Резюме 4 марта 2013 г.:
Стратегическое направление решение жилищных проблем миллионов российских семей и детей, включая детей-сирот, не способных стать покупателями на рынке жилья, а также создания резервного социального жилищного фонда, - в развитии доступного найма жилья, т.е. в исполнении Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600. В сентябре 2012 г. Общественная палата РФ выдвинула программу «Жилищный спасательный круг», направленную на скорейшее исполнение данного Указа и на решение жилищных проблем граждан / семей – «юридических бомжей». Суть этой программы сводится к трем основным позициям:
а) Организация госнайма в частном секторе как первичный и самый оперативный (что диктуется чрезвычайностью жилищной ситуации многих семей) способ создания требуемого Указом № 600 фонда доступного некоммерческого жилья. (Идея поддержана специалистами, включая руководство ГУП «Центр арендного жилья» г. Москвы).
б) Разворачивание в регионах строительства быстровозводимых малоэтажных «доходных домов» («Участки есть, индустрия быстрого строительства есть, деньги есть, не строится только потому что это НИКОМУ НЕ НАДО!», - один из ведущих сотрудников Госстроя на совещании в ОПРФ 26.12.2012 г. в связи с многодневной коллективной голодовкой многодетных семей 12-30.12.2012г. Под «никому» имелись в виду должностные лица, ориентированные исключительно на дорогостоящее коммерческое строительство и на ипотеку). По мнению специалистов для разворачивания в регионах России широкого строительства быстровозводимых доходных домов за счет средств инвесторов и на уже снабженных инфраструктурой и находящихся в частной собственности участках достаточно принятия региональных программ, в рамках которых власти субъекта РФ гарантируют заселение этих частных доходных домов льготниками и очередниками при социально мотивированном (и варьируемом по срокам и доле) субсидировании долгосрочного найма жилья за счет средств бюджета субъекта РФ.
Также известно, что Китай может застроить Россию достаточным для ликвидации любых очередей «на улучшение» количеством «доходных домов» в срок менее года и за счет собственных инвестиций - с концессией на 40-50 лет и длительным (по причине дешевизны найма) – до 10 лет – сроком окупаемости вложений. Бюджеты РФ и субъектов РФ в рамках этой программы должны использоваться только на: (1) организацию профподготовки российских рабочих, нанимаемых китайскими строителями (завоз китайской рабочей силы должен быть запрещен, программа должна обеспечить рабочими местами сотни тысяч россиян); (2) субсидирование последующего долгосрочного найма жилья гражданами/семьями льготных категорий.
в) Конституцию РФ с ее правом на жилище никто не отменял, посему: субсидирование (компенсация) найма жилья гражданами/семьями льготных категорий, «не принадлежащими» (нет постоянной регистрации с установленным сроком «оседлости») никакому субъекту РФ, а таковых в РФ около 4 миллионов, должно быть расходным обязательством бюджета РФ, аналогично тому, как это предусмотрено для сотрудников органов внутренних дел (Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1228).
Поскольку речь идет не о субсидировании покупки жилья, а лишь о помощи в найме (поднайме), то и соответствующие требуемые бюджетные средства сравнительно небольшие. К примеру, на средства, необходимые для покупки по рыночной стоимости квартир в Москве для 5 тысяч семей, можно в течение года снимать (также по московской рыночной стоимости) жилье для ста тысяч семей. И это при искусственном предположении 100% субсидирования найма.
Таким образом, достаточно ввести жесткую ответственность за неисполнение Указа № 600 и в России начнет быстро решаться «неразрешимая» жилищная проблема.
Рекомендации также обращены к Государственной Думе с просьбой установить законодательные барьеры повсеместной практике выселения детей «в никуда».
Данные рекомендации (см.) выработаны по результатам Слушаний в ОП РФ 12.09.2012г. и 17.102012г. руководство Общественной палаты РФ передало их Э.С. Набиуллиной, осуществляющей по поручению Президента РФ мониторинг исполнения его Указов. http://www.oprf.ru/documents/497/1722/newsitem/19405
Б.Л. Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Общественной палаты РФ - заместитель Председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.
СПРАВКА об ограничениях прав и возможностей граждан, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства.
По данным ЦИК в РФ 1 миллион избирателей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства. Принимая во внимание детей и неполноту информации ЦИК, следует серьезно отнестись к независимым оценкам, утверждающим, что в РФ 4-6 миллионов лиц «без определенного места жительства».
Также Гражданский Кодекс РФ и Жилищный Кодекс РФ, принятые в 2005 году, допустили выселение несовершеннолетних детей «в никуда» при совершении сделок жильем, при изъятии жилья в порядке залога и т.п. Что резко увеличило число граждан, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства.
Федеральный закон № 122-ФЗ от 24.08.2004г. освободил Российскую Федерацию от ответственности по реализации социальных обязательств, передав эту ответственность субъектам РФ. Таким образом, социальное обслуживание граждан, не зарегистрированных постоянно по месту жительства в субъекте РФ либо не имеющих установленного в субъекте РФ «ценза оседлости» (в Москве – это 10 лет постоянной регистрации по месту жительства), не может осуществляться ни за счет бюджета региона их проживания, ни за счет бюджета Российской Федерации.
На практике отсутствие постоянной регистрации по месту жительства влечет такие дискриминационные последствия как: проблемы с учебой и трудоустройством, оформлением нотариальной доверенности на представление интересов в суде, невозможность заниматься активной трудовой деятельностью, создать ООО, стать индивидуальным предпринимателем, невозможность перечислять средства в Пенсионный фонд, отсутствие прав на получение региональных социальных льгот, включая льготы многодетным семьям, и, наконец, невозможность претендовать на улучшение жилищных условий в рамках каких-либо региональных программ или очередей.
|