РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Правозащитная служба для детей и семей с детьми: Опыт работы и методические рекомендации
Правозащитная служба для детей и семей с детьми: Опыт работы и методические рекомендации

Правозащитная служба для детей и семей с детьми:

Опыт работы и методические рекомендации


страницы »   1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  скачать Брошюру в файле .doc


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Организация Правозащитной службы для детей. 
Опыт работы, методические рекомендации и советы

http://pravo-zaschita.narod.ru/Ku/sb_rprot...kushnir1200.htm

 

РОО «Право ребенка»

Москва, декабрь 2000 г.

  

Введение

 

Сегодня ребёнку, оказавшемуся в критической жизненной ситуации, обратиться с жалобой на нарушение своих прав практически некуда, несмотря на законы, гарантирующие его право на защиту, и обилие организаций в разных ведомствах, которые должны это законное право реализовывать и охранять. Беда в том, что механизм реализации этих прав не разработан, как не разработана система подачи жалоб детьми на жестокое или унижающее обращение. Ещё 7 лет назад Комитет ООН по правам ребёнка указал на это России, но "воз и ныне там". Выход видится один: необходимо "разбудить" общественное сознание и самим принять меры к спасению наших детей. "Правозащитная служба для детей" - это один из реальных и эффективных способов защитить права ребёнка в нынешней ситуации российской действительности. "Правозащитная служба" - это то место, куда может прийти с жалобой , позвонить или написать каждый ребёнок или взрослый и получить реальную правовую помощь. Опытом организации и работы такой службы мы рады поделиться со всеми заинтересованными людьми. 

1. Организационная работа

 

Работа в общественной организации имеет свою особенность - мы приходим сюда по велению сердца, когда понимаем, что созрели для активных гражданских действий.

 

Как и во всяком большом и важном деле, в организации работы по правовой защите детей важную роль играет подбор кадров - группы единомышленников. Тут основное - не количество участников, а их личностные качества. Это должны быть люди самоотверженные, грамотные, неравнодушные, коммуникабельные, умеющие работать в команде. Хорошо, если вы привлечете специалистов: юриста, педагога, психолога, социального работника, бухгалтера. Каждый сотрудник, независимо от выполняемой работы, должен ощущать себя членом единой команды, осуществляющей одно общее важное дело. И успех дела - это всегда результат общих усилий.

 

Детские проблемы, как правило, многогранны, переплетены, и на правовом поле их разделить невозможно. Все дети нуждаются в защите в той или иной мере. Мы можем выделить группы "особого риска": дети сироты, в том числе социальные сироты (дети, оставшиеся без попечения, при живых родителях), дети-инвалиды, дети, подвергшиеся насилию в семье или в учреждении, безнадзорные, беспризорные дети, словом, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Все они попадут в поле Вашего зрения, если Вы на начальном этапе работы сумеете собрать как можно более полную информацию о положении детей в регионе:

  • сколько всего детей в регионе;
  • сколько из них сирот (физических, социальных);
  • сколько усыновлено, под опекой, в приемных семьях;
  • сколько детей-инвалидов;
  • сколько детских учреждений и какие (дома ребенка, приюты, детские дома, школы-интернаты, вспомогательные школы-интернаты, психоневрологические школы-интернаты, спецшколы и т.п.);
  • кто финансирует эти учреждения и в каком объеме;
  • сколько в них детей, каковы условия их содержания и т.д. и т.п.

 

Обязательно разберитесь в типах этих учреждений и их ведомственной подчиненности. Например, дома ребенка находятся в ведомстве Министерства здравоохранения, детские дома и вспомогательные школы, специальные школы для детей-правонарушителей - в ведомстве Министерства образования, интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями - в ведомстве Министерства труда и социального развития. В этом необходимо разбираться, чтобы понять, во-первых, одну из причин многих бед детей - разобщенности этих ведомств, во-вторых, знать, куда обращаться в случае нарушения прав детей в этих учреждениях, в - третьих, это поможет в работе по преодолению разобщенности названных ведомств.

 

Получить информацию старайтесь "из первых рук", обязательно посетите детские учреждения, семьи. Кроме того, установите контакты с государственными учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, с подразделениями по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, с органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими представителями местной власти. Заявите о своем горячем желании помогать им решать проблемы детства в регионе, убедите в необходимости и полезности Вашей работы. Конфронтация с чиновниками, местной властью загубит дело изначально - необходимы диалог, взаимодействие, сотрудничество.

 

Опирайтесь на заведомо надежных людей. Находить их можно благодаря личным контактам. Личные контакты - один из важнейших методов работы правозащитника. Ведь состав чиновников неоднороден: среди них, к сожалению, есть те, кто нарушает права и законные интересы детей, но в большинстве своем эти люди стоят на защите законных прав детей. Они - Ваши союзники и всегда поддержат Вас. Осуществляется взаимодействие в ходе встреч, бесед, делового общения.

 

Очень важно с самого начала работы выйти на контакт с общественными организациями вашего и других регионов, узнать направление деятельности, изучить их опыт, рассказать о себе, выразить готовность к сотрудничеству. Чем больше у Вас контактов с организациями, занимающимися проблемами детства, чем они теснее, чем больше информации о деятельности той или иной организации, тем быстрее и эффективнее Вы сможете помочь детям, нуждающимся в защите.

 

В нашей приемной женщина с двумя маленькими детьми. Она приехала в Москву из Читинской области, оставив дома еще троих несовершеннолетних детей. Ущемлены их жилищные права, кроме того, два года она не получает зарплату и пособия на детей. Мать и дети истощены, запасы продовольствия, которое собрали им в дорогу односельчане, закончились.

В течение 10 дней нам удалось решить все проблемы этой многодетной семьи благодаря имеющимся у нас тесным контактам с общественными и государственными организациями.

  • питались мать и дети в бесплатной столовой при Детском Фонде;
  • одежду и обувь для всей семьи выделил Центр социальной помощи москвичам и приезжим;
  • "Каритас" обеспечил продуктами питания;
  • Депутат Государственной Думы обеспечил экстренную связь с регионом;
  • "Право ребенка" оплатило проживание в комнате матери и ребенка, купило лекарства, а также выполнило необходимые процедуры по восстановлению нарушенных прав многодетной семьи.

 

Не обойтись Вам без библиотечки правозащитника. В нее войдет прежде всего юридическая литература: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, желательно с комментариями, Законы и Постановления, направленные на реализацию в РФ положений Конвенции ООН о правах ребенка. Должна быть и методическая литература, раскрывающая технологию работы с детьми выбранной Вами категории. Собирайте публикации в СМИ по интересующей Вас проблеме, научные разработки, учебники, хрестоматии и т.п. Стремитесь участвовать в обучающих семинарах, в конференциях, круглых столах и других мероприятиях. Нет предела совершенству - учиться нужно постоянно.

 

Трудно переоценить значение средств массовой информации в работе правозащитников. Взаимодействие со СМИ - важное условие Вашей успешной работы. Что может сделать правозащитник ? Как может он пробить стену бюрократизма и другие чиновничьи барьеры? Как это ни парадоксально звучит, но нам иногда говорили чиновники, даже высокопоставленные: "Вы можете сделать больше нас". И это так, потому что правозащитник, можно сказать, имеет "особый статус", он независим от начальства, его нельзя уволить или понизить в должности, он не связан инструкциями, "табелями о рангах" и другими условностями. Он может предать гласности проблему, "возмутить умы", создавая общественное мнение вокруг нее, "бить в набат" - в этом сила правозащитника. Без средств массовой информации сделать это очень трудно. Опыт показывает, что самая скромная местная газета может стать рупором Ваших идей и сыграть значительную роль в успешном развитии деятельности Вашей организации.

 

Возникает вопрос, как вызвать интерес СМИ к тому, что Вы делаете?


Знайте, что неофициальная информация, добытая лично Вами, дорого стоит. Идите "в народ": посещайте семьи, детские учреждения, принимайте участие в судьбе каждого ребенка, нуждающегося в Вашей защите, не ждите, когда к Вам обратятся за помощью - и тогда жизнь даст Вам такой материал, что журналисты "станут к вам в очередь". Знание проблемы, компетентность и наличие информации привлекает журналистов, так как это - их "хлеб".

 

Расскажу об опыте Белореченской городской организации (БГО) "Мир детства" в Краснодарском крае, созданной примерно полгода назад при активном содействии "Права ребенка". В нее вошли 5 человек - специалисты: юрист, психолог, социальный педагог, журналисты. Следуя нашему совету, они, прежде всего, установили тесные контакты с главой администрации, работниками управлений образования и социальной защиты, членами городского Совета и другими ответственными лицами района. Познакомив их с целями и задачами своей общественной организации, они заручились их поддержкой. Собирая информацию о положении детей в Белореченском районе, включающем в себя 10 сельских округов, они не только посетили детский дом (единственный в районе!), детское отделение районной больницы, ездили в сельские округа, посещая школы и семьи. Кроме того, они разработали специальную анкету, в которую включили указанные нами и другие вопросы, касающиеся положения детей. Эти анкеты были вручены главам сельских администраций с просьбой дать необходимые сведения, при этом обратить особое внимание на многодетные семьи, а также семьи, в которых родители ведут антиобщественный образ жизни. Детские правозащитники столкнулись с чудовищными фактами нарушения прав детей.

Отец 4-х детей повесился, отчаявшись добиться для своей семьи переселенцев гарантированные законом права и получить работу. Его вдова нашла работу за 30 км от дома в цеху с отравляющими веществами и вынуждена была оставлять детей одних на 12 и более часов. Когда правозащитники посетили семью, на обед в доме, кроме половины арбуза и булки хлеба , не было ничего.

В детском отделении больницы длительное время находились не только брошенные дети "грудничкового возраста", но и дети школьного возраста (сироты, беспризорные, отобранные у алкоголиков-родителей и т.п.), т.к. в городе и районе нет дома ребенка и приюта. Эти дети не посещали школу, у них не было ничего, что обеспечивало бы им нормальное развитие. Такая "забота" скорее делала их узниками, которым "век свободы не видать".. Один на 22 тысячи детского населения района специалист по защите и охране прав детей не мог справиться с лавиной @'e5л по защите их прав.

15-летний Петя, старший из 8 детей родителей-алкоголиков, в течение года тщетно просил защитить его и братьев от изверга-отца. Только его самоубийство и активные действия правозащитников заставили местную власть обратить внимание на судьбу несчастных детей.

Вся полученная информация, грамотно обработанная, легла на стол руководителей района. Она вызвала большой интерес, т.к. существенно дополняла официальную информацию. Нужно сказать, что в этот период в районе произошла практически полная смена власти. Это обстоятельство было принято во внимание общественниками и активизировало их действия.

Детские правозащитники "Мира детства" решили объединить усилия общественных организаций Краснодарского края, а также изучить опыт работы общественников из других регионов России. Было отправлено более 100 писем с информацией о себе и просьбой поделиться опытом, литературой, информацией и т.д. Установив контакты, пригласили к себе в город на семинар, подготовленный совместно с "Правом ребенка". Учеба на семинаре, личные контакты, договоренность о сотрудничестве не только обогатили опытом, но и позволили всем ощутить себя частью силы, способной реально действовать.

Вся деятельность "Мира детства", в том числе и работа правозащитной приемной, постоянно освещалась на страницах местной газеты "Белореченская правда". Кроме публикаций в постоянных выпусках, 2 раза в месяц стало выходить приложение к газете, которое повторяло название организации: "Мир Детства"..

Впервые в истории города постоянно и серьезно поднимались проблемы социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, детской преступности, наркомании, безответственности и равнодушия ответственных лиц и многие другие. Эти публикации "будили" сознание обывателей, пробуждали общественные силы, привлекали молодежь. Не случайно в городе возникла и стала действовать еще одна общественная организация "Семейный очаг", созданная учителями города.

Совместная деятельность "Права ребенка" и "Мира детства" вызвала интерес новых руководителей района и побудила предпринять ряд мер, направленных на решение проблем детства:

  1. Расширенное заседание депутатов (комиссия по социальным вопросам) с приглашением зам. Главы администрации по социальным вопросам, начальника управления образования и социальной защиты, главного врача больницы и др. Протокол заседания с предложением открыть в городе приют для детей, оставшихся для попечения родителей, и вывести детей этой категории из больницы, представлен Главе администрации.
  2. Принято решение о ремонте здания для реабилитационного центра "Солнышко". Открытие намечено на сентябрь 2001г.
  3. Ремонт помещения при детском саде для размещения группы дошкольников из числа детей, проживавших в больнице. Выделены средства на содержание этой группы, утвержден штат сотрудников. Открытие группы - сентябрь 2000г.
  4. Пересмотрены и дополнены списки семей, нуждающихся в социальной защите.
  5. Осуществлены конкретные действия по оказанию помощи многодетным семьям и семьям детей-инвалидов.
  6. Составлены списки детей, не посещающих школу. Главой администрации и руководителями Управления образования и МВД проведено "родительское собрание" районного масштаба, на котором в соответствии с законом были предъявлены требования по исполнению родительских обязанностей.
  7. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с детскими правозащитниками активизировала профилактическую работу с семьями "категории риска"..
  8. В детском доме выделены места для детей школьного возраста, которые ранее проживали в больнице.
  9. Главой администрации поддержано предложение общественных организаций и депутатов городского совета о создании приемных семей.
  10. При активном содействии детских правозащитников начата выплата опекунских пособий.

Все это - только первые шаги, которые сделала администрация района. На решение проблем уйдут годы, но главное, что эти шаги - сделаны, и сделаны они при активном содействии общественников и правозащитников. Еще одна маленькая, но важная деталь: БГО "Мир детства" был выделен офис - небольшая комната, зато в центре города рядом со зданием администрации.

Совершенно очевидно, что уже на начальном этапе, за полгода своей деятельности, БГО "Мир детства" сумела "взять нужную ноту", доказать чиновникам не только свою состоятельность, но и необходимость продвижения и развития работы в направлении защиты прав детей, сумела существенно повлиять на формирование социальной политики в своем районе.

 

Эффективность деятельности организации во многом будет зависеть от того, как организована работа.

 

Хочу обратить внимание на два важных элемента в организации деятельности Правозащитной службы - это планирование работы и её учёт.. Вы уже определили направление своей деятельности, наметили стратегическую цель. Теперь следует поставить конкретные задачи и найти пути их решения (составить план). Это и будет основой Программы, в рамках которой будет осуществляться Ваша деятельность. Планируя работу группы, старайтесь использовать разные виды деятельности: посещение детских учреждений, взаимодействие с государственными и негосударственными организациями, со СМИ, исследовательскую работу и т.д.. Практическая работа по приему граждан ежедневно будет вносить коррективы в Ваш план, но стратегическая цель всегда должна проходить в нем красной нитью.

 

Важнейшим элементом в деятельности организации является учет проделанной работы. Учитывать ее нужно систематически и в полном объеме.

Все исходящие и входящие письма должны четко регистрироваться в специальных тетрадях, если нет компьютера, и храниться в папках в строгой хронологической последовательности.

Необходимо вести учёт приема граждан, обратившихся к Вам за помощью.

Предлагаем схему, которая кажется нам удобной. Сведения о посетителе заносятся в тетрадь, которая находится всегда под рукой

пп

Дата

ФИО

обратившегося

Где проживает

По какому вопросу обратился

Кто принимал

Приме-

чания

Более подробные сведения вносятся в "Анкету посетителя". В ней указываются следующие данные: Ф.И.О., дата рождения обратившегося, его статус, адрес с индексом, телефон; также указываются Ф.И.О., год рождения, место жительства, статус ребенка, о котором заявляет посетитель. Далее посетитель сообщает нам, где он получил информацию о работе нашей приемной, потом кратко передает содержание вопроса, с которым он к нам пришел. Потом указываются действия, предпринятые посетителем до обращения в нашу приемную, а также, сколько времени длилась его правовая проблема до обращения к нам. Затем указывается дата приема и фамилия консультанта. В этой же анкете мы кратко фиксируем все наши действия, предпринятые для восстановления нарушенного права обратившегося. Эту информацию Вы можете перенести в компьютерную базу данных

 

Не менее важно учитывать деловые звонки, которые поступают к Вам, а также консультации по телефону. Схема учета аналогична первой.

№ пп

Дата

ФИО обратившегося

Откуда поступил звонок,

Его контактный телефон или адрес

К кому из сотрудников направлено сообщение, его суть

Кто консульти-ровал или кто принял звонок

Приме-

чания

Как показывает опыт, такие записи дают возможность "обратной связи", то есть развитию контактов, а также облегчают учёт проделанной работы. Учитывать нужно не только вышеназванное, но и все встречи, поездки, выступления, публикации, участие в мероприятиях и т.п. Строгий учёт работы поможет Вам лучше её организовать, объективно оценить деятельность своей организации.

Так же скрупулезно нужно собирать любую информацию, которая может оказаться полезной: адреса, телефоны разных государственных и негосударственных служб, благотворительных организаций, фондов, "телефонов доверия" и т.д.. У нас это называется "Информационный блок" и является настольной книгой каждого консультанта приемной.

 

Вы в полном объёме оцените важность и необходимость учета проделанной работы, когда придёт время издать информационный бюллетень или другой материал.

страницы »   1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  скачать Брошюру в файле .doc


Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...