--- > Как в течение года решить проблемы бездомных многодетных семей?

Как в течение года решить проблемы бездомных многодетных семей?


22-03-2013, 01:13. Разместил: BAltshuler

22 марта 2013 год, источник: Блог Общественной палаты РФ

 

Демографическая преамбула.

 

«У России есть всего два или три года, чтобы изменить негативную ситуацию с воспроизводством населения», - из только что (см. «Российская газета», 15.03.2013) обнародованного доклада Экспертной группы Открытого Правительства (Е.Л. Юрьев), где говорится о стремительно надвигающемся «дефиците мам», на что обращал внимание и В.В.Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (февраль 2012 г.). Он же в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. подчеркнул, что для решения демографической проблемы нужна многодетность, а для этого нужно решить проблемы жилья и создать условия для совмещения женщиной рождения ребенка с полноценной трудовой деятельностью (это - о доступности детских садов и ясель). На фоне этих установок абсолютно дикими выглядят многие ситуации реальной жизни.

 

1. Бездомные многодетные.

 

Архитектор В.Л.Астапенко: коренной москвич, в 1980-е молодым специалистом уехал работать в другой город и потерял прописку, вернулся к родителям в 1992 г. с молодой женой и первенцем, с тех пор – 20 лет в Москве на съемных квартирах без регистрации (попытки обратиться к властям оборачивались угрозами отобрания детей), 8 детей, 7 из них родились в Москве, прекрасные образованные дети со знанием языков, у старших в паспорте пустота на месте штампа регистрации по месту жительства – со всеми дискриминационными последствиями (см. прилагаемую Справку).

 

Л.А. Мерекина, 7 детей 2 внука, 16 лет в Москве, в 2007-2008 гг. имели постоянную московскую прописку на подаренной символической площади и были полноценными москвичами со всеми московскими льготами; выселены по суду «в никуда» и лишены регистрации по иску совладелицы квартиры и при поддержке органа опеки и Департамента жилищной политики Москвы.

 

Многодетная семья Ермаковой-Брайко, Сочи, 4 года живут в арендуемом гараже, для спасения заболевшего отца семейства продали 2 свои комнаты в коммунальной квартире, а меньшую площадь купить не смогли из-за взлета цен в связи с Олимпиадой.

 

Подробнее об этой проблеме в прилагаемой Справке (ниже) и в перечне многодетных семей в Письме В.В. Путину.

 

Решение жилищных проблем граждан/семей, не имеющих регистрации, т.е. «не принадлежащих» никакому субъекту РФ, очевидно, в возложении за это ответственности на Российскую Федерацию в целом (например, в виде расходных обязательств бюджета РФ по компенсации (субсидированию) найма жилья льготниками – так, как это предусмотрено для сотрудников органов внутренних дел: Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 №1228 – но для этого должно быть много арендного жилья по доступной цене, см. следующий пункт).

 

2. В целом «неразрешимая» проблема жилья, в т.ч. для семей с детьми, по мнению специалистов (Госстроя, Минрегиона, Ассоциации строителей России…) может быть легко и малозатратно для бюджетов разрешена с применением современных методов строительства быстровозводимых «доходных домов», в основном, на частных участках и за счет средств инвесторов. Стратегический поворот к арендному жилью впервые обозначен В.В. Путиным 22 июля 2011 г. и подтвержден Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №600. Примером в этой сфере является Китай, где вводится более 1 миллиарда кв. м. жилья в год (в России, несмотря на все указания высшего уровня, эта цифра стабильно не более 55-65 млн. кв. м.). Индустрия быстрого строительства есть и в РФ, но она НЕ ВОСТРЕБОВАНА, т.к. руководство субъектов РФ заинтересовано в дорогом коммерческом строительстве на основе устаревших «советских» ДСК.

 

Есть и иной «мгновенный» способ создания социально значимого фонда доступного арендного жилья путем организации госаренды в частном секторе – Подробнее о программе Общественной палаты РФ «Жилищный спасательный круг»: см. в письме В.В.Путину.

 

3. Социальное питание. Соотношение доходов большинства семей с детьми и розничных цен на продукты питания первой необходимости таково, что миллионы российских детей обречены на хроническое недоедание (недоедают и беременные женщины, об этой тяжелейшей проблеме говорили на слушаниях в Госдуме 4 февраля 2013 г., организованных вице-спикером ГД Л.И. Швецовой). Простейший и незатратный для бюджетов способ решения проблемы: открыть рынки для массового отечественного производителя с/х продукции, для фермеров и кооператоров. О недопустимости 400-500% «накрутках» цен на продукты первой необходимости посредниками-монополистами не раз говорил В.В.Путин; Министр сельского хозяйства Н.В.Федоров решил эту проблему в Чувашии, когда был президентом этой Республики, но в масштабах России проблема свободы продовольственного рынка остается нерешенной – со всеми вытекающими для страны трагическими последствиями.

 

Долг государства: обеспечить полноценное питание детей (и беременных женщин и всех нуждающихся), НЕЗАВИСИМО от того, бедная семья или нет: продовольственные карты, предложенная в августе 2012 г. О.Ю.Голодец «дорожная карта социального питания», программа социального питания Н.В.Федорова (но почему только в 2015 году, почему не сейчас?) – все это чрезвычайно актуально. См. Рекомендации ОП РФ.

 

4. Детские сады и ясли. Очередь - 2,1 миллиона детей и она растет, а о яслях должностные лица вообще не вспоминают. Несмотря на все установки высшего уровня, проблема в большинстве субъектов РФ (исключение Москва и ряд других) не решается, либо «решается» путем массового развития групп кратковременного пребывания, что является прямым саботажем установки Президента на создание условий, позволяющих женщине совмещать рождение ребенка и трудовую деятельность (см. выше – в Преамбуле). Другой порочный подход, загоняющий проблему в тупик, – искусственное завышение цены строительства (в Московской области запланирована цена нового места 1.200.000 руб., при цене места при типовом строительстве 400.000 руб.). Эта заинтересованность властей в сверхдорогих для бюджетов проектах является причиной того, что в зачатке находится самый простой и дешевый способ решения проблемы – домашние группы детского сада («сертифицированные няни» в массовом порядке используемые во Франции).

 

Решение проблемы – исключительно в введении жесткой ответственности должностных лиц за ее нерешение. Тут ключевым «игроком» является Всероссийское движение РДДДО (Российским детям доступное дошкольное образование), которое инициировало множество судебных процессов с исками, отсылающими к пункту 3 статьи 5.57 КоАП РФ, предусматривающему «Дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц)» за отказ в приеме в образовательное учреждение. Причем, согласно полученному координатором РДДДО К.А.Дружининым Ответу Генеральной прокуратуры РФ (письмо от 11.03.2013г. № 8-569-2013): «Факт отсутствия свободных мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не освобождает органы местного самоуправления от выполнения обязанностей по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования» (добавлю, что ответственность должна возлагаться и на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ). Таким образом, сегодня для решения проблемы очередей в детские сады может оказаться достаточно Разъяснений Генерального прокурора РФ и Верховного Суда РФ соответственно прокурорам и судам нижних инстанций о необходимости активного применения указанной статьи 5.57 КоАП РФ.

 

5. Сиротство. Помощь семье по месту жительства (на дому).

Здесь две стороны медали: гигантский приток новых сирот (в среднем 250 в день при нулевой социально-восстановительной работе с семьей) и постоянное проживание более 300 тысяч детей в организациях-общежитиях (около 100 тысяч детей со статусом сироты – физических и социальных сирот, а также более 200 тысяч детей, «временно» сданных родителями под надзор государства согласно ст. 155-1 Семейного Кодекса РФ).

 

Решение проблемы универсально: «поворот» социальной системы на оказание плановых помогающих, восстановительных междисциплинарных услуг на дому – как кровным, так и замещающим семьям (то, что называется «сопровождение» или «поддержка», о которой говорится в первом абзаце Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. №1688). На это, как можно надеяться, направлен проект нового Федерального закона «Об основах системы социального обслуживания в Российской Федерации».

 

Также необходимо в СК РФ «увязать» решения органов опеки и попечительства и судов в отношении семьи с социально-восстановительной работой с семьей.

 

Функционал «сопровождения семьи» должен быть также включен в типовые положения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равно как в их штатах должны быть предусмотрены ставки надомных воспитателей.

 

В то же время сопровождаемое проживание воспитанников организаций (включая старших детей и тяжелых детей-инвалидов) должно быть организовано исключительно в семейных воспитательных группах (СВГ), являющихся филиалами организации (например, в квартирах нежилого фонда на первых этажах жилых зданий), при постоянном проживании с детьми надомных воспитателей. Таким образом. может быть реализована на практике рекомендация Письма Минтруда в органы социальной защиты населения субъектов РФ от 12.09.2012г. № 12-6/10/2-1672 о реформе детских домов-интернатов по принципу проживания детей в СВГ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

СПРАВКА об ограничениях прав и возможностей граждан, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства.

 

По данным ЦИК в РФ 1 миллион избирателей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства. Принимая во внимание детей и неполноту информации ЦИК, следует серьезно отнестись к независимым оценкам, утверждающим, что в РФ 4-6 миллионов лиц «без определенного места жительства».

Также Гражданский Кодекс РФ и Жилищный Кодекс РФ, принятые в 2005 году, допустили выселение несовершеннолетних детей «в никуда» при совершении сделок  с жильем, при изъятии жилья в порядке залога и т.п. Что резко увеличило число граждан, включая семьи с детьми, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства.

 

Федеральный закон №122-ФЗ от 24.08.2004г. освободил Российскую Федерацию от ответственности по реализации социальных обязательств, передав эту ответственность субъектам РФ. Таким образом, социальное обслуживание граждан, не зарегистрированных постоянно по месту жительства в субъекте РФ либо не имеющих установленного в субъекте РФ «ценза оседлости» (в Москве – это 10 лет постоянной регистрации по месту жительства), не может осуществляться ни за счет бюджета региона их проживания, ни за счет бюджета Российской Федерации.

 

На практике отсутствие постоянной регистрации по месту жительства влечет такие дискриминационные последствия как: проблемы с учебой и трудоустройством, оформлением нотариальной доверенности на представление интересов в суде, невозможность заниматься активной трудовой деятельностью, создать ООО, стать индивидуальным предпринимателем, невозможность перечислять средства в Пенсионный фонд, отсутствие прав на получение региональных социальных льгот, включая льготы многодетным семьям, и, наконец, невозможность претендовать на улучшение жилищных условий в рамках каких-либо региональных программ или очередей.

 


Вернуться назад