--- > Аналитический отчет РОО «Право ребенка» за июнь-сентябрь 2014 г. Клочко Е.Ю.
Аналитический отчет РОО «Право ребенка» за июнь-сентябрь 2014 г. Клочко Е.Ю.15-10-2014, 15:41. Разместил: BAltshuler |
К Аналитическому отчету РОО «Право ребенка» за июнь-сентябрь 2014 г.
Грант 237/2013 ООД «Гражданское достоинство»
Клочко Елена Юрьевна, Заместитель председателя «Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности» (далее - КС)
Проект «Социальная правозащита» Направление «Дети-инвалиды в семье и в учреждениях»
Июнь 2014 г. 25 приложений (будут размещены позднее).
2 июня. Участие в Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», проведенной совместно МГППУ и Фондом помощи лицам с РАС «Выход», участие в оргкомитете конференции. В конференции приняли участие более 900 человек из всех регионов России: руководители федеральных и региональных министерств социальной сферы: образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты российской Федерации, руководители федеральных и региональных органов власти, эксперты, ученые, научные сотрудники, педагоги, специалисты сопровождения и представители общественных организаций, созданных родителями детей с расстройствами аутистического спектра. В докладе на конференции озвучена важность роли родительских сообществ, формирующих социальный запрос по всему спектру услуг, требующихся детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра, необходимость организации межведомственного взаимодействия - медицины, образования и социальной сферы, итогом которого должно являться понимание главного – в фокусе должен быть сам человек с РАС, его жизнь в обществе и максимальная интеграция в социум. 5 июня 2014 г. Организация встречи представителей Координационного Совета и участников Конференции с доктором Dr.Andy Shih, старшим вице-президентом Autism Speaks. Autism Speaks играет одну из ведущих в мире ролей в распространении информации об аутизме, распространении эффективного практического опыта во всех областях помощи людям с РАС и их семьям, организации и поддержке систем взаимодействия государственных и негосударственных, родительских организаций во множестве стран. Autism Speaks является официальным партнером Всемирной Организации Здравоохранения, ООН, создателем акции Light it Up Blue. Тема встречи - организация взаимодействия между Autism Speaks, Координационным Советом и российскими экспертами по вопросам создания необходимых сервисов для детей и взрослых с РАС в России, взаимодействие с международными организациями (научными, практическими, родительскими, правозащитными). Итоги круглого стола Приложение 1.
10 июня 2014 Участие в заседании Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних. В ходе обсуждения вопросов о дополнительном образовании и спорте для детей и подростков поднят вопрос о необходимости распространения адаптивной физкультуры и адаптивных видов спорта для детей-инвалидов для массового их вовлечения, в том числе на принципах инклюзии в образовательных учреждениях и спортивных организациях. Обсуждалась также возможность расширения положений программы «Доступная среда 2016-20» в этой части. К сожалению, в поручениях формулировка видоизменена. Требуется дальнейшая работа в этом направлении. Приложение 2.
10 июня 2014 Слушания в Общественной Палате РФ по теме «Проблемы организации и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях».
Привлечение участников, подготовка программы слушаний Приложения 3,4 Темы, обсуждавшиеся в ходе общественных слушаний:
Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в свете изменений в образовательной сфере:
Предложения по необходимым изменениям в действующее законодательство и иные нормативные правовые акты по созданию механизмов и совершенствованию условий обучения с целью обеспечения права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение полноценного образования.
По итогам слушаний были подготовлены итоговые Рекомендации ОП РФ Приложение 5. Материалы к заседанию, учтенные при подготовке Рекомендаций Приложения 5,1,5.2,5.3,5.4,5.5,5.6,5.7,5.8
Слушания получили широкий резонанс по итогам рассылки Рекомендаций. Начали поступать ответы по итогам рассылки Приложение 6.
25 июня 2014 года – участие в заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ под руководством Вице-премьера ОЮ Голодец. О промежуточных результатах разработки Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приложение 7. Участие в подготовке заседания, формировании повестки. В ходе заседания рассматривались вопросы общего состояния дел в части разработанных ФГОС, степень готовности к их внедрению и организационно-финансовые аспекты, необходимость последующей доработки.В выступлении отмечена необходимость мониторинга внедрения ФГОС в пилотных проектах с участием общественности и обратная связь по итогам пилотных проектов.
Материалы к заседанию Приложения 8,9,10,11,12,13,14 Протокол с поручениями Приложение 15.
25 июня 2014 года Участие во встрече с представителями Правительства г.Москвы с членами Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. Темы встречи: 1. Дошкольное образование для детей от 2 месяцев до 3-х лет в г.Москве. 2. Дошкольное образование для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в г.Москве.
По второму вопросу обсуждались многочисленные обращения общественности по вопросам слияния коррекционных и общеобразовательных учреждений с учетом выхода Приказа Департамента г.Москвы №852 от 17.12.13, который изменил в худшую сторону ситуацию по дошкольному образованию детей с ОВЗ и инвалидностью, дальнейшему развитию и существованию вариативных форм образования и ранней коррекционной помощи, которые высоко зарекомендовали себя в рамках Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»). К сожалению, взаимопонимания достигнуто не было. Требуется дальнейшая работа в данном направлении.
Итоговый Протокол встречи Приложение 16.
24 июня 2014 г. Заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с РАС.
Обсуждены и нашли свое отражение в Протоколе встречи важнейшие направления деятельности в дальнейшей работе группы. Достигнуто взаимопонимание по вопросам необходимости и непрерывности этапов – диагностика и раннее выявление, ранняя помощь, коррекционная психолого-педагогическая помощь в образовательном маршруте и важность перечисленных этапов для жизни человека с РАС. Не вошло в протокол, но по разъяснениям представителей Минздрава, вопрос о введении диагноза РАС для лиц старше 18 лет решается и будет решен в ближайшее время.
Итоговый Протокол заседания Приложение 17.
Отчет за июль 2014 г.
1. Работа по организации общественной поддержки инициатив по внесению изменений в Гражданский Кодекс РФ и др. законы в части введения института «распределенной» опеки/попечительства и по созданию службы независимого контроля, предусмотренной «Законом о психиатрической помощи»
8 июля состоялось завершающее заседание рабочей группы при Совете Федераций РФ под руководством сенатора К.Э.Добрынина, зам. Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Проведено окончательное согласование: (1) проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения степени реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», (2) предложений о расширении функций создаваемой службы независимого контроля. Неурегулированными остались два вопроса:
О результатах деятельности и итоговом тексте документа, включая указанные вопросы, в ближайшее время будет доложено Вице-Премьеру О.Ю.Голодец, по поручению которой группа была создана. В течение июля 2014 года Привлечение организаций-членов Координационного Совета к социологическому опросу по заказу Минобрнауки в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей». Целью данного опроса является получение развернутой информации о доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, необходимой для разработки требований к адаптации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью и условий их реализации. В опросе принимают участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Опрос проводится в центральных городах и административных центрах в 10 субъектах Российской Федерации: республики Дагестан, Бурятия, Курская, Воронежская, Липецкая, Саратовская, Ульяновская, Калининградская области, Пермский край, г. Санкт Петербург.
К опросу привлечены:
1. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ", г.Санкт-Петербург, Президент: Урманчеева Маргарита Алексеевна 2.Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды» (ВРООИ «Искра Надежды») Поветкина Татьяна Евгеньевна, Председатель Правления 8. «Служба ранней помощи «Солнышко», Улан-Удэ, Республика Бурятия
24 июля 2014 года состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ, посвященное образованию лиц с ОВЗ и инвалидностью. По поручению Е.А.Тополевой-Солдуновой, принявшей участие в заседании, были подготовлены нижеследующие предложения: 1. Разработать Постановление Правительства "О реализации положений ФЗ "Об образовании в РФ" в части инклюзивного и специального образования детей с ОВЗ или инвалидностью", регламентирующее: - порядок определения статуса ребенка с ОВЗ или инвалидностью, критерии нуждаемости в специальных образовательных условиях, - детализацию вариативности специальных образовательных условий и рекомендации по их финансированию, - механизмы реализации инклюзивного образования, включая рекомендации по численности детей с ОВЗ или инвалидностью в инклюзивных классах/группах общеобразовательных учреждений, детальное разъяснение применения ФГОС для детей с ОВЗ или инвалидностью, - обеспечение сопровождения инклюзивного образования в качестве основной функции в деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, включая разработку и реализацию коррекционных и специальных образовательных программ, тесное взаимодействие с ПМПК, - вопросы организации специального образования для целевой группы детей-инвалидов с тяжелыми ментальными нарушениями, нуждающихся в обучении по специальным программам безуровневого образования, - обеспечение непрерывности и преемственности образовательных процессов, начиная от раннего выявления специальных образовательных потребностей и оказания ранней психолого-педагогической семейно-ориентированной помощи до завершения ребенком образовательного учреждения, - обеспечение стимулирования (мотивации) образовательных учреждений, принимающих на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью. 2. Разработать предложения по внесению изменений в ФЗ "Об образовании в РФ" в случае необходимости, выявленной в ходе подготовки Постановления.
Информация о заседании: http://state.kremlin.ru/commission/34/news/46371
29 июля 2014 года состоялось совещание в Агентстве стратегических инициатив по продвижению новых проектов по вопросам выявления барьеров развития отечественного производства средств технической реабилитации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривались преимущественно вопросы обеспечения ТСР инвалидов с опорно-двигательными нарушениями. Отмечались проблемы отсутствия индивидуализации в Индивидуальной программе реабилитации ТСР с учетом особенностей и нужд конкретного инвалида, занижение стоимости стандартно предоставляемых ТСР, что приводит к монополии низкоэффективных производителей ТСР, в том числе отечественных, отсутствию стимулов для совершенствования ТСР. Проблемы средств реабилитации ментальных инвалидов не рассматривались вообще. В этой связи в моем обращении было предложено при развитии рынка средств технической реабилитации обратить внимание на специфику ТСР для лиц с ментальной и сочетанной инвалидностью, особенно необходимых в образовательных процессах и обеспечения коммуникаций в повседневной жизни, в том числе были сформулированы проблемы: Отсутствия адаптированных русскоязычных развивающих программ для компьютеров коммуникаторов и планшетов для детей с аутизмом и умственной отсталостью, самих коммуникаторов, синтезаторов речи и пр. отечественного производства; Отсутствия современных адаптационных приспособлений для пользования компьютерами людям с нарушениями двигательных функций и интеллектом разной степени сохранности; Отсутствие адаптированных коррекционных программ дистанционного обучения детей с интеллектуальными нарушениями и компьютерного адаптированного оснащения, в тч законодательного обеспечения дистанционного обучения инвалидов с нарушениями интеллекта. Достигнуты договоренности по дальнейшему обсуждению возможностей рассмотрения этого направления в рамках инновационных программ в Сколково.
Август 2014 г. 23 приложения
1. 8 августа 2014 года Состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по созданию системы ранней помощи и сопровождению лиц с инвалидностью и их семей, созданной при Минтруда и соцзащиты РФ в соответствии с Поручением Вице-премьера РФ О.Ю.Голодец от 28.02.2014 г.(Приложение 0) К заседанию экспертной группой в течение 3 месяцев готовились предложения и материалы, которые были рассмотрены в ходе заседания, в том числе отзывы экспертов на Методические рекомендации Минобразования, которые были рекомендованы к полной переработке как не соответствующие проекту Положения об СРП, Стандартам и пр. с привлечением экспертов рабочей группы. Представлены существующие региональные модели службы ранней помощи, базирующиеся на учреждениях разной ведомственной принадлежности – соцзащита, образование, здравоохранение. 1) Проект Положения о службе ранней помощи с приложениями – новая редакция. 2) Стандарт качества услуг ранней помощи - новая редакция. 3) Предложения по раннему выявлению детей с ОВЗ в учреждениях здравоохранения и их направлению в службы ранней помощи. 4) Модель службы ранней помощи в доме ребенка – Новосибирск (приказ и положение) 5) Модель службы ранней помощи в реабилитационном центре соцзащиты (- Архангельск (приказ, положение) 6) Модель службы ранней помощи в образовании – Санкт-Петерург (распоряжение, методические рекомендации, положение) 7) Модель службы ранней помощи в здравоохранении – Улан Удэ (модель, алгоритм, 2 приказа) 8) Методические рекомендации Минобразования 9) Отзыв экспертов на Методические рекомендации Минобразования 10) Отзыв на Методические рекомендации_ Минобразования Кожевникова 11) Отзыв МГППУ на Методические рекомендации Минобразования 12) Отзыв ЦЛП на Методические рекомендации Минобразования (Приложения 1—12) По итогам заседания состоялся Протокол Министерства труда и социальной защиты (Приложение 13) Деятельность рабочей группы продолжается в соответствии с решениями, указанными в Протоколе, в том числе по подготовке экспертами НКО профессиональных стандартов специалистов службы ранней помощи. 2. По итогам заседания 24 июня 2014 года Межведомственной группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с РАС при Минздраве РФ (Протокол – Приложение 14) Министерством здравоохранения были подготовлены и размещены на сайте Минздрава для обсуждения стандарты медицинской помощи детям с РАС (Приложения 15,16). Запрошены и подготовлены отзывы экспертов НКО по РАС (Приложения 17-21) К участию в работе приглашены эксперты – С.А.Морозов (Общество помощи аутичным детям «Добро», И.Л.Шпицберг (Центр помощи детям-инвалидам «Наш солнечный мир», Е.М.Дутикова (РРЦ «Детство», М.Л.Семенович, (Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ Отзывы направлены в Министерство здравоохранения с просьбой об учете при доработке стандартов медицинской помощи детям с РАС. 3. 30 августа 2014 г. Подготовлено обращение от имени члена ОП РФ и СПЧ Е.А.Тополевой на имя Вице-премьера О.Ю. Голодец по созданию и деятельности независимой от органов здравоохранения службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах с распространением ее полномочий на защиту прав и законных интересов лиц с психическими расстройствами, проживающих в учреждениях социального обслуживания. Такой подход полностью соответствует положениям другого законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения степени реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан». Указанный законопроект доработан и согласован с представителями министерств и ведомств в рамках деятельности рабочей группы Совета Федерации под руководством члена Совета Федерации К.Э. Добрынина. Предложено привлечение представителей общественности для участия в рабочей группе по созданию службы. Одной из главных целей подготовки обращения является скоординировать деятельность органов власти и общественности по двум вышеуказанным направлениям. В подготовке обращения принимали участие В.М.Гефтер (АНО «Институт прав человека»), юристы правовой группы ЦЛП. (Приложение 22).
4. Разработана Концепция сайта Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. (Приложение 23). К программной разработке сайта привлечены коллеги из НКО на волонтерских началах. Сайт призван объединить членов КС по представлению лучших практик НКО (дайджест КС), а также отражать итоги текущей совместной деятельности по продвижению идей и инициатив в части защиты прав и свобод инвалидов, конструктивному взаимодействию с органами власти.
Сентябрь 2014 г. 16 приложений к разделам 2, 3, 4, 6
Участие в организованном Министерством образования и науки РФ обсуждении федеральных государственных образовательных стандартов образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС для умственно отсталых обучающихся (стандарты С и D). Внесены и приняты инициированные родительской общественностью изменения в проекты стандартов. Изменения касались как приведения названия ФГОС в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов – в новом варианте ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и постатейных изменений с учетом родительских запросов.
2. 13 сентября 2014 Участие в подготовке Петиции родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на имя вице-премьера О.Ю.Голодец «Спасите систему образования для детей с ОВЗ в г. Москве». (Приложение 2.1)
Петиция размещена от имени Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов для сбора подписей на интернет-ресурсе Change.org и к концу сентября собрала более 12 000 подписей. http://www.change.org/p/%D0%B3%D0%BE%D0%BB...share_petition# 15 сентября Петиция была вручена Вице-Премьеру в ходе заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ. Вице-Премьером было дано поручение организовать встречу представителей Департамента образования . Москвы с родителями. 17 сентября состоялась первая встреча родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с главой Департамента соцзащиты Владимиром Петросяном и главой Департамента образования Москвы Исааком Калиной. Родители говорили о том, что образовательная реформа в Москве может оставить их детей без обучения того уровня, который был обеспечен им ранее. http://www.miloserdie.ru/articles/roditels...-zatratnye-deti 20 сентября состоялась еще одна встреча с главой Департамента образования Москвы И.И. Калиной, в ходе которой представителям родителей было предложено собрать конкретные примеры жалоб с указанием фамилий учеников, родителей и номеров образовательных учреждений. Это предложение не было одобрено родительской стороной. Вместо этого родителями было предложено произвести самостоятельный опрос по детализации проблем и удовлетворенности качеством услуг образования детей с ОВЗ и инвалидностью в г.Москве. С этой целью была разработана Анкета для опроса родителей, которая размещена в интернете и раздается родителям в образовательных учреждениях. (Приложение 2.2.) Сводные данные после обработки анкет будут направлены в Департамент образования и Мэру г.Москвы. После размещения Петиции резко увеличилось количество публикаций в СМИ по вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью, в частности: http://www.novayagazeta.ru/society/65504.html http://www.zelenograd.ru/news/11630/ Совместно с профсоюзом учителей готовится митинг, который состоится 11 октября и будет посвящен, в том числе, требованиям родителей по обеспечению и финансированию качественного образования детей с ОВЗ и инвалидностью (Приложение 2.3. Пресс-релиз митинга). 3. 15 сентября 2014 года Участие в подготовке заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ "О деятельности межведомственной рабочей группы по организации и оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра" (предложения в повестку, согласование с докладчиками от НКО и пр.). Материалы заседания (Приложения 3.0 – 3.7.) По итогам заседания дан ряд поручений Вице-Премьера, в частности, предполагается объединение и дальнейшая совместная деятельность при Минтруда и соцзащиты Межведомственной рабочей группы по организации и оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и Межведомственной рабочей группы по созданию системы ранней помощи и сопровождению лиц с инвалидностью и их семей. (Приложение 3.8.) Это поручение фактически определяет изменение федерального подхода к проблеме лиц с РАС от медицинского к социальному. Кроме рассмотрения проблем РАС, представлены итоги работы по проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения степени реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», предложений о расширении функций создаваемой службы независимого контроля. Доклад о завершении совместной с общественностью работы в составе рабочей группы при Совете Федераций РФ был представлен руководителем группы сенатором К.Э.Добрыниным, зам. Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Законопроект направлен в Правительство РФ в установленном порядке для получения заключения. 4. 23 сентября 2014 года Участие и подготовка круглого стола на тему: «Уроки понимания инвалидности в школах как элемент построения безбарьерного общества» в Общественной Палате РФ (повестка, приглашение участников, согласование докладщв и пр). В работе приняли участие более 40 участников, в том числе эксперты НКО, члены Координационного Совета. На мероприятии, инициированном Дианой Гурцкая, Комиссией по поддержке семьи, детей и материнства совместно с Комиссией по развитию науки и образования обсуждалась инициатива поддержанная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 29 августа 2014 на встрече с участниками молодежного форума «Селигер» о проведении уроков понимания инвалидности в школах России. В результате обсуждения было принято решение о создании Штаба по подготовке концепции для Общественной палаты РФ по преподаванию в школах "уроков доброты", которые будут способствовать формированию у школьников внимательного и терпимого отношения к своим сверстникам-инвалидам. (Приложения 4.1.- 4.3) Ссылка на РИА Новости: 5. 23 сентября 2014 г. В Минтруда и соцзащиты состоялось совещание по совершенствованию работы федеральных государственных учреждений МСЭ с ПМПК, инициированное в ходе заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере 21 мая 2014 года. Обсуждены направления совершенствования взаимодействия Бюро медико-социальной экспертизы и ПМПК регионального уровня. Достигнуто понимание о необходимости включения в соответствующий раздел ИПР (психолого-педагогическая коррекция) уже полученных рекомендаций ПМПК по программам обучения ребенка-инвалида и созданию специальных образовательных условий. В связи с включением специальных условий в Индивидуальную программу реабилитации, их создание должно стать обязательным к исполнению для указанных в ИПР исполнителей. 6. 30 сентября 2014 г. Участие в Международной конференции «За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт» в г.Нижний Новгород. (Приложение 6) В ходе конференции было сделано информационное сообщение: Инициативы гражданского общества как социальный запрос перемен об изменениях в федеральном законодательстве и сотрудничестве с органами власти по проблемам лиц с инвалидностью по инициативам Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Вернуться назад |