Правозащитная служба для детей и семей с детьми:
Опыт работы и методические рекомендации
Три примера применения «принципа бульдога»:
1. 2-х летняя борьба в защиту воспитанников Люберецкого детского дома
Дело давнее (1999-2000 гг.), но чрезвычайно поучительное и в этом плане не устаревающее. В РОО «Право ребенка» поступила информация – слух о том, что директор Люберецкого детского дома (Московская область) бьет воспитанников, ворует по-черному и т.п. Сотрудник РОО «Право ребенка» приехала в детдом без предупреждения в выходной – директора не было, и нашего сотрудника - солидную даму, педагога с 30-летни стажем, умеющую общаться с людьми, персонал впустил, многое показали и, главное, ей удалось разговорить нянечек и дежурных воспитателей. Всё подтвердилось, но в еще больших размерах, чем нам говорили. Что делать?
Конечно, мы написали письма разному начальству (кажется, даже сразу на имя тогдашнего Губернатора Московской области): «По поступившей в РОО «Право ребенка» информации в Люберецком детском доме происходит то-то и то-то… Просим проверить…». Получили отписки «факты не подтвердились» из Министерства образования МО, которому подчинен детдом. Пришли отписки и из прокуратуры МО. Потом вышли на УВД Московской области, откуда получили официальное письмо, что из этого детдома дети бегут и при задержании в отделениях милиции дают показания о причинах побегов – включая и побои. Теперь уже и этот документ приложили к нашим обращениям к Губернатору и в прокуратуру области, и снова получили типовые отписки.
Постепенно выяснились удивительные вещи: этот директор и Люберецкий детский дом были важной частью очень дорогого российско-голландского проекта «Семьи риска», финансируемого голландской стороной, причем «крыша» у этой директрисы было не только областная, но и федерального уровня. Тогда мы описали всю эту ситуацию об избиениях детей на голландские деньги Послу Голландии в Москве, сотрудники посольства отнеслись очень сочувственно, все наши письма переводили на голландский и направляли в свой МИД. А голландский МИД передавал их голландскому куратору проекта, который не раз приезжал в Россию и пировал тут вместе с той самой директрисой. – Опять тупик.
Сейчас уже трудно вспомнить, сколько мы организовали ТВ-программ на федеральных каналах по этому делу – всё безрезультатно, ответ один: «факты не подтвердились». А из детдома продолжали поступать тревожные вести и продолжали убегать дети. На каком-то этапе мы стали писать на Президента РФ и Премьера РФ и Генпрокурору РФ. И вдруг, о чудо, после полутора лет борьбы прокуратура Московской области возбуждает уголовное дело в отношении этой директрисы. Однако радость была преждевременной – дело она умело тормозила.
Мы написали еще одно письмо Президенту РФ (как выяснилось, последнее по этому делу). Вопрос решился, когда из детдома убежали сразу трое подростков и прибежали прямо в кабине Мэра г. Люберцы, и тот написал приказ об увольнении этой директрисы, которая немедленно подала за это на Мэра в суд. Завершающим известным нам аккордом этой эпопеи стал ответ на наше последнее письмо, где сообщалось: «такая-то уволена, уголовное дело в отношении нее возобновлено» (откуда мы узнали, что то обрадовавшее нас уголовное дело ей удалось закрыть). Новый назначенный вместо нее директор оказался приличным человеком и быстро нормализовал ситуацию в детдоме – мы могли в этом убедиться сами.
2. Разночиновский ДДИ и спасение опекунской семьи Веры Дробинской
В феврале 2009 г. к нам обратились волонтеры, работающие в Астраханской области – в детских больницах и в детском доме-интернате (ДДИ) для умственно отсталых детей в пос. Разночиновка. Причина обращения: в декабре 2008 г. они обнаружили в этом ДДИ в «отделении милосердия» (для самых тяжелых, лежачих) умственно сохранную девочку К. 6 лет, которая фактически погибала от истощения, так как ничего не ела и не говорила, а воспитатели и не делали попыток накормить ребенка (как потом выяснилось, не ела и молчала она из-за нервного стресса, вызванного разлукой с сестрой-двойняшкой, которую отдали в приемную семью, а К. поместили в этот ДДИ, поскольку у нее были серьезные проблемы со зрением, а значит в условиях отсутствия целевых занятий - и с развитием, вот ей и проштамповали глубокую умственную отсталость).
Волонтеры сумели организовать приезд нескольких воспитанников, включая К., в Москву в крупный офтальмологический центр, врачи которого, увидев К. пришли в ужас: «как из Освенцима». Очевидно было, что возвращение К. в Разночиновский ДДИ – верная гибель ребенка. Вот тут к нам и обратились за помощью. Было сразу написано письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву, которое – и это счастливый случай – попало в руки спич-райтеру Президента. Результат: Министр Минздравсоцразвития Т.А. Голикова получила высочайшее распоряжение оставить девочку в Москве – в нарушение всех правил.
Однако ситуация в Разночиновском ДДИ продолжала волновать и волонтеров и нас (было написано множество писем) и легендарную опекунскую маму г. Астрахани Веру Дробинскую. Но на все письма получались стандартные отписки «факты не подтвердились» (хотя фактов и документированных было предостаточно). В какой-то момент Вера Дробинская сделала снимки безымянных детских могил воспитанников ДДИ и разместила их в интернете. Это была бомба, в ДДИ приезжало НТВ, Андрей Малахов устроил специальную передачу, на которую пригласил и Веру с двумя опекаемыми ею детьми (спасенными ею от отправки в Разночиновку) и Министра соцзащиты Астраханской области, которому подчинен ДДИ, и директора ДДИ. – Результат нулевой.
20 января 2012 г. мы получаем эл. послание от Веры Дробинской, что к ней приезжали на трех машинах 12 человек в главе с замминистром соцзащиты Астраханской области с намерением отобрать семь ее опекаемых детей (очевидная расправа за критику). Детей она не отдала, и опека сразу подала в суд на прекращение договора об опекунстве. Конечно, мы подключили к этому делу всех, кого могли. Но всё это было бы безрезультатно (потому что, как потом выяснилось, этот ДДИ находился под личным патронажем Губернатора), если бы к делу не подключился Следственный комитет РФ (куда мы тоже обратились). Семья Веры Дробинской была спасена, а в Разночиновском ДДИ впервые начались реальные, а не фиктивные, как не раз ранее, следственные действия, по результатам которых в отношении директрисы было возбуждено уголовное дело и ее сняли. В мае 2014 г. власти Астраханской области добились закрытия этого дела, однако после личного вмешательства Председателя Следственного комитета уголовное дело было возобновлено. Добавлю, что в процессе этой многолетней эпопеи власти Астраханской области организовали несколько «обращений общественности» к Президенту России с просьбой защитить их от клеветнических нападок Председателя Правления РОО «Право ребенка», члена Общественной палаты РФ Б.Л. Альтшулера (вспомним возмущенные «письма трудящихся» в адрес Пастернака, Сахарова, Солженицына; я не ставлю себя рядом с этими великими людьми, но сопоставляю «почерк» нынешних властей Астраханской области и властей бывшего СССР).
При этом, как и в случае с Люберецким детским домом, после назначения в Разночиновком ДДИ нового директора он принял меры, которые резко улучшили ситуацию в ДДИ.
3. Многодетные семьи, не имеющие жилья и регистрации
Весной 2010 г. к нам обратились несколько бездомных многодетных семей «Движения семей SOS». Это были социально благополучные семьи - не бомжи, но «юридические бомжи» (т.е. не имеющие прописки), в основном, много лет живущие в Москве на съемных квартирах, родившие и вырастившие здесь детей. Но были и семьи из Санкт-Петербурга и других регионов. Координатор «Движение семей SOS» и создатель одноименного сайта мать 7 детей Любовь Мерекина, благодаря популярности ее сайта, стала важным «поставщиком» случаев немыслимой семейной беды (жилищной или по причине бедности) и для РОО «Право ребенка» и для Общественной палаты РФ. Причины утраты семьями жилья и регистрации разные: судебным решением за долги по ипотеке, по иску родственников и т.п.; жертвы мошенников, выселение из общежитий; давно случившаяся утрата регистрации в «своем» регионе в помещении, в котором жить было невозможно…
Итак, наши дети, граждане России не имеют жилья (вспомним конституционное «право на жилище») и регистрации (что лишает всех региональных социальных пособий и каких-либо жилищных перспектив), т.е. фактически находятся в положении оставшихся без крыши над головой жертв стихийного бедствия или вооруженного конфликта. Казалось бы, дело ясное: достаточно обратить внимание на эту проблему, и государство бросится на помощь, как это случается при наводнениях или как сейчас Россия помогает беженцам – жертвам украинской трагедии. Но ничего подобного: на десятки писем, направленных на высший уровень и Главам регионов ответ один: у данных граждан нет постоянной регистрации по месту жительства, поэтому они не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, также граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в данном субъекте РФ, не могут быть получателями предусмотренных законами субъекта РФ льгот и пособий.
С подачи РОО «Право ребенка», «Движения семей SOS» и Общественной палаты РФ проблемой этих нескольких бездомных многодетных семей безрезультатно занимались три помощника Президента РФ и даже удалось подключить «силы небесные»: 6 декабря 2011 года Патриарх Кирилл передал Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову письма 13 таких семей, большинство из них из «нашего» списка, добавив «многие из этих писем нельзя читать без слез». Результат – нулевой. Ни одного звонка из огромного аппарата П.А Астахова ни одной семье не поступило (хотя во всех письмах были указаны номера мобильных телефонов). Но «контора пишет»: были направлены запросы во все регионы фактического проживания семей и на основании официальных на них ответов был представлен Ответ Уполномоченного Патриарху – отписка да еще с обвинительным уклоном в адрес родителей, которые «не выполняют родительские обязанности и не зарегистрировали своих детей как того требует законодательство» (о том, что то же самое федеральное законодательство не предлагает не имеющим жилья гражданам никаких возможностей исполнить это требование, Уполномоченный по правам ребенка умолчал).
Между тем положение этих многодетных семей, снимающих жилье по рыночным ценам либо «временно» перебивающихся по знакомым, - это испытание на выживание, это постоянная угроза оказаться на улице, это бесправие во всем. Так в феврале 2012 года, через 2 месяца после обращения Патриарха к Уполномоченному по правам ребенка, нам пришлось защищать от выселения с применением вызванных арендодателем автоматчиков Группы оперативного реагирования московского ОМОНа многодетную семью Астапенко-Чернявской.
Впрочем, 28 декабря 2011 года по письму П.А. Астахова состоялась многочасовая встреча руководства социальной сферой Санкт-Петербурга с бездомной матерью 5 детей Светланой Мартыновой (утрата жилья и регистрации по причине мошенничества при покупке квартиры, 3 года с детьми по знакомым), результат встречи – предложение властей: сдать детей в приют, а самой жить в ночлежке. Спасло семью то, что Светлана вышла замуж за гражданина Бразилии, усыновившего ее детей и выписавшего их всех к себе (необходимые для пересечения границы РФ общегражданские паспорта для этих не имеющих регистрации граждан России УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдало в порядке исключения в срочном порядке по ходатайству РОО «Право ребенка»). В августе 2012 года эта многодетная российская семья прибыла в Сан-Пауло, где ей СРАЗУ было предоставлено социальное жилье.
В 2012-2013 годах мы поддержали три голодовки многодетных родителей, доведенных до отчаяния жилищной проблемой:
- 17-дневная голодовка Любови Мерекиной в июне 2012 года, завершившаяся после визита в семью пяти представителей Павла Астахова – опять же с нулевым результатом;
- 3-недельная коллективная голодовка в офисе партии «Яблоко» - поддержка Общественной палатой РФ привела к тому, что Правительство Москвы пошло на разумные уступки голодающим, однако руководство Краснодарского Края, Республики Татарстан и Тверской области осталось незыблемым, а семьи остались все в том же безвыходном положении;
- 2-недельная голодовка трех многодетных матерей в июне 2013 года на тротуаре перед Главным офисом партии «Единая Россия» в Москве (см., например, публикацию «Я не сука, я мать пятерых детей» - о том как их тащил по асфальту московский ОМОН). Тогда же на сайте «Единой России» появился клеветнический материал в отношении поддержавшего голодовку члена ОП РФ, Председателя Правления РОО «Право ребенка» Бориса Альтшулера. Тем не менее, две из трех голодающих добились своего, хотя и не сразу: Правительство Москвы выполнило законные требования многодетной московской матери, а в Республике Татарстан бизнесмен подарил голодавшей матери коттедж (прямой результат того, что вопрос удалось поднять на высший уровень власти – вот такая «шуба с царского плеча»). Однако системно проблему никто решать не собирается, а число обращений такого рода растет как снежный ком.
«Принцип бульдога» предполагает, что любая неудача в достижении цели оказания помощи людям влечет многократное наращивание усилий, направленных на достижение этой цели. На слушаниях в Общественной палате РФ в сентябре 2012 года (третьи слушания в ОПРФ по этой тематике) была предложена Программа «Жилищный спасательный круг» - разработанные экспертами высшего уровня реалистические предложения по решению жилищной проблемы в РФ, включая и проблему бездомных многодетных семей. В сущности, эта Программа направлена на реализацию Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о создании фондов доступного арендного жилья. Однако и этот Указ и тем более предложения ОПРФ игнорируются Правительством вот уже 2 года.
23 января 2014 г. на встрече Президента РФ с правозащитниками Людмила Михайловна Алексеева передала ему моё письмо по данной тематике – с приложением обращений бездомных многодетных Москвы и Краснодарского Края. И хотя из этих регионов потом поступили стандартные отписки, но результатом письма стало предложение Председателю Правления РОО «Право ребенка» войти в сформированный в апреле 2014 года Общественный совет Минстроя России.
Новым обнадеживающим направлением в этой борьбе стало сотрудничество с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), который провел 30 мая 2014 года в г. Владимире специальное заседание на тему «Обеспечение права граждан на доступное жилье и пути преодоления социальной исключенности» (имеется ввиду «социальной исключенностии» по причине отсутствия регистрации). На этом заседании был распространен список 11 «наших» семей, нуждающихся в срочной помощи, и было подписан Соглашение между СПЧ и Минстроем РФ о сотрудничестве в данной сфере, а 25 июня с.г. решением СПЧ создана целевая Рабочая группа СПЧ по решению проблем доступности жилья, членом которой является и Председатель Правления РОО «Право ребенка». Так что работа по решению проблемы бездомных многодетных семей продолжается на новом уровне.
|