--- > 19.11.2016. Б.Альтшулер. Приветствие участникам Экспертной площадки «Жизнь без барьеров» IV Общероссийского гражданского Форума (Москва, 19.11.2016г.)

19.11.2016. Б.Альтшулер. Приветствие участникам Экспертной площадки «Жизнь без барьеров» IV Общероссийского гражданского Форума (Москва, 19.11.2016г.)


19-11-2016, 22:06. Разместил: BAltshuler

Борис Альтшулер,

Председатель Правления РОО «Право ребенка»;

член Московской Хельсинкской группы;

со-председатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности при Общественной палате РФ;

член Совета по защите прав и законных интересов детей-сирот при Министерстве образования и науки РФ;

член Рабочей группы по реализации права граждан на доступное жилье при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Министерства строительства и ЖКХ РФ (Минстрой России);

член Общественного совета Минстроя России.

 

Приветствие участникам Экспертной площадки «Жизнь без барьеров»

IV Общероссийского гражданского Форума (Москва, 19.11.2016г.)

 

Приветствуя участников нашей экспертной площадки, во-первых, хочу выразить искреннюю благодарность организатору Форума «Комитету гражданских инициатив» за возможность участия в нем и в целом за внимание к острейшим гуманитарным проблемам, которые нас здесь собрали. В проекте Заявления IV Общероссийского гражданского Форума, который я получил вчера в рассылке и который называется «Диалог. Солидарность. Ответственность», среди прочих важных и актуальных приоритетов сказано: «Мы объединились, чтобы помогать больным, сиротам и обездоленным».


Мы – правозащитники называем эту деятельность «социальная правозащита». И это не абстракция, поскольку именно отчаянные обращения SOS побудили нас заняться острейшими жилищными проблемами семей с детьми и крайней бедностью, из-за чего миллионы детей России живут в нечеловеческих условиях и хронически недоедают. И, конечно, - проблемами инвалидов и семей с инвалидами - детьми или взрослыми. По каждому из этих направлений есть разработанные экспертные предложения по решению проблем:


- по теме «доступное жилье» мы работаем с Советом при Президенте РФ по правам человека, Минстроем России и Российским союзом строителей;

- по доступности питания первой необходимости – это поддержка разработанной Минпромторгом год назад замечательной САПП (Система адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам России), совмещающей свою главную задачу с поддержкой массового отечественного фермерства; к сожалению, на сегодня САПП похоронена Минсельхозом;

- по теме данной экспертной площадки, т.е. по правам инвалидов, - это многочисленные разработки нашего Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности при Общественной палате РФ.

Мы будем рады всем этим поделиться с КГИ в целях реализации указанного в Заявлении Форума приоритета помощи обездоленным.


Фильмы, которые мы сейчас увидим, отражают трудный, очень трудный опыт реформ в сфере защиты прав инвалидов, пройденный многими странами. И этот опыт нам очень нужен именно сегодня, потому что сегодня Россия вступила на этот путь – согласно судьбоносным решениям высшего федерального уровня Российской Федерации.


Теперь хочу сказать о самом главном, что по сути содержится в названии «Комитет гражданских инициатив». Да, мы общественники-правозащитники – и названный Координационный совет, объединяющий более 60 НКО из многих регионов, и РОО «Право ребенка», и Московская Хельсинкская группа, другие НКО - работаем, конструктивно сотрудничаем, можно сказать, на высшем уровне власти. Многие наши предложения находят поддержку и Правительства, и Президента Российской Федерации. А парадоксальность, или наоборот естественность, ситуации состоит в том, что, несмотря на такую поддержку высшего уровня, дело на местах сдвигается с мертвой точки там, где есть также и «давление снизу», т.е. где в этом активно участвует и само гражданское общество, в том числе сами «обездоленные». Вот к этому – к еще большей активности граждан я и призываю. И, как я понимаю, пробуждение такой активности граждан – главная задача КГИ.


И в заключение несколько слов о тех реформах, которые призваны сейчас, сегодня облегчить жизнь и самих инвалидов, и их родителей. Речь идет об уже ставших законами либо заявленных на высшем уровне:


- кардинальном расширении спектра услуг, предоставляемых на дому, т.е. по месту жительства семей с инвалидами, включая и раннюю помощь;

- развитие альтернатив помещению детей и взрослых инвалидов в интернаты: инклюзивное образование с сочетанием присмотра и ухода, центры дневной занятости, сопровождаемое проживание и трудоустройство;

- реформа самих интернатов: для детей (ДДИ) проживание только в семейного типа группах согласно Постановлению Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481; для взрослых (ПНИ) организация жизни по квартирному принципу с усилением социально-реабилитационной компоненты.


7 октября с.г. я выступал на конференции Фонда «Выход» в Воронеже с докладом «Реформа системы ПНИ: задачи и перспективы». А потом был еще круглый стол на эту тему, в конце которого мама взрослого инвалида, у которого одна страшная перспектива – ПНИ, кажется из Оренбурга, сказала: «Мне захотелось жить». Думаю, что мы должны сделать все возможное, чтобы оправдать эту надежду.

 

Дополнение по мотивам дискуссии после просмотра фильмов: «Жизнь стоит того, чтобы жить» (“Lives worth living”, Eric Neudel, Alison Gilkey, США, 2011); «Как привлечь (“включить”) Смамюэля» (“Including Samuel”, Dan Habib, США, 2007); «Интервьюер» (“The Interviewer”, Genevieve Clay-Smith, Robin Brayan, Австралия, 2012); «Макрополис» (“Macropolis”, Joel Simon, Великобритания, 2012).


Здесь нам показали страшные кадры американских интернатов для детей-инвалидов 50 лет назад. И мы увидели, как далеко от того ужаса они ушли. Мы в России позже начали, но, как можно надеяться, идем быстрее. А в связи с ситуацией в интернатах я вспомнил рассказ друзей из НКО «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург), которые лет 10 назад выполняли проект по общественному контролю питерских психбольниц в сотрудничестве со шведскими психиатрами. Так вот шведы говорили: «У нас 40 лет назад был такой же беспредел, как у вас, - полная незащищенность пациентов. Всё изменилось после того, как мы допустили в больницы волонтеров».


Ясно, что волонтер – это не только помощь больным, но это и объективно независимый наблюдатель. Система стала прозрачной. Недавно мы с друзьями-коллегами по московской Рабочей группе по реформе ПНИ (кстати, Москва пока первый и единственный регион, где создана такая группа) разработали типовой проект Регламента взаимодействия НКО с администрациями интернатов. Прилагаю этот проект. В Москве похожий Регламент для членов указанной Рабочей группы по реформе ПНИ уже утвержден Департаментом труда и социальной защиты населения Правительства Москвы, причем предусмотрена возможность того, что члены РГ вправе привлекать волонтеров и независимых специалистов – врачей, юристов и т.п.


Надеюсь, что этот проект пригодится и в других субъектах РФ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                       

 ПРОЕКТ


РЕГЛАМЕНТ


взаимодействия государственных организаций социального обслуживания психоневрологического профиля органа управления социальной защиты населения субъекта Российской Федерации с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями


1. Основные понятия и термины

 

1.1. Для целей Регламента взаимодействия государственных организаций социального обслуживания психоневрологического профиля (далее - Организации) с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими общественными и волонтерскими организациями (далее - НКО) применяются следующие основные понятия:

1.2. Благотворительная деятельность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, включая юридическую помощь, исследование индивидуальной потребности в социальных услугах и необходимого уровня сопровождения получателей услуг.

1.3. Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации, в форме безвозмездного выполнения работ, оказания социальной помощи (добровольческой деятельности).

1.4. Благополучатель — физические либо юридические лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеры).

1.5. Благотворительная помощь — помощь-пожертвование от благотворителей и безвозмездная помощь добровольцев (волонтеры).

1.6. ИПССУ – индивидуальная программа предоставления социальных услуг, назначаемая согласно статье 16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации».

 

2. Общие положения

 

2.1. Регламент взаимодействия Организаций и НКО (далее - Регламент) разработан в целях определения порядка взаимодействия Организаций и НКО при осуществлении НКО благотворительной и иной деятельности в пользу

получателей социальных услуг, проживающих в Организациях, и в пользу самих Организаций.

2.2. Регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-03 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

2.3. Требования и правила настоящего Регламента распространяются на взаимодействие администрации Организаций с представителями НКО и привлеченными НКО волонтерами и специалистами.

2.4. Требования и правила настоящего Регламента не распространяются на граждан, осуществляющих взаимодействие с Организацией в индивидуальном порядке.

 

3. Цели и задачи взаимодействия

 

3.1. Цели взаимодействия:

3.1.1. Повышение качества жизни и защита прав получателей социальных услуг, их реабилитация, социализация и по мере возможности реализация их права жить в обычных местах проживания согласно требованию статьи 19 Конвенции ООН о правах инвалидов.

3.1.2. Развитие гражданского общества и развитие благотворительной деятельности.

3.2. Задачи взаимодействия:

3.2.1. Обеспечение эффективного партнерского взаимодействия Организаций и НКО для достижения указанных целей.

3.2.2. Привлечение дополнительных ресурсов в сферу услуг, предоставляемых получателям социальных услуг, проживающим в Организациях.

3.2.3. Содействие выявлению индивидуальных потребностей получателей социальных услуг, проживающих в Организации, разработке ИППСУ получателей социальных услуг и реализации ИППСУ.

3.2.4. Организация эффективной и комплексной медицинской, социальной, психологической, педагогической, трудовой, культурной и спортивно-досуговой помощи получателям социальных услуг, проживающим в Организации.

 

4. Принципы взаимодействия

 

4.1. Соблюдение правовых актов Российской Федерации и правовых актов субъекта Российской Федерации, в том числе приказов и распоряжений органа управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации.

4.2. Готовность к объединению усилий и ресурсов для максимальной реализации целей и задач настоящего Регламента.

4.3. Взаимное уважение и партнерство.

 

5. Установление взаимодействия

 

5.1. Взаимодействие Организаций и НКО может быть инициировано каждой из сторон.

5.2. С целью взаимодействия с Организацией НКО готовит для Организации письменное предложение по оказанию благотворительной помощи. Предложение НКО должно включать: ФИО и контакты руководства и представителя НКО; сведения о государственной регистрации (для юридических лиц); адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; перечень видов реализуемой НКО благотворительной деятельности с их описанием.

5.3. Предложение НКО по оказанию благотворительной помощи рассматривается в течение 20 рабочих дней.

В случае предварительного одобрения Организацией предложения НКО в орган управления социальной защитой населения субъекта Российской Федерации (далее – орган управления) направляется ходатайство о согласовании предложения по оказанию благотворительной помощи. Орган управления рассматривает ходатайство Организации в течение 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения ходатайства органом управления в Организацию направляется согласование предложения НКО по оказанию благотворительной помощи или отказ от согласования предложения.

По результатам рассмотрения предложения НКО выносится решение об одобрении или мотивированный отказ от предложения, которые оформляются письмом Организации.

К решению об одобрении предложения, согласованного с органом управления, направляемого Организацией, прилагается проект соглашения о совместной деятельности.

5.4. Отклонение Организацией предложения по оказанию благотворительной помощи не препятствует обращению НКО с аналогичным предложением в орган управления.

5.5. Соглашение о совместной деятельности заключается между Организацией и НКО в течение 14 дней с даты одобрения предложения по оказанию благотворительной помощи.

Для рассмотрения разногласий, возникающих в процессе согласования соглашения о совместной деятельности, Организация или НКО вправе обратиться в орган управления, который вправе привлечь к рассмотрению разногласий представителя Общественного совета при органе управления социальной защите населения субъекта Российской Федерации.

5.6. Организация назначает сотрудника, ответственного за взаимодействие с добровольцами (волонтерами) и иными представителями НКО.

5.7. Организация содействует включению представителя НКО в состав попечительского совета Организации в порядке, установленном положением об Общественном (попечительском) совете Организации, с письменным уведомлением НКО, а так же обеспечивает ознакомление представителя НКО с положением о попечительском совете, графиком и планом работы попечительского совета.

 

6. Порядок взаимодействия с волонтерами НКО

 

6.1. Администрация Организации оказывает содействие в:

- организации знакомства и обсуждения основных вопросов с директором и представителями администрации;

- организации регулярных встреч администрации и персонала Организации с куратором волонтерской деятельности и членами волонтерской группы - по мере необходимости и продвижения работы в данном направлении;

- проведении ознакомительного обхода для волонтеров по всем отделениям Организации, их знакомстве с получателями услуг и персоналом;

- назначении контактного лица (нескольких контактных лиц) из числа сотрудников Организации для координации взаимодействия в сфере волонтерской деятельности и обеспечении его регулярного взаимодействия с координатором (координаторами) со стороны волонтерской группы;

- обеспечении свободного прохода волонтеров на территорию Организации (с 9.00 до 21.00);

- проведении еженедельных социально-культурных мероприятий, организуемых группой волонтеров;

- выделении помещения для волонтерских занятий (на 15-20 человек) и проведения досуговых мероприятий с получателями социальных услуг;

- выделении специального места для хранения инвентаря, принадлежащего группе волонтеров;

- обеспечении доступа группы волонтеров и желающих получателей социальных услуг в актовый зал для проведения ежемесячных социально-культурных мероприятий;

- обеспечении свободного прохода волонтеров на этажи и в отделения Организации;

- предоставлении волонтерам списков получателей социальных услуг – по отделениям (ФИО, дата рождения, подвижность, дееспособность);

- гарантии соблюдения права получателей услуг в передаче волонтерам заявления, запросов и обращений;

- разрешении волонтерам на проведение фото/видео съёмки на территории учреждения, а также личной фото/видео съёмки с согласия

получателей услуг, без дальнейшей публикации в социальных сетях или иных публичных ресурсах и средствах информации;

- обеспечении возможности для выхода/выезда получателей за территорию Организации в сопровождении волонтеров (на основе договоров об оказании безвозмездных волонтерских услуг по сопровождению, предусматривающих необходимую ответственность волонтеров);

- регулярных посещениях волонтерами получателей услуг.

 

6.2. Волонтеры обязаны:

- осуществлять взаимодействие с Организацией и оказывать безвозмездные волонтерские услуги лицам, проживающим в Организации, на основе и в рамках сотрудничества между Организацией и НКО, которая, совместно с Организацией, определяет порядок и условия этого сотрудничества, осуществляет планирование и контроль волонтерской деятельности, проводит отбор волонтеров, несет ответственность за должное выполнение волонтерами их обязанностей;

- назначить куратора волонтерской деятельности для решения основных организационных вопросов с администрацией Организации и способствовать его регулярному взаимодействию с кураторами волонтерской деятельности от Организации;

- соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных получателей услуг;

- не делать и не использовать изображение получателя услуг (его фотографии, видеозаписи) без согласия получателя услуг;

- не обнародовать и не распространять изображения получателей услуг в социальных сетях или иных публичных ресурсах и средствах информации без их согласия;

- соблюдать конфиденциальность в части «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Ст. 61), а именно «врачебной тайны» (к которой относится сам факт обращения получателя услуг за медицинской помощью, информация о состоянии его здоровья, и вообще все сведения, касающиеся его медицинского обследования и лечения), которые не могут быть обнародованы без согласия получателя услуг, или должны быть обезличены;

- соблюдать конфиденциальность в части Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ст. 9), а именно в отношении сведений о наличии у получателя услуг психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иных сведений о состоянии психического здоровья получателя услуг, которые не могут быть обнародованы без согласия получателя услуг, или должны быть обезличены.

 

7. Порядок взаимодействия Организации с юристами, привлеченными специалистами

и исследовательской группой НКО

 

7.1 Администрация Организации

7.1.1. При оказании правовой помощи оказывает содействие в:

- предоставлении личных дел получателей услуг по запросу юристов НКО, а также привлеченных специалистов, уполномоченных НКО;

- предоставлении юристам и уполномоченным лицам отдельного помещения для работы с личными делами;

- выдаче юристам и уполномоченным лицам доверенности от Организации на оказание юридических услуг по восстановлению дееспособности (получению ограниченной дееспособности) и защите жилищных прав получателей услуг, по заявлениям получателей услуг;

- обеспечении доступа юристов, уполномоченных лиц и волонтеров, привлеченных НКО, для работы по данному направлению, к получателям услуг для получения их заявлений, обращений, запросов и т.п.

- обеспечении возможности конфиденциальных бесед юристов, уполномоченных лиц, волонтеров с получателями услуг;

- предоставлении юристам возможности делать выписки из личных дел получателей услуг.

7.1.2. При проведении исследования индивидуальной потребности в социальных услугах и необходимого уровня сопровождения получателей услуг оказывает содействие в:

- назначении контактного лица (нескольких контактных лиц) от Организации для обеспечения координации взаимодействия с группой по проведению исследования;

- обеспечении беспрепятственного допуска интервьюеров (участников группы по проведению исследования) к получателям услуг (респондентам) для проведения опроса;

- обеспечении продуктивного взаимодействия интервьюеров (участников группы по проведению исследования) с персоналом Организации для успешного сбора и анализа информации в рамках исследования;

- предоставлении (при необходимости) группе по проведению исследования информации из личных дел получателей услуг и возможности делать выписки из личных дел получателей услуг;

- обеспечении помещений для встречи получателей услуг (респондентов) с интервьюерами (участниками группы по проведению исследования) для осуществления опроса;

- предоставлении членам исследовательской группы, включая привлеченных специалистов, доступа к документам, информации, образцам продуктов и пищи, необходимым для оценки качества питания получателей услуг;

- предоставлении членам группы по проведению исследования другой необходимой информации о деятельности Организации, социальных и медицинских услугах, предоставляемых получателям услуг и пр., - в рамках проведения исследования.

 

7.2. Юристы, привлеченные уполномоченные специалисты и члены исследовательской группы НКО обязаны:

- соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных получателей услуг, включая данные, подпадающие под определение «врачебная тайна», в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных и согласно Ст. 61 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» и Ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (которые могут быть разглашены или обнародованы только с согласия получателя услуг, а также при необходимости - медицинским организациям или лицам, оказывающим медицинскую, социальную правовую и иную помощь, или должны быть обезличены);

- предоставить результаты исследования по каждому получателю услуг администрации и персоналу Организации и при необходимости – органу управления социальной защиты субъекта РФ Департаменту труда и социальной защиты населения, а также при необходимости - медицинским организациям или лицам, оказывающим медицинскую, социальную правовую и иную помощь для помещения данной информации в личное дело получателя услуг, для дифференциации необходимых социальных и медицинских услуг и совершенствования обслуживания.


Вернуться назад