17 сентября 2015 г.
Президенту Российской Федерации!
Всем политическим и общественным силам России !
Спасите наших детей от хронического недоедания!
Верните рынки российскому фермеру! НЕТ коррупционно-монопольному альянсу чиновников, «сетевиков» и крупных агрохолдингов! Одно НО долгожданной программы Минпромторга адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам Российской Федерации. Поддержите предложения АККОРа !
В условиях экономического кризиса, падения доходов и роста цен на продукты питания первой необходимости зашкаливает число отчаянных обращений: «Не на что кормить детей. Помогите !». О том же – в многочисленных публикациях в СМИ: «Финансовый кризис добрался до школьных тарелок» («Независимая газета», 10.09.2015 - http://www.ng.ru/economics/2015-09-10/1_crisis.html ) и др.
Программа импортозамещения в производстве продуктов питания трещит по швам, что угрожает продовольственной безопасности России. Почему? Потому что сотни миллиардов рублей, выделяемых Правительством на эту программу, «съедаются» дружественными Минсельхозу России неэффективными агрохолдингами, тогда как массовому фермеру, который кормит страну, достаются «крохи с барского стола». И потому что «За последние десять лет в России количество рынков сократилось в четыре раза» («Одиночество сети», «Российская газета», 10.09.2015 - http://m.rg.ru/2015/09/10/rynki.html), тогда как существующие торговые площади монополизированы сетевыми компаниями, которых на всю Россию не более 30, - с неизбежным при этом искусственным завышением розничных цен на сотни процентов.
«Лучом света» на этом фоне является долгожданный разработанный Минпромторгом и недавно представленный в Правительство проект программы социального питания (Система адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам России – САПП), которая по замыслу её авторов должна решить две задачи: помочь с питанием малоимущим и поддержать отечественного сельхозпроизводителя. Однако из текста программы неясно, как избежать вполне предсказуемого её извращения, когда жители городов – держатели продуктовых карт будут вынуждены их отоваривать у «сетевиков» по «накрученным» ими сверхценам. В результате чего программа не решит поставленных задач: и помощь нуждающимся окажется ничтожной, и немалые бюджетные деньги программы просто перекочуют в карманы продовольственных олигархов.
О том, как избежать этого извращения, – в прилагаемом ниже письме РОО «Право ребенка» руководителям Минпромторга.
Здесь же я хочу специально обратиться к Заместителю Председателя Госдумы Андрею Исаеву, активно и совершенно справедливо поддержавшему эту программу Минпромторга («Российская газета», 16.09.2015 - http://www.rg.ru/2015/09/16/isaev.html ): пожалуйста, рассмотрите всерьез и в срочном порядке законодательные предложения Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов России (АККОР), направленные на поддержку фермеров, на создание системы кооперативных рынков и соответствующей доступной фермеру закупочно-переработочной логистики на местах.
Борис Альтшулер
Председатель Правления РОО «Право ребенка»
ПРИЛОЖЕНИЕ:
«04» сентября 2015 г.
Министру промышленности и торговли Российской Федерации
Д.В. МАНТУРОВУ
Статс-секретарю, заместителю Министра
В.Л. ЕВТУХОВУ
109074, г. Москва, Китайгородский проезд, дом 7
Уважаемый Денис Валентинович!
Уважаемый Виктор Леонидович!
Благодарю Вас за проект долгожданных Предложений о внедрении в России Системы адресной продовольственной помощи.
В прилагаемом Отзыве – наше мнение по этим Предложениям и по их необходимому, как нам представляется, дополнению.
- С уважением и готовностью к сотрудничеству
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Московской хельсинкской группы, Член Общественного совета Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России),
Член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Минстроя России,
Сопредседатель Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ, Член Общественной палаты РФ III и IV созывов (2010-2014)
Альтшулер Борис Львович
Отзыв РОО «Право ребенка» на разработанные Минпромторгом России Предложения по внедрению Системы адресной продовольственной помощи (САПП) нуждающимся гражданам Российской Федерации
4 сентября 2015 г.
Этих предложений мы ждали давно. Не секрет, что несколько поколений детей Новой России выросли «на макаронах» - с тяжелыми для здоровья последствиями. Не секрет также, что неадекватно высокие цены на качественные продукты питания обусловлены фактическим отсутствием конкуренции, «закрытостью» розничной торговли России для отечественного фермера.
Поэтому так отрадно читать в данных Предложениях о равном доступе к участию в Программе операторов розничной торговли, включая «сельскохозяйственные рынки и малые форматы торговли», через которые «осуществляется, как правило, сбыт продукции местных мелких и средних сельхозпроизводителей…» (раздел 4.5), о том, что Программа «особенно актуальна для рынков, небольших семейных магазинов, нестационарной, мобильной торговли и сельских предприятий торговли», что она «усилит реализацию важнейшего проекта по развитию оптово-продовольственных рынков (оптово-распределительных центров) на границах городов» (раздел 6.2) и что судьей на продовольственном рынке станет, как это и должно быть в идеале, «свободный выбор потребителя» (раздел 4.6).
Авторы Предложений справедливо подчеркивают, что в случае реализации указанных истинно рыночных механизмов САПП станет «действенным финансовым инструментом поддержки сельскохозяйственных производителей и производителей продуктов питания» и что «в подавляющем большинстве случаев поддержка оказывается местным производителям» (раздел 6.3).
Нельзя не согласиться с тем, что появление у малоимущих жителей сельских районов обеспеченных бюджетными средствами продовольственных карт станет мощным стимулом к развитию фермерства, ориентированного на местный же рынок.
Однако трудно разделить оптимизм авторов Предложений об обеспечении «равного доступа» массового сельхозпроизводителя и малых форматов торговли к потребителям, живущим в городах и их окрестностях, где все торговые площади давно жестко монополизированы ограниченным числом (не более 30 на всю Россию) сетевых компаний, которые уже почти четверть века душат массового сельхозпроизводителя преступно низкими закупочными ценами и одновременно «накрутками» розничных цен обрекают наших детей на хроническое недоедание. Непонятно, как в этих условиях могут возникнуть независимые от сверхмощных сетевиков оптовые рынки и распределительные центры «на границах городов».
Таким образом, реальна угроза, что жители городов – держатели продуктовых карт будут вынуждены их отоваривать у тех же сетевиков по установленным ими совсем не рыночным ценам. В результате немалый (а это потенциально сотни миллиардов рублей) бюджет программы будет «работать» не на «мультипликативный эффект в экономике», возвращая на каждый вложенный рубль «два и даже более рублей дополнительного роста внутреннего валового продукта» (раздел 6.4), а послужит еще большему обогащению олигархов-сетевиков.
Вывод:
Полностью поддерживая данные Предложения Минпромторга России, считаем, что в целях их эффективной реализации на практике они должны быть дополнены комплексом мер, обеспечивающих справедливую конкуренцию на потребительском продовольственном рынке России, включая формирование независимых «товаропроводящих цепочек» между производителями и потребителями продуктов питания – согласно не раз озвученным предложениям:
- Минпромторга (системное развитие в городах мобильной торговли и др.),
- Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов России (кооперативные рынки и т.п.);
- Общественной палаты РФ по итогам слушаний 22 декабря 2011 г. «Проблемы бедности и трудовые отношения в контексте семьи и детства» - https://www.oprf.ru/ru/about/structure/stru.../newsitem/16461 (разделы 2, 3), также прилагаются отдельным файлом.