РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
РОО ПРАВО РЕБЕНКА » Бездомные многодетные семьи, другие проблемы семей России: способы решения в масштабах страны в срок менее года (жилье, питание, детские сады, сиротство, «районы, доброжелательные к семье»)
Бездомные многодетные семьи, другие проблемы семей России: способы решения в масштабах страны в срок менее года (жилье, питание, детские сады, сиротство, «районы, доброжелательные к семье»)
Бездомные многодетные семьи, другие проблемы семей России: способы решения в масштабах страны в срок менее года (жилье, питание, детские сады, сиротство, «районы, доброжелательные к семье»)
 
18 апреля 2013, Б.Л. Альтшулер, Председатель Правления РОО «Право ребенка», заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан
Выступление на Юбилейном X международном конгрессе «Власть и общество в интересах детей» Национальный общественный комитет «Российская семья» Российский государственный социальный университет Москва, 18-20 апреля 2013 г.
 
***

Борис Львович АльтшулерЯ благодарю Национальный общественный комитет «Российская семья» за присуждение мне медали «За гуманизм и милосердие».

И передаю приветствия Конгрессу от Председателя Комиссии по социальной политике Общественной палаты РФ Елены Андреевны Тополевой-Солдуновой и эксперта нашей Комиссии – бездомной многодетной матери 7 детей и бабушки 2 внуков Любови Александровны Мерекиной. Сайт «Движение семей SOS», который уже более 3 лет ведёт Любовь Мерекина и куда, как в последнюю инстанцию, пишут отчаявшиеся многодетные семьи всей страны – это тот источник информации, тот концентрат человеческой беды, который и побуждает нас искать выход из безвыходного положения. Собственно благодаря этому и возникла в сентябре 2012 года Программа Общественной палаты РФ «Жилищный спасательный круг».

Но что это за странное явление «бездомные многодетные». Сразу поясню, что речь не идет о таких, что с детьми – по улицам и вокзалам, а о вполне социально благополучных добропорядочных семьях, «законно» (менять надо законы, позволяющие выселять детей на улицу) утративших жилье и регистрацию и много лет живущих на снимаемых по рыночной цене комнатах и квартирах. Уверяю вас, что кормить две семьи – свою и арендодателя очень непросто, тем более, что многодетные «юридические бомжи» дискриминированы также и в социальном плане, лишены большинства пособий. И никакие жилищные программы им не светят, поскольку всё у нас отдано регионам, а государство Российская Федерация – ни при чем. Правильно сейчас говорил Михаил Ефимович Николаев о зримых нарушениях Конституции России.

Рожать и растить детей в этих экстремальных условиях – подвиг! На агрессивный вопрос «Зачем рожали?» эти родители отвечают просто: «Для любви». Добавлю также, что, в основном, это глубоко верующие люди, принципиальные противник абортов.

Как многодетные становятся бездомными?

Любовь Мерекина в 1998 году, в то время с 4 детьми, по сути, бежала в Москву из Ульяновской области, где прекратили платить и зарплаты и детские пособия, кормить детей было невозможно. После избрания В.В. Путина в 2000 году Президентом пожаловалась ему на удержанные пособия, и это чудом сработало – Администрация Ульяновской области была вынуждена вернуть ей пособия за все годы неуплаты. Но и отомстила по-крупному. Ведь Мерекиной, как многодетной, была еще положена субсидия на покупку жилья. Заняв в расчете на эту субсидию (чтобы ее получить, надо было прописаться в новом доме), имея «детские» деньги за несколько лет и под залог своих двух комнат, она купила у себя на родине в Ульяновской области дом. А Администрация в субсидии отказала – чтоб впредь не жаловалась Президенту. В результате были потеряны и дом, в котором она ни дня не жила, и две комнаты – всё. Банальная ситуация.

Но это «ужастик» продолжился и в Москве. В 2007 году добрый человек подарил Мерекиной и ее четырем детям полтора кв. метра однокомнатной московской квартиры. Жить там они, конечно, не могли, но стали законными москвичами с московской постоянной регистрацией по месту жительства. И это было спасением, поскольку семья сразу стала получать немалые московские пособия. Но счастье это продолжалось недолго: небедная совладелица той квартиры подала в суд на выселение многодетной семьи, и суд – при поддержке органа опеки и Департамента жилищной политики Москвы лишил Мерекину (в то время беременную пятым ребенком) и ее детей московской прописки (единственный в российской юридической практике случай, когда детей выселяют из принадлежащей им жилплощади). И тут же прекратились пособия, никаких социальных гарантий и никаких перспектив на улучшение жилищных условий в рамках московских программ. Вот тогда от отчаяния Любовь Александровна и завела свой сайт «Движение семей SOS», с помощью которого помогла очень многим. Но свое положение улучшить не получилось, так и ведет его 4 года на волонтерских началах. А ведь у нее огромная база данных о семейном неблагополучии по всей стране – более 3000 писем, а как помочь? «Читаю их и плачу», - говорит Любовь Мерекина.

Вот где поле деятельности для Национального общественного комитета «Российская семья». Мы – Общественная палата РФ – стараемся помочь. Вы не представляете, сколько писем во все инстанции, начиная с Президентов РФ Д.А. Медведева и В.В. Путина, я написал и сколько получил на них отписок нижестоящих чиновников! Сколько дано интервью в СМИ – никем из «сильных мира сего» (т.е. способных помочь) не замеченных! Я в Общественной палате более трех лет и могу точно заявить, что без широкой общественной поддержки – мы ничто, никто с нами не считается. Давайте сотрудничать в решении конкретных проблем и в продвижении общих реформ.

Еще о нескольких многодетных семьях в жилищном тупике. Такие же, как Мерекина, бесправные «юридические бомжи» - 8-детная семья архитектора В.Л. Астапенко (20 лет в Москве на съемных квартирах, сам Виктор Леонидович – коренной москвич, да и 7 детей родились и выросли в Москве, но в паспорте у старших на месте прописки – пустота: бред, но факт!), или многодетная семья из Адлера (район олимпийского Сочи) Ермаковой-Брайко, 4 года живущая в арендуемом гараже.

Но не секрет, что и обладающие пропиской многодетные зачастую находятся в неприемлемых жилищных условиях, объективно в положении бездомных. Укажу на две шокирующие жалобы многодетных семей, поступившие к нам из Республики Татарстан:

Оксана Рыжкова из Набережных Челнов (5 детей) исключена из льготной очереди после того, как две ее дочери родили малышей и их стало 8, а не 6, - в той же одной комнате ветхого общежития, где и воды-то часто нет (хотя платить за нее приходится более 5 тысяч руб. в месяц). И таких многодетных, наказанных за рождение внуков, в Республике Татарстан – многие сотни. В декабре 2012 г. Окасана Рыжкова участвовала в 3-недельной голодовке многодетных семей в Москве с символическим названием «Против геноцида многодетных семей России». Голодовка не прошла незамеченной и делом Оксаны Рыжковой еще в январе с.г. занялась депутат Государственной думы от Республики Татарстан А.М. Кабаева; Алина Маратовна встречалась тогда с Оксаной, обещала помочь. К сожалению, пока, т.е. на сегодня 18 апреля, помочь не получилось. Но, как говорится, надежда умирает последней.

Светлана Изамбаева из Казани (в 1 комн. квартире жилой площади 18 кв.м. живут: она, муж и 4 детей, двое - опекаемые младшие братья Светланы, оставшиеся сиротами, один из них инвалид – из утвержденного Постановлением Правительства РФ о 16.07.2006 г. № 378 списка хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание; еще живет  и отец мужа, вынужденный ночевать на стороне), которой отказывают в постановке на очередь по причине того, что доход семьи якобы превышает 1000 руб. на человека. При этом в «доход» власти включили и детские пенсии по потере кормильца, которыми опекуны пользоваться не вправе.

Да что говорить. Ведь и очередь «на улучшение» - бесконечная. Так в Москве сейчас получают квартиры очередники 1989 года, а люди тем временем рожают, т.е. уплотняются, и просвета не видно. Что делать?

Ясно, что на покупку квартир всем льготникам, включая многодетные семьи, среди которых малоимущих - большинство, не хватит никаких бюджетов. А вот помочь с наймом жилья можно ВСЕМ! Если, конечно, будет выполнен Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 о создании некоммерческого фонда доступного арендного жилья. О мерах по быстрому созданию такого фонда – упомянутая программа ОП РФ «Жилищный спасательный круг» - см. о ней в письме В.В. Путину - .http://24sos.ru/index.php?newsid=780

На нашем собрании сейчас с яркой речью выступила сенатор и Председатель Движения «Матери России» Валентиной Александровной Петренко, с которой мы давно и плодотворно сотрудничаем. Так вот в связи с необходимостью оказания помощи при найме жилья Валентина Александровна, выступая 2 дня назад, 16 апреля, на Съезде уполномоченных по правам ребенка в Уфе, озвучила поистине революционный организационный механизм реализации этой помощи независимо от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства. По аналогии с полисом обязательного медицинского страхования, действующим независимо от прописки, учредить полис обязательного жилищного страхования (ОЖС) («индивидуальный сертификат найма жилья»), обеспечивающий на заданный срок полную или частичную компенсацию (субсидирование) найма жилого помещения данным гражданином (семьей). Страховой случай «трудной жилищной ситуации», влекущий получение помощи, наступает по решению органа местного самоуправления либо органа социальной защиты по месту фактического пребывания гражданина (семьи). Полис обеспечивается на основе софинансирования бюджетами субъектов РФ и бюджетом РФ (последнее - для граждан/семей льготных категорий, не имеющих регистрации по месту жительства - как это, например, предусмотрено для сотрудников органов внутренних дел: Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228), исходя из безусловной конституционной гарантии права граждан России на жилище – ст. 40 Конституции РФ.

А теперь отвлечемся от конкретных острых случаев и посмотрим в целом – о чем же мы здесь сегодня говорим. А говорим мы о том, быть или не быть России. Вот цитата из обнародованного в марте доклада возглавляемой Е.Л. Юрьевым Экспертной группы Открытого Правительства: «У России есть всего два или три года, чтобы изменить негативную ситуацию с воспроизводством населения». Речь идет о стремительно надвигающемся «дефиците мам» (причина в том, что сейчас рожают женщины, родившиеся в советское время, а в ближайшие годы основного детородного возраста достигнут девочки кризисных 1990-х, которых почти в два раза меньше). О той же надвигающейся угрозе говорил В.В.Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (февраль 2012 г.). И он же в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. подчеркнул, что для решения демографической проблемы нужна многодетность, а для этого нужно решить проблемы жилья и создать условия для совмещения женщиной рождения ребенка с полноценной трудовой деятельностью (это - о доступности детских садов и ясель). На фоне этих установок абсолютно дикими выглядят указанные выше реалии нашей жизни.

И скажу вкратце о других не менее острых проблемах семей с детьми. Выступавшая передо мной Галина Ивановна Климантова справедливо назвала главной проблемой бедность. Я скажу в этой связи о питании. Соотношение доходов большинства семей с детьми и розничных цен на продукты питания первой необходимости таково, что миллионы детей обречены на хроническое недоедание. Но вот новая для меня проблема: на слушаниях в Госдуме 4 февраля 2013 г., организованных вице-спикером ГД Л.И. Швецовой, говорили, что рождение большого числа ослабленных и больных малышей связано с тем, что в течение 9 месяцев беременности недоедали их будущие мамы. И всё это в ситуации, когда в стране изобилие продовольствия, но оно пропадает, сгнивает, тогда как полки магазинов заполнены сверхдорогими продуктами в значительной мере импортного происхождения. Простейший и незатратный для бюджетов способ решения проблемы: открыть рынки для массового отечественного производителя с/х продукции, для фермеров и кооператоров. В этом суть предложений Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов России (АККОР), в начале 2012 года отвергнутых прежним руководством Минсельхоза, сейчас дающим показания в Следственном Комитете РФ.

О недопустимости 400-500% «накрутках» цен на продукты первой необходимости посредниками-монополистами не раз говорил В.В.Путин. Министр сельского хозяйства Н.В.Федоров решил эту проблему в Чувашии, когда был президентом этой Республики, но в масштабах России проблема свободы продовольственного рынка остается нерешенной – со всеми вытекающими для страны трагическими последствиями.

Долг государства: обеспечить полноценное питание детей (и беременных женщин и всех нуждающихся), НЕЗАВИСИМО от того, бедная семья или нет, имеет регистрацию или нет: продовольственные карты, предложенная в августе 2012 г. О.Ю.Голодец «дорожная карта социального питания», программа социального питания Н.В.Федорова (но почему только в 2015 году, почему не сейчас?) – все это чрезвычайно актуально. См. о предложениях Общественной палаты РФ - http://www.spravedlivo-online.ru/content/n....php?news=27204

О детских садах и яслях. Очередь - 2,1 миллиона детей и она растет, а о яслях должностные лица вообще не вспоминают. Несмотря на все установки высшего уровня, проблема в большинстве субъектов РФ (исключение Москва и ряд других) не решается, либо «решается» путем массового развития групп кратковременного пребывания, что является прямым саботажем установки Президента на создание условий, позволяющих женщине совмещать рождение ребенка и трудовую деятельность (см. выше о Послании Президента РФ 12 декабря 2012 г.). И почему-то не развивается, находится в зачатке самый простой и дешевый способ решения проблемы – домашние группы детского сада («сертифицированные няни» в массовом порядке используемые во Франции)?

На самом деле проблема не решается исключительно по причине отсутствия должной ответственности. Но ведь есть же пункт 3 статьи 5.57 КоАП РФ, предусматривающий «дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц) за отказ в приеме в образовательное учреждение». Одним словом, гнать надо с должности за наличие очереди в детский сад – гнать всех, кто несет за это ответственность, вплоть до руководства субъекта РФ. Всероссийское общественное движение РДДДО (Российским детям доступное дошкольное образование) инициировало серию судебных процессов с исками родителей, отсылающими к указанной статье КоАП, и детей этих конкретных родителей сразу брали в детсады – значит пугались. Причем, согласно полученному координатором РДДДО К.А.Дружининым Ответу Генеральной прокуратуры РФ (письмо от 11.03.2013г. № 8-569-2013): «Факт отсутствия свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не освобождает органы местного самоуправления от выполнения обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования» (добавлю, что ответственность должна возлагаться и на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ).

Таким образом, сегодня для решения проблемы очередей в детские сады может оказаться достаточно Разъяснений Генерального прокурора РФ и Верховного Суда РФ соответственно прокурорам и судам нижних инстанций о необходимости активного применения указанной статьи 5.57 КоАП РФ. Я призываю НОК «Российская семья» организовать соответствующие обращения к Генеральному прокурору РФ и Председателю Верховного Суда РФ, а мы их поддержим и РДДДО поддержит.

Помощь семье. Услуги на дому: преодоление социального сиротства, реформа детских интернатов.

Здесь две стороны медали: гигантский приток новых сирот (в 2012 году в среднем 204 ребенка в день при практически нулевой социально-восстановительной работе с семьей) и постоянное проживание более 300 тысяч детей в организациях-общежитиях (около 100 тысяч детей со статусом сироты – физического или «социального», т.е. при живых родителях, а также более 200 тысяч детей, «временно» сданных родителями под надзор государства согласно ст. 155-1 Семейного Кодекса РФ).

Решение проблемы универсально: «поворот» социальной системы на оказание плановых помогающих, восстановительных междисциплинарных услуг на дому – как кровным, так и замещающим семьям (то, что называется «сопровождение» или «поддержка», о которой говорится в первом абзаце Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688). На это, как можно надеяться, направлен проект нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Также необходимо в статьях 69, 70, 73, 77 Семейного Кодекса РФ «увязать» решения в отношении семьи органов опеки и попечительства и судов с социально-восстановительной работой с семьей, а вместо необратимого «отобрания» с неизбежным («в течение семи дней») иском в суд о лишении родителей родительских прав (ст. 77 СК РФ) ввести понятие «временное размещение» в «опорной семье» при ограничении родительских прав и активной восстановительной работе с кровными родителями.

Функционал «сопровождения семьи» должен быть также включен в типовые положения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равно как в их штатах должны быть предусмотрены ставки надомных воспитателей.

Последнее необходимо как для создания «опорных семей» (как важный элемент системы восстановления кровных семей), так и для кардинальной реформы интернатов путем организации сопровождаемого проживания воспитанников организаций (включая старших детей и тяжелых детей-инвалидов) исключительно в семейных воспитательных группах (СВГ), являющихся подразделениями организации либо ее филиалами в квартирах специализированного жилого фонда, - при постоянном проживании с детьми надомных воспитателей. Таким способом может быть реализована на практике рекомендация Письма Минтруда в органы социальной защиты населения субъектов РФ от 12.09.2012г. № 12-6/10/2-1672 о реформе детских домов-интернатов по принципу проживания детей в СВГ.

Повсеместной реализации указанных подходов можно добиться внесением в Семейный Кодекс РФ понятия «профессиональная замещающая семья» и установления в ст. 155-3 Семейного Кодекса обязательности проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключительно в СВГ.

Все указанные меры могут быть реализованы в кратчайшие сроки и, как можно ожидать, быстро улучшат положение детей и семей с детьми, создав в том числе и благоприятные условия для спасительной для России многодетности.

В своем выступлении Михаил Ефимович Николаев напомнил о программе ООН «Города, доброжелательные к детям». По аналогии я предлагаю Национальному общественному комитету «Российская семья» инициировать Программу «Районы, доброжелательные к семье». Имея в виду не только указанные выше элементарные вопросы выживания семьи, но и в целом благоприятное для семьи пространство, включая и систему родительского всеобуча и развитую инфраструктуру отдыха и досуга. В том числе возможности семейного досуга – родителей вместе с детьми. И т.п.

Возможно, отделения НОК «Российская семья» на местах могут стать ресурсными центрами реализации программы «Районы, доброжелательные к семье».

И, повторяю, мы будем рады сотрудничать с Национальным общественным комитетом «Российская семья» в решении проблем российской семьи.


 

Другие новости по теме:

Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...