РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Подмосковье: опыт извращения поручений Президента. О коттеджном поселке «имени Воробьева-Антоновой-Астахова»
Подмосковье: опыт извращения поручений Президента. О коттеджном поселке «имени Воробьева-Антоновой-Астахова»

Радио Эхо Москвы30.07.2013

 

 

 

Б.Л. Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
член Общественной палаты РФ - заместитель Председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан

 Подмосковье: опыт извращения поручений Президента.
О коттеджном поселке «имени Воробьева-Антоновой-Астахова»

 

Именно поэтому классическое движение «деревень SOS» в настоящее время приняло принципиально иную форму «интегрированных деревень SOS» - когда дети семейных групп живут среди обычного населения, а слово «деревня» осталось только как память.


Преамбула об установках федерального центра.

 

Начиная с Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина 10 мая 2006 года – и далее до Указа Президента РФ от 28.12.2012г. № 1688, и в последующих Поручениях Президента прослеживается установка на сокращение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях-общежитиях и обеспечение различных форм семейного воспитания для всех детей, оставшихся без попечения родителей.

 
Во исполнение этих поручений были внесены изменения в Семейный Кодекс РФ (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ) и, выполняя этот закон, Минобрнауки России 15 июля с.г. представило на общественное обсуждение проект Постановления Правительства, устанавливающего, что проживание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допустимо только в разновозрастных семейных воспитательных группах (СВГ) численностью 7-8 человек – «в семейных жилых ячейках (блоках) квартирного типа» с постоянными прикрепленными воспитателями.

 
Конечно, эта реформа никак не отменяет развитие традиционных форм семейного устройства и поддержку граждан, принимающих в семью ребенка-сироту (абзац первый Указа № 1688 от 28.12.2012). Но из 300 тысяч детей (около 100 тысяч сирот, остальные добровольно и «временно» сданы родителями под надзор государства), постоянно находящихся в детских интернатах-общежитиях России, большинство – это старшие или больные дети, для которых семейное устройство трудно реализуемо. И вот предлагается реформа, которая обеспечит социализирующее воспитание и развитие в условиях семейного типа для этих сотен тысяч детей.


Однако радоваться рано, потому что Россиротпром умеет любую самую благую реформу извратить сверхдорогими «инновационными» проектами.


И как эти федеральные установки воплощаются на практике в Подмосковье.


Несколько дней назад врио Губернатора Московской области (МО) Андрей Воробьев, первый заместитель Председателя Правительства МО Лидия Антонова и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов объявили о закладке в Серпуховском районе МО социальной деревни «Моя большая семья» - за год будут построены 20 коттеджей для семейных групп, по 8 детей в каждой. Цена проекта от 600 млн. до 1 миллиарда рублей (финансирует БФ социальных программ инвестиционной компании «Капиталъ»).


Извращение первое: дороговизна.

 
Можно только порадоваться за каждого из 160 детей, обеспечение для которых семейной обстановки обойдется примерно в 5 миллионов рублей на ребенка. Но Губернатор, его Первый зам. по соцвопросам и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка обязаны думать системно. В Московской области в 50 детских домах разного типа находятся около 2500 детей. Готовы ли компания «Капиталъ» или бюджет МО выделить 10-15 миллиардов рублей на семейное обустройство всех этих детей в примерно 300 коттеджах? И сколько лет детям придется ждать этого счастья? Или, может быть, разумнее потратиться на квартиры для СВГ в новостройках (что в 5 и более раз дешевле)?

 
Или совсем малозатратное и оперативное решение, предложенное Общественной палатой РФ в сентябре 2012 г. в Программе «Жилищный спасательный круг», направленной на скорейшее исполнение поручения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о создании фонда доступного арендного жилья:

 
Правительство Московской области долгосрочно арендует в частном секторе, скажем, 1000 квартир (приравняем коттедж для семейной группы к трем смежным квартирам), в которых поселяются вместе с воспитателями все указанные 2500 детей. Даже если допустить с завышением, что годовая аренда каждого из этих 300 квартирных блоков обойдется бюджету МО в 1 миллион рублей, то и в этом случае затраты на семейное обустройство одного ребенка окажутся в 40 (СОРОК) раз ниже, чем затраты компании «Капиталъ» по возведению к 1 сентября 2014 года престижного сиротского коттеджного таунхауса «имени Воробьева-Антоновой-Астахова».


Не забудем при этом и о втором предложении Программы «Жилищный спасательный круг»: создание требуемого Указом № 600 арендного фонда путем быстрого индустриального строительства (опыт Китая) «доходных домов», в которые можно заселять и семейный группы, и ныне бездомных выпускников интернатных учреждений, и жильцов аварийного жилищного фонда, и молодые семьи, и многодетные семьи, и, конечно, очередников, ждущих «улучшения жилищных условий» не один десяток лет?


Извращение второе: сегрегация, изоляция от социальной среды.

 
О вреде компактного проживания детей в сиротских «деревнях» в условиях оторванности от обычной социальной среды ясно написал Руководитель проекта «К новой семье» БФ «Семья», эксперт в области семейного устройства Алексей Рудов
в его комментариях к сообщению РИА Новости о торжественной закладке указанной деревни «Моя большая семья».


«Автора! Автора!»


Автором сверхдорого проекта «деревни» для 160 детей является первый заместитель Правительства МО Лидия Антонова, много лет бывшая министром образования МО, в ведении которой находились и органы опеки и большинство сиротских учреждений. В течение последних 10 лет РОО «Право ребенка» не раз обращалось на высший федеральный уровень в целях пресечения безобразий в ведомстве Л.Н. Антоновой. Достаточно вспомнить выявленных в конце 2006 года волонтерами 600 отказных младенцев, месяцами и годами живших в больницах МО, потому что органы опеки и попечительства не оформляли их перевод в дома ребенка (порядок был наведен в результате полугодовой проверки Генпрокуратуры, осуществленной по нашему письму, и систематической работы волонтеров БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» после заключения весной 2007 г. соглашения между этой организацией и Министерством здравоохранения МО).

 
Или в 2012 г.: варварский перевод за 99 км. в интернат г. Егорьевск воспитанников небольшого детского дома в г. Реутов – вместо того, чтобы организовать их размещение в семейных группах в квартирах того же г. Реутов, где у этих детей было множество социальных связей, беспощадно разорванных Л.Н. Антоновой. В начале 2012 года я и писал Лидии Николаевне и по телефону говорил ей об этих СВГ «на местности», но всё напрасно. Сравнительно дешевые варианты размещения детей в квартирных семейных группах ее, очевидно, не интересуют, интересуют ее миллиардные проекты вроде новой «деревни» в Серпуховском районе.


А сегодня такое же варварство совершается в МО уже в массовом масштабе: под угрозой закрытия малокомплектный Берсеневский детский дом в деревне Радумля Солнечногорского района, другие детдома малой наполняемости. Здания и территории этих учреждений (вполне пригодных для организации жизни воспитанников по принципу семейных групп – и не надо строить коттеджи за миллиард) – лакомый кусок для многих. А куда же денутся дети? Их вернут родителям-алкоголикам или «распихают» в случайные приемные семьи, найти которые будет нетрудно, – ведь за ребенком следует немалая одноразовая выплата; дальнейшая судьба детей никого не интересует. А кого не раздадут по семьям - их «складируют» в гигантские интернаты в Егорьевске, Клину…


Вот она программа Павла Астахова «Россия без сирот» в ее реальном исполнении в дружественном ему хозяйстве Андрея Воробьева и Лидии Антоновой.


Извращение третье: вместо межведомственной координации – монополизация социальной сферы МО в руках одного человека

 
Говоря о судьбе сирот, нельзя не сказать о главном – о профилактике сиротства, о комплексной восстановительной работе с неблагополучными семьями, находящимися под угрозой разделения детей и родителей. В этой индивидуальной реабилитационной работы самое главное – межведомственная координация.

 
Полковник милиции в отставке Людмила Ивановна Тропина, 30 лет проработавшая в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и в течение 10 лет бывшая освобожденным Председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе МО, сумела создать эффективную региональную систему межведомственной координации, ставшую примером для всей страны. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних не раз рекомендовала эту систему для внедрения в других субъектах РФ. Нормативные документы и опыт «системы Тропиной» изучался во многих субъектах РФ. На основании этих документов и этого опыта (а также опыта еще двух регионов: Саратовской области и Краснодарского Края) в настоящее время осуществляется совершенствование федеральной нормативно-правовой базы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 
Реформа комиссий, усиление их координирующего функционала – важнейшая установка высшего руководства Российской Федерации, также извращенная новым руководством Московской области. В течение всех 10 лет после начала этой реформы в МО, комиссии Л.И. Тропиной, ориентированные на организацию работы по спасению семей, находящихся в социально-опасном положении, встречали сопротивление подчиненных Л.Н. Антоновой органов опеки и попечительства, ориентированных на разрушение семьи, на обеспечение бесперебойной работы «фабрики сиротства» (опять же о деньгах: каждый новый сирота обходится бюджету раз в 50 дороже, чем меры ранней профилактики сиротства, помогающие семье выйти из кризиса). Не удивительно, что ровно через неделю после назначения 24 ноября 2012 г. Л.Н. Антоновой Первым замом врио Губернатора по социальным вопросам А.Ю. Воробьев подписал Приказ (от 30 ноября 2012 г.) об увольнении Л.И. Тропиной. Андрей Юрьевич, я писал Вам о недопустимости этого решения, пытался объяснить значение реформ Л.И. Тропиной. И в ответ получал отписки, очевидно, подготовленные по поручению Л.Н. Антоновой.


Андрей Юрьевич, помните у Лермонтова в знаменитом «Смерть поэта»: «Не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!». Могу лишь выразить глубокое сожаление, что в решении социальных вопросов Московской области Вы полностью доверились Л.Н. Антоновой. И если раньше Губернатор МО имел возможность получать от освобожденного Председателя областной Комиссии независимую и зачастую критическую информацию о работе социальной сферы МО, то Вы для себя эту возможность закрыли. Было ли это сделано Вами сознательно или же это неудачное управленческое решение – гадать не буду.

 

Статья размещена в блоге ЭХО МОСКВЫ »»



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...