подчинения. Совместное нахождение типично развивающихся детей и детей с ОВЗ является залогом дальнейшей возможности их инклюзии.
Просим рассмотреть возможность учета наших предложений в Положении либо других нормативных документах, обеспечив особое внимание детям указанной категории.
Предложения в виде правок к статьям готовы представить дополнительно.
С уважением,
Члены Совета по вопросам попечительства в социальной сфере
при Правительстве РФ
Битова А.Л.,
Клочко Е.Ю.