РОССИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА



РОО ПРАВО РЕБЕНКА » 15.05.2013 Альтшулер: РЕФОРМА ИНТЕРНАТОВ. Письма О.Ю. Голодец, Полтавченко
15.05.2013 Альтшулер: РЕФОРМА ИНТЕРНАТОВ. Письма О.Ю. Голодец, Полтавченко

ОБЩЕСТВЕННАЯ  ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ Б.Л. АЛЬТШУЛЕР


«15» мая  2013 г.  № 4ОП-Ч/909


Председателю Совета при Правительстве Российской Федерации
по вопросам попечительства в социальной сфере,
О.Ю. ГОЛОДЕЦ

Копия:
Губернатору Санкт-Петербурга
Г.С. ПОЛТАВЧЕНКО


Уважаемая Ольга Юрьевна !


Обращаюсь к Вам по причине крайне острой ситуации, возникшей в Санкт-Петербурге в связи с намерением Администрации города продолжить противозаконное уплотнение существующих ДДИ для детей с умственной отсталостью, а также в ближайшем будущем выделить многомиллиардные средства на строительство новых ДДИ органов социальной защиты.
 
И это вместо того, чтобы, следуя рекомендациям известного письма Минтрудсоцзащиты России в органы социальной защиты субъектов РФ от 12 сентября 2012 г. № 12-6/10/2-1672, организовать сравнительно малозатратное размещение детей в сопровождаемых «семейных воспитательных группах» (или просто «семейных группах»), являющихся филиалами (структурными подразделениями) головной организации и расположенных в квартирах специализированного жилищного фонда – при постоянно проживающих с детьми «родителях»-воспитателях, являющихся сотрудниками организации.

Данная модель реформирования детских интернатов г. Москвы было озвучена Директором московского дома-интерната № 8 и членом Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере В.А. Меньшовым на встрече с Мэром Москвы 28.03.2013г. и получила одобрение С.С. Собянина.

Существенно, что законодательство не запрещает существование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «распределенных на местности» в виде квартирных филиалов.
 
Уважаемая Ольга Юрьевна, прошу Вас обратить внимание руководителей социального блока Администрации Санкт-Петербурга на то, что следование рекомендациям Письма А.В. Вовченко от 12 сентября 2012 г. позволит:

1) обеспечить детям необходимое для их развития проживание в условиях семейного типа;
2) сэкономит немалые средства бюджета г. Санкт-Петербурга;
3) позволит избежать дальнейших представлений прокуратуры в связи с нарушениями законодательства о содержании детей в ДДИ.

Прилагаю копию письма Депутата Госдумы О.Н. Смолина Губернатору Санкт-Петербурга  Г.С. Полтавченко, к которому в свою очередь приложена Справка о нарушениях прав воспитанников ДДИ № 4 (т.н. Павловский интернат). Данные документы подготовлены по результатам инспекционной поездки в апреле с.г. в Санкт-Петербург помощника О.Н. Смолина Президента Ассоциации «Даун синдром» С.А. Колоскова и сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ М.Ю. Степановой. Добавлю, что Сергей Александрович Колосков является экспертом Комиссии ОП РФ по социальной политике, членом Координационного совета общественных организаций, созданного под эгидой данной Комиссии, и экспертом Уполномоченного по правам человека в РФ.

И также, исходя из того, что преодолеть повсеместный консерватизм можно только силой закона, прошу Вас рассмотреть возможность законодательной инициативы Правительства РФ в части внесения изменений в статью 155 Семейного Кодекса РФ, устанавливающих, что проживание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в семейных группах, создаваемых либо в самой организации либо в ее квартирных филиалах специализированного жилищного фонда – при постоянном нахождении с детьми прикрепленных воспитателей-«родителей».
 
Замечу также, что данная инициатива соответствует приоритету Национальной стратегии действий в интересах детей: «Создание «условий воспитания, приближенных к семейным» в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Направление IV «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»).


С уважением
заместитель Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Б.Л. Альтшулер
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОПИЯ 29.04.2013
Губернатору Санкт-Петербурга
Г.С. Полтавченко


Уважаемый Георгий Сергеевич!


Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" поставлена задача реформирования сети и деятельности учреждений для детей-инвалидов с целью обеспечения, в соответствии с международными стандартами, права детей на воспитание в условиях семьи, а при отсутствии такой возможности, в условиях максимально приближенных к семейным.

Статьей 19 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 года, предусмотрено, что государства-участники признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права.

В этой связи и с учетом обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации письмо от 12.09.2012 г. № 12-6/10/2-1672 с рекомендациями по вопросам семейного и приближенного к семейному устройства детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах и профилактики их социального сиротства.

Вместе с тем, как стало известно в ходе посещения моим помощником  и сотрудником аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 20 - 21 марта санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 4» и совещания в Комитете по социальной политики Санкт-Петербурга, необходимых мер по реализации указанных нормативных актов и соответствующих им рекомендаций Минтруда России в городе не предпринимается.

Согласно справке, подготовленной моими помощниками, вследствие отсутствия необходимых материальных и кадровых ресурсов, перенаселенности учреждения в течение длительного времени не выполняются установленные законодательством обязательные требования к условиям проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в домах-интернатах, к охране их здоровья, реабилитации, обеспеченности стандартов оказания им социальных услуг и  осуществления образовательного процесса (справка о нарушениях законодательства ГБУ СО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 4» прилагается).

Так, в частности, не выполняются положения Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" СП 2.4.990 00". Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ санитарные правила являются обязательными для исполнения нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, и может повлечь административную ответственность виновных лиц.

Ведомственной программой реорганизации и разукрупнения Санкт-Петербургских домов-интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии на период 2013-2018 гг.  предусматривается строительство новых домов-интернатов вместимостью до 150 человек. Вместе с тем такой подходом по  нашему мнению не соответствует положениям  Национальной стратегии действий в интересах детей,  Конвенции о правах инвалидов.

Кроме того строительство и эксплуатация планируемых домов-интернатов потребуют значительных расходов, которые можно было бы сократить и оптимизировать, направив средства на профилактику социального сиротства детей-инвалидов и создание семейных воспитательных групп для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

В связи с этим прошу Вас принять следующие меры в целях обеспечения реализации прав детей-инвалидов, проживающих в Санкт-Петербурге:

1. Установить нормативную численность детей в ГБУ СО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 4» в соответствии с указанными санитарными нормами и прекратить прием детей в данное учреждение до приведения условий проживания в нем в соответствие с требованиями закона.

2. Предоставить санкт-петербургскому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 4»и соответствующим организациям  здравоохранения и образования материальные ресурсы, которые требуются для устранения нарушений требований законодательства к условиями проживания детей в ГБУ СО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 4», к охране их здоровья, реабилитации, обеспеченности стандартов оказания им социальных услуг и  осуществления образовательного процесса.

3. В законодательстве Санкт-Петербурга предусмотреть :

-  предоставление услуг, направленных на профилактику социального сиротства, и социальное сопровождение замещающих семей и семей группы риска;
создание семейных воспитательных групп в качестве структурных подразделений домов-интернатов для умственно отсталых детей, с постоянным проживанием в них воспитателей и размещением указанных групп в квартирах  жилых домов специализированного жилищного фонда, переданного дому-интернату, предусмотреть сопровождение семейных воспитательных групп социальными службами.

Приложение – на 4 листах.
С уважением,
первый заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы
О.Н.Смолин

Приложение к письму О.Н. Смолина
                             
Справка о нарушении санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 4» обязательных требований к условиями проживания детей, к охране их здоровья, реабилитации, обеспеченности стандартов оказания им социальных услуг и осуществления образовательного процесса.


            Сост.: С.А. Колосков, В.А. Лазуткин - Помощники Депутата Государственной Думы О.Н. Смолина


В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарные правила устанавливают обязательные для исполнения санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с разделом 2.2 Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" СП 2.4.990 00",  вместимость интернатных учреждений традиционного типа не должна превышать 300 мест, оптимальная вместимость детских домов - 60 мест (пункт 2.2.2.1). Однако, в нарушение указанного норматива, в доме-интернате для детей-инвалидов № 4 проживает 396 человек, при этом нормативная численность проживающих в учреждении, установленная распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, составляет 401 человек.
 
Санитарными правилами предусмотрено, что комплекс помещений, необходимый для проживания группы из 10 детей, представляет из себя жилую ячейку, состоящею из 13-16 помещений площадью от 150 до 200 кв.м. (согласно расчету площади помещений в таблице 2.1), в которую входят, в том числе: игровая комната (для дошкольников) или комната для приготовления уроков (для школьников), не менее 4-х спальных комнат, комната отдыха, помещение для индивидуальных занятий, санитарный узел, комната для хранения личных и сезонных вещей, комната дежурного воспитателя. Норма площади в спальной комнате на одного воспитанника школьного возраста составляет не менее 6 кв. м. Для детей школьного возраста спальни должны быть рассчитаны не более  чем на 2 - 3 места, для школьников 16 - 18 лет - не более чем на 2 места (пункт 2.2.2.6).

Вместе с тем, в учреждении жилых ячеек, предусмотренных санитарными нормами, не имеется, жилые помещения устроены по коридорному типу, в спальнях проживает от 6 до 13 детей, при этом на каждого ребенка в спальне приходится в среднем не более 3 кв.м. независимо от возраста. В четвертом корпусе учреждения в спальнях проживают более 10 человек, причем многие дети проводят в спальнях большую часть дневного времени из-за недостатка групповых игровых помещений.

В связи с тем, что жилые помещения в учреждении по площади, планировке и числу проживающих не соответствуют санитарным правилам, имеет место нарушение положений ст. 23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливающей санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям.

Кроме того, несмотря на отсутствие предусмотренной нормативами площади для проживания детей, учреждение вынужденно было дополнительно выделить помещения для получения общего образования на базе интерната для 180 своих воспитанников, что усугубляет нарушение санитарных требований к условиям проживания детей в интернате.

Указанными санитарными правилами (п.п. 2.8.6, 2.8.15) предусмотрены две ежедневные прогулки  воспитанников учреждения. Вместе с тем, в связи с отсутствием персонала, необходимого для осуществления прогулок детей-инвалидов, неспособных к самостоятельному передвижению, 208 воспитанников интерната, относящихся к этой категории, в среднем выводятся на прогулку только один раз в неделю. Положение дел с передвижением детей еще более усугубляется тем, что в нарушение законодательства (п.п. 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.2.2564-09) двухэтажные корпуса учреждения не оснащены пассажирскими лифтами.

Санитарными правилами 2.4.990-00 (п. 2.10) установлены требования к организации физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которыми дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам. Дети, освобожденные по состоянию здоровья от занятий физической культурой, систематически занимаются лечебной физкультурой (ЛФК). Занятия ЛФК также входят в индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов проживающих в учреждении.
 
Вместе с тем предусмотренные законодательством занятия ЛФК с детьми не проводятся в связи с отсутствием в учреждении специалистов по ЛФК, а также в связи с невозможностью привлечения данных специалистов из лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома.
 
Невыполнение обязательных санитарных требований применительно к проведению занятий ЛФК и прогулок влечет за собой невыполнение Норматива обеспеченности Стандартов социальных услуг, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 № 875.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 "Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.10 а, б) предусмотрено, что в организации обеспечивается воспитание детей с учетом индивидуальных особенностей и круглосуточного пребывания детей в организации. Вместе с тем в связи с недостаточным количеством воспитателей в учреждении воспитание значительного числа детей не осуществляется в выходные дни, во второй половине дня и в вечернее и ночное время. Действующее законодательство предусматривает, что воспитание детей со сложной структурой дефекта осуществляется воспитателем при наполняемости группы  не более 5 человек. Вместе с тем, в учреждении данное требование законодательства не выполняется, поскольку воспитание детей со сложной структурой дефекта осуществляется в группах с наполняемостью 8 - 13 человек.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

Вместе с тем, в учреждении школьные занятия проводятся в помещениях, которые не проходили проверки лицензирующего органа на возможность проведения в них образовательного процесса и не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам для осуществления образовательной деятельности.  Кроме того имеются основания считать, что такое заключение не может быть получено в связи с перенаселенностью учреждения и большим количеством детей, занимающихся в одной комнате.

Так, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 4.9) площадь учебных кабинетов без дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий должна составлять не менее 3,5 кв.м. на обучающегося. В связи с отсутствием в учреждении необходимых площадей данное требование не исполняется. 



Гуманитарная программа

demo

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Дальше... 

Проблемы семьи и детей

demo

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

Дальше... 

ВИЧ и дети

demo

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Дальше... 

Доклады в ООН

demo

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Дальше...