В течение последнего года Вы издали ряд важнейших поручений в социальной сфере и в сфере защиты детства и семьи: серия социально значимых Указов от 7 мая 2012 г., утверждение 1 июня 2012 г. Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г., Указ от 28.12.2012г. № 1688 и Поручение от 18 апреля 2013г. № 877 по результатам Съезда ОНФ в Ростове-на-Дону 29 марта 2013 года. Анализируя документы и конкретные меры, которые принимает исполнительная власть вследствие Ваших поручений, подводя краткие итоги года, минувшего со дня подписания Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (далее Национальная стратегия), социально ориентированные некоммерческие организации, в т.ч. объединившиеся в Движение в поддержку семьи и детей России с целью наиболее эффективной реализации государственной социальной политики в области семьи и детства, выражают обеспокоенность тем, что Ваши поручения исполняются неэффективно, либо не исполняются вообще. Вы неоднократно подчеркивали роль общества для эффективной работы государства. Мы поддерживаем предлагаемые Вами меры и считаем, что для своевременного выполнения Ваших поручений и положений Национальной стратегии требуется общественный контроль и партнерство между гражданскими и государственными институтами, работающими в интересах детей. Понимая, что эффективная государственная социальная политика в интересах семьи и детей невозможна без участия общества, осознавая, что Ваши поручения имеют системный характер и должны выполняться последовательно и своевременно, считаем необходимым проинформировать Вас о нашей готовности принимать деятельное участие в реализации Национальной стратегии в партнерстве с государством, вкладывая ресурсы профессиональных знаний, теоретического и практического опыта, который в течение десятилетий накапливался нашими некоммерческими организациями, работающими в интересах детей и семьи в Российской Федерации. Именно поэтому мы обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, за поддержкой и просим Вас рассмотреть возможность расширения взаимодействия между Координационным советом по реализации Национальной стратегии при Президенте РФ и нашими организациями, нашим Движением в поддержку семьи и детей (как коалицией социально ориентированных некоммерческих организаций), поручив разработать эффективный механизм этого взаимодействия, который позволит использовать профессионализм НКО, имеющих авторитет, многолетний опыт и достижения в сфере социальной политики в области семьи и детства во благо детей России, российских семей, общества, государства. Мы также готовы осуществлять общественный мониторинг реализации Национальной стратегии, собирая и анализируя информацию для периодической оценки изменений во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с целями Национальной стратегии и Вашими поручениями, вовлекая в нашу деятельность партнерские некоммерческие организации в разных регионах страны. В Приложении к данному обращению представлены некоторые наши предложения, которые могли бы стать проектом для дальнейшего анализа и выработки более эффективных предложений для наших совместных действий!
С уважением,
Сопредседатели Движения в поддержку семьи и детей: Альтшулер Б.Л. – руководитель РОО «Право ребенка» (г. Москва) Головань А.И. – руководитель БФ «Соучастие в судьбе» (г. Москва) Пишкова О.В. – Член Совета Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив» (г. Ижевск) Рабинович А.Е. – президент межрегионального союза выпускников детских домов и интернатов (г. Москва) Хананашвили Н.Л. – Вице-президент Национальной Ассоциации благотворительных организаций (г. Москва) Члены Движения в поддержку семьи и детей: Левина М.Ю – Общественный благотворительный фонд «Родительский Мост» (г.Санкт-Петербург), Островская М.И. - Благотворительная общественная организация «Перспективы» (г.Санкт-Петербург), Перфильева М.Ю. - Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» (Москва), Слабжанин Н.Ю. - Российский комитет «Детские деревни - SOS», Соколова М.Б. – Межрегиональная общественная организация «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», штаб-квартира в г. Пскове. Терновская М.Ф. - Автономная некоммерческая организация Центр ПРО-МАМА. Шпицберг И.Л. - Центр реабилитации инвалидов «Наш Солнечный Мир».
К Обращению присоединяемся: Бейлензон С.В. - Заместитель руководителя Межрегиональной общественной организации помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир», г. Москва. Будаева О.В. - юрист фонда "Волонтеры в помощь детям сиротам" Москва. Веко Л.В. - Председатель Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас» (НРООПДиМ "Верас"), г. Нижний Новгород. Гамзаева А.А. - Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез». Златогуре Е.Ю. - Председатель Правления Региональной общественной организации лиц с ограниченными возможностями "Яблочко" (г.Москва). Калиман Н.А. - Директор, НОУ "ДЦ "Прикосновение", Оренбург. Кицул Н.С., управляющий, Курчатовская городская общественная организация-родительский клуб "Содействие" (г. Курчатов, Курская обл.). Клочко Е.Ю. - Специальный представитель в Москве и Московской области Межрегиональной общественной организации «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», штаб-квартира в г. Пскове. Колосков С.А. Московская общественная организация мнвалидов «Даун Синдром». Корнева В.А. - Руководитель, Межрегиональная общественная организация родителей детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы». Котельникова В.Ю. – Руководитель РОО «Организация родителей детей с синдромом Дауна «СоДействие» Республики Башкортостан». Мерекина Л.А. – Руководитель проекта «Движение семей SOS». Морозов С.А. – Председатель РОБО «Общество помощи аутичным детям «Добро», г. Москва. Сахапова Л.И. - РОО "Содействие", Уфа. Суворова М.А. - Директор ТРАНБО "Открой мне мир" (Тюменская обл., г. Тюмень). Царев А.М. - Директор «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г. Псков, Член правления Псковской региональной общественной благотворительной организации «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и ТЫ».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Жилищное обеспечение. 2. Преодоление сиротства и реформа интернатов. 3. Ранняя помощь. 4. Уполномоченный по правам инвалидов 1. По проблеме жилищного обеспечения остро нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетных семей (в том числе, не имеющих регистрации по месту жительства), выпускников детских домов и т.п. К вопросу о реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 в части: «2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:… д) до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;», а также реализации приоритета Национальной стратегии действий в интересах детей о «гарантированном социальном жилье» (Направление I «Семейная политика детствосбережения»), и Поручения Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877 по итогам первой конференции ОНФ: «2. Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:…… г) внести предложения о мерах эффективной поддержки многодетных и приёмных семей, включая вопросы их материального, жилищного и социального обеспечения, а также повышения общественного статуса этих семей. Срок – 1 июля 2013 г.». Предложения: 1.1. Исходя из того, что к жилищной ситуации многих многодетных семей, детей-сирот и т.п. применима парадигма Станислава Говорухина «Так жить нельзя!», предлагается реализовать в субъектах РФ разработанную Общественной палатой РФ Программу «Жилищный спасательный круг», в рамках которой: а) Немедленно приступить к формированию региональных некоммерческих фондов арендного жилья путем организации государственной аренды жилых помещений в частном секторе с целью дальнейшей субсидируемой субаренды льготным категориям граждан/семей. - Предложение выдвинуто при экспертной поддержке ГУП «Московский городской центр арендного жилья». Пояснение: Субсидированием найма при тех же ежегодных бюджетных затратах можно оказать помощь в 20-30 раз большему числу семей, чем при практикуемом ныне субсидировании покупки жилья. При этом, никого не надо принуждать сдавать излишки жилплощади государству: сама организационная возможность сделать это легально и надежно включит в оборот гигантские ныне не используемые резервы пустующих площадей. Резервы: годами нераспроданные квартиры новостроек, пустующая собственность, которую владельцы, не рискуют сдавать на «диком» рынке частной аренды. Такое положение существует не только в Москве, но во всех крупных городах. б) Сформировать в субъектах РФ государственный заказ на малоэтажные многоквартирные «доходные дома», возводимые индустриальными методами быстрого строительства на основе государственно-частного партнерства, в основном, на ныне пустующих и находящихся в частной собственности участках, уже снабженных необходимой инфраструктурой. – Предложение разработано при экспертной поддержке Ассоциации строителей России. Пояснение: Привлекательный для инвесторов государственный заказ может реализоваться либо путем гарантированного выкупа дома у инвестора ПОСЛЕ сдачи жилья «под ключ», либо путем гарантированного найма части помещений «доходного дома» субсидируемыми бюджетом льготниками. 1.2. В целях создания универсальной правовой основы субсидируемого найма (поднайма) жилья учредить (по аналогии с полисом обязательного медицинского страхования - ОМС) полис обязательного жилищного страхования (ОЖС) - «индивидуальный сертификат найма жилья», обеспечивающий на установленный срок полную или частичную компенсацию найма (поднайма) жилого помещения нуждающимися многодетными семьями, выпускниками детских домов и т.п. Пояснение: Компенсация по программе ОЖС предоставляется на основе софинансирования бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ, исходя из безусловной конституционной гарантии права граждан России на жилище (подобно компенсации найма жилья бюджетом Российской Федерации, предусмотренной для, сотрудников органов внутренних дел - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228). Страховой случай «трудной жилищной ситуации» наступает по решению органа местного самоуправления либо органа социальной защиты по месту фактического пребывания гражданина/семьи. Учреждение полиса ОЖС позволит, в том числе, разрешить ныне неразрешимую в правовом поле РФ проблему жилищной обеспеченности многодетных семей, не имеющих регистрации по месту жительства. 2. Преодоление сиротства и реформа интернатных учреждений. К вопросу о реализации приоритетов Национальной стратегии действий в интересах детей «Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей. Внедрение эффективных технологий профилактики социального сиротства», «Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребёнка», «Создание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий воспитания, приближенных к семейным», а также и Поручений Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877: «1. Правительству Российской Федерации:… «г) разработать профессиональные стандарты для специалистов органов опеки и попечительства, в том числе обязанности по охране прав детей, а также профессиональные стандарты для социальных работников, психологов и других специалистов;», «е) проработать вопросы об установлении на федеральном уровне требований к деятельности «профессиональных» замещающих семей, о медицинском, педагогическом, психологическом, юридическом сопровождении семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, воспитывающих детей-инвалидов;», «2. Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:… в) на основании анализа позитивного опыта работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации проработать вопрос о совершенствовании деятельности таких организаций, в том числе об установлении единых требований к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представить в установленном порядке соответствующие предложения.».
Предложения: 2.1. Проблема профилактики социального сиротства, вопросы создания условий для семейного проживания для детей- сирот, требуют сочетания действий по организации различных мероприятий на уровне местного сообщества , направленных на помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации и комплексных усилий различных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, юристов ) , в т.ч. в целях восстановления родительского функционала и предотвращения социального сиротства. В связи с этим, профессиональные стандарты отраслевых специалистов, привлекаемых к оказанию социальных услуг, и работников социальной сферы (различные категории социальных работников) в обязательном порядке должны включать квалификационные требования , предполагающие владение технологией работы междисциплинарной команды специалистов с конкретным случаем трудной жизненной ситуации ребенка, семьи и его индивидуальным курированием. Необходимо регламентировать такие формы социальной работы и социальных услуг как: «участковая социальная служба», «сопровождаемое проживание», «сопровождаемое обучение», «передышка», «патронажное обслуживание (сопровождение)» семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также семей с детьми, в которых родители – инвалиды». В контексте содержания работы в рамках указанных услуг необходимо наполнить новыми квалификационными требованиями профессиональные стандарты социального работника с введением не менее 3 уровней компетенций (с учетом индивидуализации и расширением специфики услуг), семейного психолога (в контексте детализации типов семей, находящихся в трудной жизненно ситуации). Необходимо также разработать новые профессиональные стандарты: «тьютор в социальной сфере», «специалист по охране прав детей», «надомный воспитатель». При этом, для межотраслевых специалистов (врачи, педагоги, психологи) необходимо предусмотреть внесение изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие квалификационную сетку зарплат, количество отпускных дней, профессиональные пенсионные льготы , которые обеспечат сохранение отраслевых подходов независимо от того, в какой отрасли (образовательной, медицинской, социальной защиты) работают указанные специалисты. Без внесения указанных изменений мы не сможем обеспечить приток необходимых специалистов для оказания качественных междисциплинарных услуг в социальной сфере. Пояснение. Аналогично тому, как Семейный Кодекс РФ детально (43 статьи) регламентирует деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – точно также необходимо регламентировать и деятельность по профилактике сиротства. 2.2. Установить в Трудовом Кодексе Российской Федерации. новую профессиональную квалификационную группу «надомный воспитатель», осуществляющий присмотр, уход, воспитание детей у себя на дому (что и есть «профессиональная замещающая семья» Поручения Президента № 877) - непосредственно по месту жительства работника и его семьи, включая и вариант проживания в помещениях специализированного жилищного фонда. Руководству субъектов Российской Федерации внести в типовые (примерные) положения об организациях социального обслуживания и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в уставы этих организаций требования о: - создании в данных организациях целевых отделений по социальному, медицинскому, педагогическому, психологическому, юридическому сопровождению семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, а также кровных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации – в целях предотвращения разделения детей и родителей и профилактики социального сиротства (см. выше п. 2.1); - внесении в штатное расписание данных организаций должности «надомный воспитатель». Пояснение. Надомная социальная работа по присмотру, уходу и воспитанию (для несовершеннолетних), а также повсеместная организация профессионального сопровождения по месту жительства, являются необходимыми условиями для полного отказа от содержания детей в учреждениях-общежитиях. 2.3. Установить в типовых (примерных) положениях и уставах организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ проживания воспитанников исключительно в малокомплектных группах семейного типа («семейные группы», «семейные воспитательные группы»), создаваемых либо в самой организации либо в ее квартирных структурных подразделениях в специализированном жилищном фонде – при постоянном нахождении с детьми прикрепленных воспитателей-«родителей». Закрепить указанную обязательность проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в группах семейного типа внесением изменений в статью 155 Семейного Кодекса РФ, устанавливающих, что «проживание детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается исключительно в группах семейного типа», указав, что порядок организации такого проживания определяется Правительством Российской Федерации. Пояснение. Данная реформа малозатратна, хотя и потребует организации сопровождения по месту нахождения семейных групп, что соответствует духу нового закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и подпункту «е» пункта п. 1 Поручения Президента № 877 («о медицинском, педагогическом, психологическом, юридическом сопровождении семей…»). 3.
Ранняя помощь, ранняя диагностика и раннее развитие. К вопросу о реализации подпункта «е» (абзац 6) пункта 2 Поручения Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877: «О внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам;».
Предложения: 3.1. Создать нормативно-правовую базу и методическое обеспечение новой формы дошкольного образования: семейно-ориентированное раннее развитие, основанное на следующих принципах: 1. Раннее развитие осуществляется для детей от 0 до 3 лет. 2. Раннее развитие основано на семейно-ориентированном психолого-педагогическом подходе, позволяющем осуществлять выявление и раннюю коррекцию нарушений в развитии детей или риск их возникновения в более старшем возрасте. 3. Организация комплексных психолого-педагогических и медико-социальных услуг по программе ранней помощи осуществляется в шаговой доступности на базе дошкольных образовательных учреждений, в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС), а также в центрах социальной защиты, здравоохранения и др. 4. Обучение по программе раннего развития предполагает обязательность предоставления ранней семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в младенческом и раннем детском возрасте с целью создания предпосылок образования ребенка («педагогическая пропедевтика»). 5. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях создается сеть служб ранней помощи в шаговой доступности на базе дошкольных образовательных учреждений, в центрах ППМС, а также центрах социальной защиты, здравоохранения и др., которые: - принимают на учет и работают на постоянной основе с детьми младенческого либо раннего детского возраста с нарушениями в развитии или риском их возникновения в более старшем возрасте, а также с семьями с такими детьми; - осуществляют первичное обследование и первичное консультирование в случаях, когда у родителей или инструкторов-педагогов групп раннего развития возникли подозрения о возможном нарушении в развитии ребенка; - обеспечивают преемственность ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья при организации дальнейшей помощи такому ребенку в ППМС-центре в дошкольном возрасте. 3.2. Правительству Российской Федерации: Утвердить Порядок осуществления государственным образовательным учреждением центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи деятельности по раннему семейно-ориентированному развитию, ранней диагностики и коррекции в младенческом и раннем детском возрасте нарушений развития различных функций или риска их возникновения в более старшем возрасте, включая порядок регистрационного учета лиц, нуждающихся в указанной коррекции.
4. Уполномоченный по правам инвалидов. В порядке реализации Поручения Президента РФ от 18 апреля 2013 г. № 877: «4. Проработать вопрос о введении должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Доклад – 1 июня 2013 г. Ответственные: Медведев Д.А., Володин В.В.».
Предложения: 4.1. Поддерживаем идею учреждения поста Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, а также должностей Уполномоченных по делам инвалидов в субъектах РФ. 4.2. Предлагаем назначить Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Царева Андрея Михайловича. Справка о нем: - директор государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" Псковской области, - председатель Совета Межрегиональной общественной организации "Ассоциация в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями "Равные возможности", - доверенное лицо Президента РФ, - зам. председателя Комиссии по социальной политике, охране здоровья и окружающей среды Общественной палаты Псковской области, - кандидат педагогических наук (коррекционная педагогика), - заслуженный учитель России, - член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОП РФ, - член Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете Госдумы по образованию.
Скачать документ .doc
|