30.03.2012 г., ОПРФ – «Профилактика социально-значимых заболеваний, включая полное устранение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и работу с уязвимыми группами: предложения в Концепцию противодействия ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на 2012-2015гг. Механизмы участия НКО в оказании услуг населению в этой сфере».
На этой огромной встрече с участием более 70 НКО из 40 регионов РФ выявились непримиримые противоречия между позицией специалистов Минздравсоцразвития («всё у нас хорошо, угрозы ВИЧ-эпидемии в России нет, дети от матерей не заражаются») и позицией специалистов Роспотребнадзора, Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом и большинства НКО, согласно которой ситуация угрожающая и требует принятия немедленных мер. На слушаниях был представлен на обсуждение проект Резолюции, однако окончательную Резолюция по результатам данных Слушаний согласовать не удалось, тем более, что весной 2012 г. произошла смена Президента и Правительства РФ, было ликвидировано Минздравсоцразвития, сменились многие лица, принимающие решения, а новое Министерство здравоохранения в течение долгих месяцев формировало свою структуру. По результатам этих Слушаний в ОПРФ была сформирована Межкомиссионная группа по профилактике ВИЧ/СПИД и других социально-значимых заболеваний.
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ
Рекомендации Слушаний в Общественной палате РФ по теме:
«Профилактика социально-значимых заболеваний, включая полное устранение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и работу с уязвимыми группами: предложения в Концепцию противодействия ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на 2012-2015гг. Механизмы участия НКО в оказании услуг населению в этой сфере»
30 марта 2012г. в Общественной Палате РФ состоялись слушания, главный вопрос которых – обсуждение насущно необходимой Концепции противодействия ВИЧ-инфекции в РФ на 2012-2015 годы, предварительный рабочий вариант которой разработанный в Минздравсоцразвития России был представлен общественности в апреле 2011 г. Данные рекомендации направлены на доработку и конкретизацию проекта Концепции, в том числе с учетом Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011 г. N 1), Решения Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу 8-10 июня 2011 г. «остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа», инициативы ЮНЭЙДС «Поколение родившихся без ВИЧ», поддержанной Всемирным экономически форумом в Давосе (27 января 2012 г.), с учетом рекомендаций ООН о мерах профилактики ВИЧ-инфекции.
Актуальность обсуждаемой темы обусловлена неблагоприятной эпидемической ситуацией по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
С 2001 года число людей, живущих с ВИЧ в Восточной Европе и Центральной Азии, увеличилось почти в три раза и в 2009 году, по оценкам, достигло 1,4 миллиона человек. По данным ЮНЭЙДС показатель распространенности ВИЧ составляет 1% или выше в двух странах региона: в Российской Федерации и Украине, на которые приходится почти 90% всех новых диагнозов ВИЧ данного региона.
С начала регистрации ВИЧ-инфекции в Российской Федерации выявлено более 650 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, из них более 5,8 тыс. детей в возрасте до 15 лет. Показатель заболеваемости в 2011 г. увеличился на 5% по сравнению с 2010 г. За 12 месяцев 2011 г. в Российской Федерации выявлено более 62 000 новых случаев ВИЧ-инфекции, среди которых наблюдается рост заражений в возрастной группе 30-40 лет. На конец 2011 г. к наиболее пораженным субъектам Российской Федерации относятся: Иркутская (зарегистрировано 1348,7 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения), Самарская (1271,9), Ленинградская (1065,4), Свердловская (1072,0), Санкт-Петербург (950,7), Оренбургская (977,6), Ханты-Мансийский автономный округ (899,9), Ульяновская (709,3), Кемеровская (728,8), Челябинская (701,7)... В этих регионах ранее сформировался большой резервуар инфекции среди потребителей наркотических препаратов. Недостаточно эффективная работа по работе с наркозависимыми приводит к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации, на протяжении ряда лет основной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием, составляя к настоящему времени 56,6% от всех новых случаев заражения. Большинство программ по профилактике ВИЧ-инфекции в наиболее уязвимых группах населения, успешно осуществлявшиеся в предыдущие годы, практически свернуты, а профилактические мероприятия, проводимые среди общей популяции населения и основывающиеся исключительно на пропаганде здорового образа жизни, не доходят до указанных групп населения.
Гетеросексуальные контакт, как основной путь заражения, был указан у 41,0% впервые выявленных ВИЧ-позитивных в 2011 году и отмечается его продолжающийся рост (2011г. – 39,9% , 2010 г. – 38,9%, в 2009 г. – 36,2%, 2008 г. – 35,1%). Увеличивается доля ВИЧ-позитивных лиц, заражение которых связано с половыми контактами между мужчинами, в 2011 году их доля составила почти 1,5%, увеличившись за последние 5 лет в два раза. К концу 2010 г. в РФ было зарегистрировано более 207 тысяч инфицированных ВИЧ женщин. Продолжающаяся феминизация эпидемии остро ставит вопрос о предотвращении вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку. Ежегодно в Российской Федерации около 10 тысяч детей рождается от ВИЧ-положительных матерей. В последние годы достигнуты существенные успехи в профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, частота которой снизилась до 5% (т.е. около 500 детей в год заражаются от своих матерей). Однако этот показатель может быть сведен практически к нулю при соблюдении всех профилактических мер, включая раннее выявление и постановку на учет беременных женщин из уязвимых групп, химиопрофилактику с 26 недели беременности, профилактику во время родов, профилактическое лечение ребенка после рождения и полный отказ от грудного вскармливания с использованием заменителей грудного молока (ЗГМ). Таким образом, Российская Федерация может войти в число стран, откликнувшихся на указанную инициативу ЮНЭЙДС «Поколение родившихся без ВИЧ».
Предоставление лечения всем нуждающимся инфицированным ВИЧ удалось обеспечить начиная с 2006 г. за счет реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по направлению «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекцией». Проект позволил предотвратить более 70 тыс. смертей вследствие ВИЧ-инфекции и предотвратить заражение более 75 тыс. детей от ВИЧ-инфицированных матерей. К концу 2011 г. в стране было взято на лечение более 127 тысяч инфицированных ВИЧ за счет национального проекта «Здоровье» и проектов Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, из них около 40 тыс. пациентов к сожалению прервали терапию.
Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Несмотря на высокий уровень обследования населения в 2011 году, составивший более 24,7 млн. (104,4% от запланированного годового объема), значительно сократилось количество обследуемых из числа уязвимых групп, что безусловно оказывает негативное воздействие на эпидемиологическую обстановку в стране, препятствует объективному анализу ситуации в целом и затрудняет прогнозирование ее развития в будущем.
К концу 2009 г. Российская Федерация имела один из самых низких уровней охвата уязвимых групп профилактическими программами даже по сравнению с странами Восточной Европы и Центральной Азии. Россия была одной из 4 стран с самым низким охватом ПИН и КСР профилактическими программами. Россией в последние годы было утрачено лидерство в области охвата тестированием уязвимых групп населения (26%). Наибольший охват тестированием среди уязвимых групп населения обеспечили Казахстан (56%) и Беларусь (57%). Вопросы профилактики распространения ВИЧ-инфекции тесно связаны с вопросами доступа ВИЧ-инфицированных к АРВ-терапии и тестированию на вирусную нагрузку и диагностике иммунного статуса, организации индивидуальной медико-социальной и психологической реабилитации в отношении ВИЧ-инфицированных и их семей, представителей уязвимых групп, что затрагивает более широкие вопросы переориентации социальной системы Российской Федерации на «сопровождение случая» в социальной среде (по месту жительства и в нестационарных условиях), а также преодоления «региональной медико-социальной раздробленности» и повышения ответственности Российской Федерации за обеспечение стандартов медико-социальных услуг, включая организацию лечения ВИЧ-инфицированных и комплексной профилактики ВИЧ-инфекции в РФ.
Другой общий аспект рекомендаций направлен на реализацию принципиальной установки, заявленной на заседании расширенной коллегии Минздравсоцразвития России 16 марта с.г. Председателем Правительства РФ В.В. Путиным: «Права государственных и негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги, в том числе права на доступ к бюджетному финансированию и государственному заказу должны быть равными. Не на уровне декларации, а на деле». В вопросах профилактики ВИЧ-инфекции эта установка имеет особое значение, поскольку именно НКО эффективно вступают в контакт с трудно доступными уязвимыми группами.
Общественная палата Российской Федерации не раз выступала с рекомендациями по тематике данных слушаний, которые, к сожалению, не находили отклика в Минздравсоцразвития РФ. В отношении Резолюции по результатам Слушаний в Общественной палате РФ 18.10.2011г. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурков издал Распоряжение (№ ВС-П12-291 от 24 января 2012 г.), адресованное Минздравсоцразвития РФ: «Прошу совместно с Общественной Палатой Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций рассмотреть и о результатах проинформировать Правительство Российской Федерации». Однако, в полученном в Общественной палате РФ из Минздравсоцразвития России ответе (№ 24-0-2007166 от 16.02.2012) снова и без какого-либо совместного рассмотрения отклоняются представленные рекомендации. Общественная палата Российской Федерации готова к конструктивному сотрудничеству с органами государственной власти Российской Федерации в сфере профилактики ВИЧ-инфекции. В этой связи представляется чрезвычайно важным высказанное на совещании 12 марта с.г. предложение Минздравсоцразвития России о создании дискуссионной площадки (рабочей группы) НКО и Минздравсоцразвития России на базе профильных комиссий Общественной палаты РФ – по здравоохранению и по социальной политике, что обосновано, поскольку проблема ВИЧ-инфекции – как медицинская, так и социальная.
На основании вышесказанного рекомендуется, взяв за основу разработанный в Минздравсоцразвития России Проект Концепции профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Российской Федерации на 2011 – 2015 гг., внести в него следующие изменения и дополнения:
1. В сфере профилактической работы с уязвимыми группами
1.1. Необходимо закрепить в Концепции системную организацию профилактики ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения, включая рекомендованные ВОЗ, УНП ООН и ЮНЭЙДС стратегии, программы, индикаторные показатели. 1.2. Разделяя негативное отношение к наркотизации общества Положения Концепции не должно вести за собой негативное отношение к потребителям наркотиков и ограничение доступности для них участия в профилактических, лечебных и реабилитационных программах. Установка «Лечение вместо наказания», закрепленная в том числе и Федеральным законом № 420-ФЗ от 07.12.2011г. является важнейшей идеологической основой организации эффективной работы по противодействию ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. 1.3. Внести в Концепцию положение о необходимости разработки стандартов профилактической работы с уязвимыми группами, что позволит оценивать ее результаты по унифицированным и объективным критериям. 1.4. Необходимо четко обозначить приоритеты профилактической работы. Основные усилия должны быть направлены на профилактику рискованного поведения, в том числе употребления наркотиков и раннего начала сексуальных отношений; и равнозначные усилия требует уменьшение вредных последствий рискованного поведения. 1.5. Важным аспектом профилактики ВИЧ-инфекции является экономическая эффективность мероприятий и рациональное расходование средств. Предлагаем закрепить в Концепции положение о том, что финансироваться в рамках бюджетов разных уровней должны не отдельные мероприятия, а Программы с обоснованием целей и задач их реализации, обозначенными ожидаемыми результатами, апробированными механизмами мониторинга и оценки и, главное, подтвердившими свою эффективность с использованием принципов доказательной медицины. 1.6. Предлагаем дать в тексте более четкую характеристику и содержание предлагаемых профилактических программ, в том числе, детализировать профилактические мероприятия, которые необходимо обеспечивать при работе с уязвимыми группами населения (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011 г. N 1 "Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"). 1.7. Считаем необходимым независимость экспертной оценки профилактических программ. На наш взгляд, недопустимо, когда организация или ведомство самостоятельно дает оценку результативности собственной работы. Необходимо проведение оценки эффективности реализуемых программ и проектов, реализованных, как государственными, так и негосударственными организациями. 1.8. Важным условием обеспечения эффективности и востребованности профилактических мероприятий должно быть изучение мнения целевых групп о качестве оказываемых им услуг. 1.9. Выражая озабоченность в связи с отсутствием эффективных механизмов привлечения государством некоммерческих организаций к деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции, предлагаем отдельной главой предусмотреть такую возможность и конкретные организационные механизмы такого сотрудничества. 1.10. Концепцией должны быть обозначены механизмы, обеспечивающие информационную открытость проводимых мероприятий. 1.11. Правительству РФ разработать на основе международного и российского опыта долгосрочную национальную стратегию профилактических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ, направленных как на общее население РФ, так и на различные группы населения, в большей степени уязвимые для ВИЧ. 1.12. Предусмотреть постоянное выделение средств из федерального бюджета для финансирования реализации стратегии профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения, и в том числе программ, осуществление которых может быть осуществлено неправительственными и общественными организациями. Субъектам РФ планировать финансирование профилактических программ среди уязвимых групп населения с использованием потенциала территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и региональных неправительственных организаций.
2. В части предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку
2.1. Президенту Российской Федерации поручить Минздравсоцразвитию России осуществить комплекс мер, предусматривающих обеспечение детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, заменителями грудного молока (ЗГМ) в качестве средства профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, наравне с химиопрофилактикой; 2.2. Предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на ЗГМ для детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, в рамках бюджета Приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральных целевых программ, направленных на профилактику и лечение ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
3. В части обеспечения необходимого лечения, медико-социальной и психологической реабилитации уязвимых групп, включая ВИЧ-инфицированных
3.1. Минздравсоцразвия использовать «Протоколы лечения больных ВИЧ-инфекцией», разработанные и ежегодно пересматриваемые «НП Национальное научное общество инфекционистов» в качестве основы для разработки стандартов оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией и порядка оказания медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ. 3.2. Предусмотреть постоянное увеличение выделение средств из федерального бюджета на лечение больных ВИЧ-инфекцией, пропорционально увеличению количества нуждающихся, с учетом изменяющихся подходов к лечению. 3.3. Предусмотреть выделение бюджетных средств на социальную адаптацию и реабилитацию ВИЧ-позитивных лиц, в том числе находящихся на постоянном лечении. Использовать потенциал общественных и неправительственных организаций при оказании социальной реабилитации ВИЧ-позитивных лиц. 3.4. Учитывая, что профилактика ВИЧ-инфекции находится в тесной взаимосвязи с эпидемиями гепатитов, туберкулеза и наркомании предлагается прописать в Концепции главу, посвященную межведомственному взаимодействию, взяв за основу Методические рекомендации Минздравсоцразвития России № 3212-рх 2007 г. «Организация межведомственного взаимодействия по программам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции, сопутствующих заболеваний (туберкулез, ИППП, гепатиты, наркомании)». 3.5. Минздравсоцразвития России учесть предложения участников настоящих Слушаний к Проекту «Концепции профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» при доработке «Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». 3.6. Общественной палате Российской Федерации: Провести экспертизу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Провести Общественные Слушания по теме социального сопровождения уязвимых групп населения.
4. В части организации бюджетного финансирования деятельности НКО по профилактике ВИЧ-инфекции
Правительству Российской Федерации, Государственной Думе РФ:
4.1. Предусмотреть в государственном бюджете Российской Федерации средства на профилактику ВИЧ/СПИД, распределяемые не по ведомственным каналам, а на конкурсной основе в виде государственного заказа. 4.2. Определить вневедомственный орган, ответственный за организацию конкурсных процедур распределения указанных средств государственного заказа в сфере профилактики ВИЧ-инфекции. Любые претенденты на получение средств (ведомства, НКО, призванные исполнять госзаказ) не должны иметь своих представителей в Совете, принимающем решение о выборе получателей госзаказа. Предусмотреть организацию деятельности данного органа в условиях полной транспарентности и под общественным контролем. 4.3. Определить государственный орган, призванный организовывать независимые мониторинг и оценку успешности исполнения госзаказа – с привлечением независимых аудиторов (возможно – Счетная палата РФ), предусмотрев бюджетные средства на реализацию этих контрольных мероприятий. 4.4. Предусмотреть программно-целевую формулировку государственного заказа со сроками исполнения 2-3 года (стандартный годовой бюджетный цикл не дает возможности организовать реальную реабилитационную работу).
|