--- > 5.06.2012 | Преодоление социально неприемлемой бедности семей с детьми и как следствие хронического недоедания миллионов детей России

5.06.2012 | Преодоление социально неприемлемой бедности семей с детьми и как следствие хронического недоедания миллионов детей России


5-06-2012, 17:29. Разместил: BAltshuler

5.06.2012 год, Б.Л. Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
член Общественной палаты РФ - заместитель Председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан


Преодоление социально неприемлемой бедности семей с детьми и
как следствие хронического недоедания миллионов детей России.


«Риск бедности в семьях с двумя детьми составляет около 50 процентов, а с тремя и более - до 80 процентов. Такая ситуация недопустима. Мы должны ее переломить…», - Д.А. Медведев, выступление на заседании Государственного совета 24.04.2012г. «Абсолютно недопустимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности», - В.В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», февраль 2012 г.

Эта ситуация точно, со статистическим обоснованием представлена в докладе профессора А.Ю. Шевякова 24.02.2011 года на заседании Экспертной группы № 9 («Сокращение неравенства и преодоление бедности») «Стратегии – 2020», где, в частности, резко критикуется принятый в РФ способ оценки уровня бедности по величине искусственно заниженного прожиточного минимума: «Прожиточный минимум не соответствует современным реалиям. Так, например, в нем не предусмотрено никаких затрат на аренду и тем более покупку жилья, а нормы по хлебу и мясу в 1,5-3 раза меньше пайка немецкого военнопленного в Ленинграде». По оценкам А.Ю. Шевякова при расчетах по показателям реальной нуждаемости уровень детской бедности в России превышает средний по Западной Европе в 10 раз (скачать файл .pdf)

К сожалению, 8 июня 2011 года Алексей Юрьевич Шевяков ушел из жизни, а его экспертные заключения, включая проблему крайней бедности, не нашли отражения в подготовленной руководством ЭГ-9 соответствующей главе представленной Правительству осенью 2011 г. «Стратегии – 2020». А сейчас вопрос о крайней бедности встал особенно остро в связи с новейшими предложениями Минфина о введении «эквивалентных шкал» и тем самым перерасчете уровня бедности – в сторону снижения ее порога и как результат снижения «на бумаге» числа бедных в РФ. К сожалению, эти предложения находят понимание у того же самого руководства ЭГ-9 - в рамках дискуссий по обновленной «Стратегии – 2020».

Уровень бедность в РФ – это, по сути, уровень выживания семьи. Именно поэтому миллионы детей России хронически недоедают. А если речь идет о ТАКОЙ  бедности, то при обсуждении способов ее преодоления невозможно обойти вопрос о соотношении «доход - цена», т.е. исключить из рассмотрения проблему искусственно завышенных розничных цен на предметы (продукты, товары) первой необходимости. Именно об этих неприемлемых «накрутках» на сотни процентов говорил в августе 2009 г. при посещении московского магазина «Перекресток» в то время Председатель Правительства РФ, ныне Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Именно этот вопрос я ставил в ЭГ-9 в течение 10 месяцев ее работы, но, увы, не был услышан, и соответствующие предложения не вошли в окончательный Отчет «Стратегии - 2020». Столкнувшись с непониманием руководства ЭГ-9, мы инициировали экспертную работу в Общественной Палате РФ – с привлечением представителей профсоюзов, АККОРа (Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), организаторов ежегодной декабрьской (в ЦВЗ «Манеж») выставки отечественных товаров и услуг «Лучшее - детям». Разработанные рекомендации Общественная палата направила в Правительство РФ в январе 2012 г.

Кратко суть этих рекомендаций, с учетом новейших событий 2012 года:

Посыл: Невозможно преодолеть бедность такого масштаба только увеличением нагрузки на бюджет, увеличивая размеры пособий и зарплат (хотя эти меры для некоторых категорий абсолютно необходимы). И это все равно не поможет, пока среди всех продаваемых в России товаров для детей только 15-20% - отечественного происхождения и пока структура розничной цены продуктов питания дается средней формулой 20x80 (20% - производителю, 80% - посредникам-сетевикам).

Стратегия решения проблемы: Поощрение внутреннего потребительского спроса на продукты и товары первой необходимости отечественного производства, что приведет одновременно: (1) к насыщению ими рынка и тем самым к снижению розничных цен на самое необходимое; (2) к росту доходов населения, семей с детьми за счет поощряемого спросом развития занятости, включая самозанятость.

Для решения этих задач необходимо, следуя мировому опыту, принятие жестких антимонопольных мер в целях обеспечения прямого рыночного контакта между массовым отечественным производителем и массовым потребителем, а также государственные вложения в развитие доступной для массового производителя инфраструктуры хранения, переработки и доставки товара конечному потребителю.

Конкретно предлагается:

1. Учесть в программе развития АПК на 2013-2020 годы, утвержденной Президентом РФ в начале марта 2012 г., предложения  XXIII Съезда АККОР (11.02.2012г.) по развитию производственно-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов и кооперативных рынков, а также о внесении изменений в законодательство в части обеспечения доступа к участию в торгах при размещении государственного и муниципального заказа на с/х продукцию преимущественно сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе с/х кооперативов.

Эти предложения АККОРа, во многом опирающиеся на успешный опыт развития кооперации столыпинских реформ, были полностью проигнорированы автором Программы развития АПК на 2013-2020 годы - Минсельсхозом России, а Общественная Палата РФ в ответ на указанные выше наши предложения получила из Минсельхоза России отписку за подписью Статс-секретаря, Заместителя Министра А.В. Петрикова.

2. Создание при органах социальной защиты населения региональных сетей социальных продовольственных магазинов, снабжаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, минуя «сетевиков».

3. Введение для нуждающихся категорий населения «продовольственной электронной карты», дающей право получения либо приобретения по льготной цене продуктов питания на фиксированную месячную сумму.

4. Реализация целевых государственных программ создания межрегиональных крупно-оптовых и мелкооптовых торгово-закупочных баз (порталов), логистических центров и транспортных путей, в том числе вблизи Москвы и других мегаполисов, - с обеспечением прямого доступа к закупкам на этих базам малого торгового бизнеса, предприятий общественного питания. (Сегодня мегаполисы – в осаде «сетевых» магазинов, торговая точка в которых недоступна для обычного производителя).

5. Внесение изменений в Уголовный Кодекс РФ, устанавливающих, следуя мировому опыту, что картельные ценовые сговоры и монопольные захваты рынков, равно как участие должностных лиц в этих деяниях, являются особо тяжкими уголовными преступлениями.


Вернуться назад