ВИЧ и дети, работа в 2013-2014 г.
|
||||||||||
С ноября 2013 г. по июнь 2014 г. РОО «Право ребенка» выполняла проект «”Дать шанс ребенку!” - общественный контроль и публичный мониторинг качества услуг социальной сферы на примере услуги по предоставлению заменителей грудного молока детям ВИЧ-инфицированных женщин» - на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» - грантовое направление: «Разработка проектов в сфере развития инструментов общественного контроля и публичного мониторинга качества социальной сферы (медицины, образования и др.)». Выбор данной тематики проекта был обусловлен тремя факторами: 1. Тем, что РОО «Право ребенка» в течение ряда лет занималось проблемой профилактики «вертикальной передачи» ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, что вопрос этот удалось включить в число приоритетов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (подробнее см. ниже – в «информации июля 2013 года») и что эта, казалось бы, пустяковая организационно и финансово проблема, так и не решена 100-процентно по причине передачи всех социальных полномочий и обязанностей на уровень субъектов РФ, далеко не все из которых готовы обеспечить малоимущих ВИЧ-инфицированных мам заменителями грудного молока. 2. Проблема не является пустяковой для нашей страны, поскольку масштаб ВИЧ-инфекции нарастает, идет ее неизбежная феминизация, а где женщины – там любовь, там и дети. И наша задача – защитить этих малышей от заражения ВИЧ-инфекцией. 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, предусматривающий, среди прочего, создание инструментов независимого гражданского контроля качества социальных услуг (что и определило названное выше грантовое направление ООО «Лига здоровья нации»). А поскольку Национальная стратегия действий в интересах детей вся состоит из перечней приоритетных услуг, которые должны предоставляться детям и семьям с детьми (включая предусмотренную Национальной стратегией действий в интересах детей услугу обеспечения детей ВИЧ-инфицированных матерей заменителями грудного молока), то РОО «Право ребенка» и избраломониторинг в этой сфере как модель общего мониторинга социальных услуг. Необходимо отметить, что 7 мая 2014 г. на встрече с Правительством РФ, посвященной 2-летию социальных указов Президента РФ, В.В. Путин подверг Правительство жесткой критике именно за неисполнение распоряжения о создании механизмов, позволяющих гражданам оценивать качество государственных и муниципальных услуг. Таким образом, предложный в результате исполнения проекта «Дать шанс ребенку» инновационный механизм общественной оценки оказался востребованным – см. ниже. В рамках проекта были осуществлены следующие три вида мониторинга: - профессиональный опрос специалистов 78 региональных центров ВИЧ-СПИД (см. Отчет привлеченных участников проекта «Мониторинг обеспечения молочными адаптированными смесями детей, рожденных ВИЧ-позитивными женщинами в регионах РФ»); - направлены запросы на имя Глав всех субъектов РФ (поступили подробные официальные ответы из органов здравоохранения 55 субъектов Российской Федерации); - требуемый Президентом РФ независимый гражданский мониторинг – вынужденно ограниченный по причине ограниченности общественных ресурсов и, пока еще, отсутствия целостной системы общественного контроля в Российской Федерации. Разумеется, данные специалистов (сообщенные на условиях анонимности) и результаты опросов общественников зачастую отличаются от более «радужной» официальной информации. Хотя в полученных нами письмах из органов здравоохранения ряда регионов - горечь и понимание проблемы (Новосибирская область: «в 2012 г. региональный бюджет предусматривал средства на обеспечение заменителями грудного молока детей малоимущих ВИЧ-инфицированных женщин, а в 2013 и последующих годах эта расходная статьяотсутствует») – здесь очевидна слабая надежда, что, может быть, Москва сумеет как-то повлиять на руководство региона и способствовать решению вопроса. И мы действительно планируем обобщитьполученный материал и направить соответствующие письма руководствуМинздрава и выше. Но опять же очевидно, что без участия Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, широкой общественности, и в первую очередь Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», эту стену не прошибить. Потому что в стране объявлена тотальная экономия, а экономить легче всего на самых беззащитных. Указанное разночтение официальной и независимой информации было наглядно выявлено уже на начальном этапе исполнения проекта – на «запускающем» проект мероприятии - конференции-общественных слушаниях, организованных РОО «Право ребенка» 18 декабря 2013 г. в Общественной палате РФ под эгидой трех комиссий ОП РФ на тему:«Общественный мониторинг реализации на местах Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». - См. Программу конференции. В конференции приняли участие 162 делегата из 55 субъектов РФ. Выступающие говорили о формальном исполнении в РегионахПоручения Президента об организации истинно независимой оценки качества услуг. Позитивным диссонансом прозвучала информация ПермскогоКрая, где для организации независимой оценки реализации Национальнойстратегии привлекли региональную общественную палату. Именно Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ являются главными субъектами общественного контроля – согласно Федеральному закону «Об общественном контроле в Российской Федерации», внесенному Президентом РФ в марте с.г. и принятому Федеральным Собранием в июле. По результатам всей проведенной немалой работы РОО «Право ребенка» сформулировала Предложения по организации независимой общественной оценки качествасоциальных услуг, направленные Президенту Российской Федерации.
Данные предложения уже вызвали интерес у коллег общественников.
По данной теме в Общественной палате РФ были организованы четыре широкомасштабных Общественных слушания (см. в перечне ниже), и, наверное, главный результат: весной 2012 г. на правах члена Рабочей группы при Совете Федерации РФ по написанию Национальной стратеги действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена 1 июня 2012 г. Указом Президента РФ) Светлана Пронина включила проблемы профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку в число приоритетов Национальной стратегии. Что очень важно на перспективу, поскольку проблема федеральных гарантий в вопросе обеспечения ЗГМ остается нерешенной и неясно как ее решать в условиях делегирования всей социальной ответственности на уровень субъектов РФ.
Вернуться назад |