ОТЧЕТ
О встрече 17 января 2014 г. в Москве Делегации Российской Федерации на заседании Комитета ООН по правам ребенка 23-24 января с.г. с представителями российских НПО - авторами альтернативных докладов к сводному 4-му и 5-му Периодическому докладу РФ о выполнении Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка
Встреча состоялась в Министерстве труда и социальной защиты под председательством Заместителя Министра и Руководителя Делегации РФ А.В. Вовченко. Во встрече участвовали члены Делегации – представители министерств Труда, Здравоохранения, Образования, Регионального развития, Юстиции, Министерства внутренних дел, Следственного Комитета РФ, Начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры РФ, а также представитель Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
От НПО – авторов альтернативных докладов: представители Коалиции «Альтернативный доклад - 2013», Антидискриминационного центра «Мемориал», Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, «ЛГБТ - сеть» и «ЛГБТ - Выход».
В начале встречи в ответ на просьбу Руководителя Делегации РФ мы указали на ряд мер последнего времени, которые мы признаем как безусловно позитивные, в том числе:
- проект новых Правил функционирования организаций для детей-сирот, уже согласованный и ожидающий утверждения Правительством РФ в ближайшее время, устанавливающий обязательность проживания воспитанников организаций в группах семейного типа. Также эти Правила предусматривают создание в организациях целевых подразделений по семейному устройству, восстановительной работе с кровными семьями и пост-интернатному сопровождению. Новые Правила были разработаны во исполнение Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ, а в целом данная реформа реализует приоритеты Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688. Мы подчеркнули, что эта реформа существенно улучшит жизнь более 300 тысяч нынешних воспитанников интернатных учреждений – тех из них, для кого семейное устройство оказалось по тем или иным причинам невозможно;
- законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ», одобренный Государственной Думой в конце декабря 2013 г., который, как мы надеемся, переориентирует российскую социальную систему на работу по принципу планового «ведения случая», на помощь, в основном, по месту жительства, при сохранении привычной социальной среды, в том числе без разделения детей и родителей. Среди прочего данный закон предусматривает оказание бесплатной помощи на дому семьям с детьми-инвалидами, что позволит существенно сократить отделение от родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (сегодня эти дети составляют самую значительную часть населения детских интернатных учреждений).
Мы также отметили ряд позиций, вызывающих серьезную озабоченность:
- Чрезвычайно острый вопрос о тех сиротах-инвалидах, которые год назад были полностью готовы к усыновлению в американские семьи и которые до сих пор находятся в российских организациях по причине законодательного запрета на усыновление в США. Наша мысль, адресованная членам Делегации РФ, очень проста: усыновление ребенка-инвалида – всегда невероятная удача, какие-либо искусственные помехи этому нравственно недопустимы, и мы просим Уполномоченного по правам ребенка в ближайшее время, в ЭТИ дни, обратиться к Президенту РФ с предложением об исключении детей-инвалидов из запрета на усыновление в США.
- Выселение детей на улицу и дискриминация детей, не имеющих прописки. В частности Правительство Москвы недавно установило новые правила, лишающие возможности получения дошкольного образования детей примерно 2 миллионов жителей Москвы – трудовых мигрантов из других субъектов РФ, не имеющих постоянной московской регистрации. Мы высказали надежду на скорейшее принятие законов, устраняющих эти болезненные явления.
- Отсутствие федерального координирующего органа, ответственного за определение государственной политики в сфере защиты детства и в том числе – за реализацию приоритетов Конвенции о правах ребенка. Мы также выразили надежду, что Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних будет укреплена и сможет выполнять указанные функции.
- Всё так же велика региональная дифференциация (диспаритет) в обеспечении качества жизни детей. Национальная стратегия действий в интересах детей требует введения федеральных минимальных стандартов качества жизни детей, однако на сегодня не предложены какие-либо меры по реализации данного приоритета. При этом представитель Министерства здравоохранения сообщил на Встрече обнадеживающую информацию о введенных в 2013 г. новых правилах, ликвидирующих диспаритет субъектов РФ в предоставлении медицинских услуг.
Представители Антидискриминационного центра «Мемориал» (ADC) проинформировали о случаях сегрегации цыганских детей в школах. Представители Генеральной прокуратуры РФ и Министерства образования просили информировать об этих случаях нарушения закона.
Также представители ADC указали на острую проблему искусственного разделения детей трудовых мигрантов и их родителей, поскольку закон требует, чтобы дети выезжали из РФ каждые 90 дней – даже в тех случаях, когда их родители имеют разрешение на длительное пребывание в России. Мы проинформировали членов Делегации об известной нам позиции руководства ФМС России, которое признает, что данный порядок вступает в противоречие с Конвенцией о правах ребенка и что закон от 25.07.2012г. № 115-ФЗ нуждается в корректировке.
Представители групп ЛГБТ сообщили о трагических случаях издевательств над несовершеннолетними с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Члены Делегации подчеркнули, что законы и правила РФ не предусматривают дискриминации личности по данному признаку и согласились, что воспитание детей и молодежи в духе толерантности должно быть усилено.
Представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока говорили о проблемах, поднятых в их альтернативном докладе в Комитет ООН.