РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Спасающий одного спасает весь мир
Спасающий одного спасает весь мир

Борис Альтшулер,

выступление в Большом кремлевском дворце при вручении

премии ФЕОР «Человек года 5769/2009» в номинации

«Общественная деятельность», 20 декабря 2009 г.

 

המאבד נפש אחת מאבד עולם מלא

המציל נפש אחת מציל עולם מלא

 

h’амеабэд нэфеш ахат меабэд олам малэ.

h’амациль нэфеш ахат мациль олам малэ.

 

Губящий одного губит весь мир.

Спасающий одного спасает весь мир.

(Мишна, «Санхедрин» - Справку см. в Приложении)

 

Эту фразу произносили судьи в судах древнего Израиля при рассмотрении дел об убийствах. Ее адресовали свидетелям, чтобы подчеркнуть степень ответственности момента. Смысл ее в том, что все люди произошли от одного человека Адама, а значит убивающий человека как бы убивает всех, т.к. покушается на сам принцип жизни.

 

Эта великая мудрость – жизнь одного человека и жизнь миллионов уравновешены на чаше весов - перекликается со знаменитым Федора Михайловича Достоевского «Счастье всего мира не стоит слезы ребенка».

 

Именно этот принцип сочувствия беде каждого отдельного человека, необходимости «спасательных» действий глобального порядка даже в, казалось бы, частных случаях лежит в основе правозащитного движения. Этот подход позволил человечеству отойти от края термоядерной пропасти. Для Андрея Дмитриевича Сахарова, которого я знал более 20 лет и грустную круглую дату со дня кончины которого мы отмечали на днях, не существовало безличного «и другие».

 

А что касается «слезы ребенка», то мы, вместе с моими дорогими соратниками в организации «Право ребенка», занимаемся этим в новой России уже 13 лет. Работаем как скорая помощь, как МЧС. А после того, как Президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим Указом от 23 сентября утвердил меня членом Общественной палаты РФ, поток обращений резко возрос. И я должен авторитетно заявить, что в России очень много добрых, неравнодушных людей – и в обществе и во властных структурах, которые готовы помогать семье и детям. Но проблема в том, что эти люди на местах часто сталкиваются с непробиваемой стеной. И тогда они обращаются к нам, и мы им помогаем. А страна огромная, и я призываю объединить усилия в деле помощи детям России. Этот призыв особо уместен сейчас в связи с только что закончившейся Ханукой – светлым праздником добрых дел.

 

Я благодарю за высокую награду – звание «Человек года» и сознаю, что это одновременно и большая ответственность. Спасибо.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Пояснение при публикации

Авт. Дан Рогинский, Иерусалим.

 

Это фраза из Мишны, из трактата «Санхедрин, 4:5». (Мишна – древнейшая часть Талмуда, последний в значительной мере опирается на Мишну и разъясняет её).

В этом трактате разработаны основные аспекты уголовного законодательства; в той его части, где речь идёт о свидетелях по уголовным делам, содержится ключевое положение:

 

לפיכך נברא אדם יחידי בעולם, ללמד שכל המאבד נפש אחת, מעלים עליו כאילו איבד עולם מלא; וכל המקיים נפש אחת, מעלים עליו כאילו קיים עולם מלא

 

«Затем и создан Адам единым, чтобы показать тебе, что губящий одну душу считается как бы погубившим целый мир, а сберегший одну душу считается как бы сберегшим целый мир» («Санхедрин 4: 5»).

 

Другой перевод-пересказ: «Убить даже одного человека - все равно, что разрушить целый мир, и вина убийцы одного человека не меньше вины разрушителя целого мира. Так же и со спасением одного человека: это - то же самое, что спасти весь род людской

 

Вторую часть этого  утверждения («сберегший одну душу считается как бы сберегшим целый мир») часто «повторяют» в современной ивритской жизни в сокращённом и упрощённом виде. Есть разные сокращённые варианты; самый краткий из них:

 

המציל נפש אחת מציל עולם ומלואו

h’амациль нефеш ахат мациль олам умлоо

Спасающий одного спасает весь мир

 

Комментарии:

 

Положение это, строго говоря, несет не правовую, а чисто этическую нагрузку, хотя оно и введено в сводку положений о свидетелях по уголовным преступлениям, – оно ясно воплощает тот талмудический подход, когда любое насилие над любой личностью есть удар не только по человечеству, но и по Богу, ибо человек создан по образу и подобию Божьему:

 

«Каждый человек обязан сказать: "Ради меня создан мир"» (Санхедрин, 4: 5 – тот же трактат).

 

Ущерб, нанесенный хотя бы одной личности, по Мишне, наносит непоправимый ущерб всему человечеству.

 

Важным принципом Мишны было то, что каждый человек является символом всего человечества, и, погубив одного человека, мы губим в известном смысле сам принцип жизни; если же кто-то спасает человека, то тем самым он спасает человечество (Джонсон П. Популярная история евреев, с. 178.).

 

Некоторые из многочисленных релевантных высказываний:

 

«Один человек равноценен всему мирозданию» - так сказано в трактате «Авот рабби Натана» (версия А, гл. 31), который представляет собой развернутый комментарий к мишнаистскому трактату «Пиркей Авот» (этической сердцевине Талмуда).

 

 Рабби Акива: «О пролившем кровь человеческую может быть сказано, что он преуменьшил образ Божий» (сократив число Его подобий).

 

 «Ненавидящий ближнего подобен проливающему кровь» (Талмуд, Ктубот 77).



 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...